Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно, сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности учащихся. Должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло учащихся мыслить.
Эффективность урока определяется, прежде всего, результатами познавательного процесса; важнейшими показателями при этом выступают сформированность предметных знаний и умений и их практическое использование.
Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Чёткая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету. Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса и активизации познавательной деятельности, является создание в ходе обучения проблемных ситуаций, иначе говоря, постановка учебной задачи, решение которой – это развертывание активной поисковой деятельности учащихся. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения - детскую любознательность. Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
При постановке учебной задачи противоречие возникает между двумя положениями, между житейским представлением и научным фактом, между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Столкновение с противоречием вызывает или эмоциональное переживание (удивление) или затруднение.
Поставить учебную задачу можно через различные ситуации:
- ситуация неожиданности, создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;
- ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;
- ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными;
- ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность; - ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;
- ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.
На первоначальном этапе постановки учебной задачи необходимо подвести ученика к овладению обобщенными отношениями в рассматриваемой области знаний, к усвоению и овладению новыми способами деятельности. Психологи связывают этот этап с действием целеполагания или, иначе говоря, с поиском ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать (сделать), чтобы имели возможность двигаться дальше?»
Следующий этап – этап планирования или составление программы деятельности – связан с поиском ответа на вопрос «Что и в какой последовательности мы будем изучать?» Часто ответ на этот вопрос может быть найден по аналогии, с использованием более общего способа решения такого типа учебных задач (с опорой на принцип познания, на представление о системном характере знаний, на содержание знаний и др.).
Постановка учебной задачи завершается формулированием темы урока или вопроса, требующего исследования. При создании ситуации противоречия учитель управляет поиском его разрешения. Поиск решения сопровождается выдвижением гипотез и их проверкой, которые осуществляются через побуждающий или подводящий диалог. Учитель прогнозирует возможные ошибочные гипотезы и заготавливает контраргументы и подсказки к ним, тщательно планирует проверку решающей гипотезы.
Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять орфографические явления, находить закономерности.
Рассмотрим пример. В 5 классе на уроке математики детям предлагается найти значение следующих сумм:
3/25+7/25; 1/2+3/4; 29/50+19/25; 1/25+1/30
Как видно, в первой сумме знаменатели одинаковые, и такой случай детям знаком. Суммы, похожие на вторую и третью, встречались в подготовительных заданиях, так что принципиально новой является четвертая сумма. Учащимся предлагается несколько вариантов решения:
1/25+1/30=30/750+25/750=….,
1/25+1/30=6/150+5/150=….,
1/25+1/30=(1+1)/(25+30)=2/55
Учащиеся сами выбирают верные решения, делают выводы. Они приходят к выводу необходимости новых знаний.
Каждый учитель знает индивидуальные особенности своих детей и может определить степень помощи ученикам в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений и т.д. С помощью наводящих вопросов я побуждаю учащихся самих сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями. Здесь хорошо видно, что для решения такой учебной задачи необходимы новые знания. Такие выводы побуждают ребят к познавательной активности. Этот процесс ещё больше усиливается, если ученик становится полноправным соучастником познавательного процесса. Очень важно, чтобы учитель раскрывал учащимся ценность изучаемого, помогал осознать значимость получаемых знаний не только как необходимых ученику, но и существенно значимых и важных обществу. Вторым условием формирования положительных мотивов является предоставление ученику возможности осуществлять избирательность своих действий. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения учебной задачи, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы – интерес к способам добывания знаний.
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть наша главная педагогическая задача.