Батагова Е.В.,
заместитель директора по методической работе,
учитель английского языка
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 3»,
г. Губкинский
Важным требованием организации процесса обучения школьников является максимальная активизация их учебной деятельности, формирование их жизненной позиции, привитие самостоятельности, социальной идентичности, интереса к учёбе, нацеленность на личностное развитие ученика, формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Активизация подразумевает активное участие школьников в учебной деятельности. Наиболее приемлемым направлением в обучении иностранным языкам считаю включение элементов интенсивного обучения, при котором достигается максимум эффективности при минимальных затратах усилий ученика и учителя.
Главной движущей силой в этом случае является мотивация. Огромные резервы кроются в естественном любопытстве учеников к жизни в зарубежных странах, особенно к стране изучаемого языка. Так, приступая к изучению иностранного языка, нельзя пожаловаться на отсутствие интереса обучающихся к предмету. Но со временем интерес значительно ослабевает. Возникает вопрос: почему? Одна из причин – это ложное представление о мнимой обязанности ученика учиться. Учение – это познание. Нельзя обязать человека познавать что-либо, даже если это записано в уставе. Пока обязанность не будет осознана и принята учеником как МОЯ обязанность, он будет «подвергаться обучению», а не учиться. Поэтому проблема мотивации учения представляет собой проблему превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. Деятельности без мотивации не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой как средством формирования личности вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. А значимость не ценных мотивов важно снизить.
Какие же мотивы и антимотивы движут учеником, который овладевает иностранным языком? С этой целью был проведён опрос обучающихся 5-9 классов. По результатам опроса и на основе изучения методической литературы составлена следующая таблица, на которую в процессе работы необходимо ориентироваться.
Результаты опроса обучающихся
Виды мотивации изучения иностранного языка |
Общепринятые мотивы, составляющие тот или иной вид мотивации |
Мотивы (по результатам опроса) |
«Антимотивы» (по результатам опроса) |
Широкая социальная мотивация |
|
|
|
Мотивация, связанная с перспективным развитием личности |
-Изучаю, так как иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни. |
|
|
Коммуникатив ная мотивация |
|
|
|
Мотивация, порождаемая учебной деятельностью |
|
|
|
Стимулирующее воздействие внешней мотивации на процесс обучения может быть достаточно сильным, поэтому его важно строить так, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком. Можно проводить беседы о значении английского языка. С удовольствием ребята выполняют задания следующего характера: сделать подборку иностранных слов, которые они употребляют, слышат, встречают в книгах, какие иностранные передачи, фильмы, мультфильмы показывают по телевизору, какие книги английских авторов есть в библиотеке или дома, используются ли иностранные слова на вывесках магазинов, офисов в нашем городе и т.д.
Чтобы собрать такую информацию, учащимся приходится проявлять активность, взаимодействие с другими людьми и они не замечают, как внешняя мотивация смыкается с внутренней мотивацией и подкрепляется ею.
Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Большинство учащихся хотят общаться, переписываться друг с другом, с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Несмотря на такое стремление к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации. Поэтому необходимо больше обращаться к воображению ребят, фантазии, игре. Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его, раскрывает творческие возможности, свойства его личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие. Использование игровых форм обучения является отличительной особенностью интенсивных методов.
Задания творческого характера, предполагающие выполнение в первую очередь речевых упражнений, а также упражнений с различной направленностью речевого действия, позволяют избежать однообразия действий, снижают умственную утомляемость учащихся. Использование проектных методов и презентаций на уроках позволяет комплексно реализовать методические и педагогические задачи, у обучающихся формируются активные логико-смысловые операции, создаётся благоприятная обстановка для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Одной из характеристик интенсифицированного обучения является личностно-ориентированное общение. Необходимо быть в курсе жизни своих учеников, знать о наиболее важных событиях, которые с ними произошли. Это позволит ученику поделиться своими радостями, проблемами, планами. Необходимо хорошо изучить интересы каждого ученика и учитывать их при организации общения. Не раз проверено, что учёт интересов обучающихся создаёт мотивацию, стимулирует активность, позволяет ученику более полно раскрыть свои способности.
В интенсивных методах широко используются и несвойственные ученику в жизни роли, например, инопланетянина, космонавта, героя мультфильма. Здесь необходимо сделать правильный выбор персонажей игры с учётом интересов и уровня их общего развития, при этом учитывать личностные свойства и психологические особенности обучающегося.
Особое место в интенсивном обучении отводится работе с музыкой, песнями, стихами и наглядными пособиями. Прослушивание стихотворений, а особенно песен, не только создаёт паузу для расслабления, отдыха (элементы здоровьесберегающих технологий), но и вовлекает всех в продуктивную работу на уроке.
Большое значение придаю созданию коммуникативной обстановки на уроках. Формулировка задания должна носить коммуникативный характер, а содержание учебных материалов должно быть интересно школьникам. Урок оживает, когда его содержанием становятся факты, события, непосредственно затрагивающие самих учащихся.
Важным видом внутренней мотивации является мотивация, порождаемая учебной деятельностью. Нужно, чтобы учащиеся видели речевую перспективу применения языкового материала. Так при введении новых слов необходимо объяснить, что они понадобятся для беседы по теме, для сценки, для чтения текста, в будущем для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Большую роль играет развитие языковой догадки. При чтении текстов, например, направляю их внимание на подсказки и опоры в самом тексте. Считаю, что необходимо вооружать обучаемых определёнными приёмами овладения иностранным языком, так же необходимо обучать их работе с различными словарями, справочниками, схемами, таблицами, Интернетом.
Учитель стимулирует активность учащихся своим доброжелательным отношением, заинтересованностью в их успехе. Позиция учителя в учебном коллективе – это позиция помощника, консультанта, друга. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам иностранного языка.
В современных условиях компьютеризации, стремительного накопления и обновления информации невозможно обучить человека на всю жизнь, важно заложить интерес к накоплению знаний, научить его учиться. Различные стороны самостоятельной деятельности учащегося, его самоорганизация, самоуправление, самоконтроль и самостоятельная работа становятся предметом специальных исследований. При этом способность к самостоятельной деятельности, как черта личности школьника, составляет цель всего учебно-воспитательного процесса. Знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее. В ходе самостоятельной работы каждый ученик соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она носит индивидуализированный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого отдельного ученика и как следствие – его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы кроются значительные резервы повышения мотивации. Её эффективность зависит от того, насколько она имеет добровольный характер, поэтому учитель должен создавать лишь основания для зарождения потребности в самостоятельной работе. Имеет смысл создавать такое положение, при котором учащиеся ощутили бы дефицит усвоенного материала для общения, следует указать им на конкретный источник информации для восполнения этого дефицита.