Рылова Надежда Александровна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»
г.Ноябрьск
Видишь всяк пути твои, ступай.
Знаешь всяк подвиги твои, подвизайся.
Феофан Прокопович,
«Слово в день святого благоверного
князя Александра Невского,
проведанное Феофаном, епископом Псковским,
в монастыре Александро-Невском
при Санкт-Петербурге в 1718 году».[5, стр. 49]
В истории каждого народа есть имена, которые в трудные годины являются путеводными звездами. Они помогают преодолеть невзгоды и спасти свой народ. Они как ангелы-хранители земли русской. Александр Невский из их числа. Школьники хорошо знают те важные исторические события, которые связаны с именем князя Александра, охотно рассказывают и о Невской битве, и о Ледовом побоище, но не до конца понимают смысл жития Александра Невского, смысл его изучения. Поэтому историку и словеснику необходимо поработать в тандеме, возможно, создать интегрированный урок, посвященный Александру Невскому. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» - это произведение древнерусской литературы, ученикам необходимо понимание, в чем его актуальность на сегодняшний день?
Мы знаем, что стоящему у власти человеку неимоверно сложно вести праведный образ жизни!
Путь князя Александра Невского был воистину тернист. Феофан Прокопович так говорит об этом в «Слове в день благоверного князя Александра Невского» (1718г): «…тяжесть государственных дел с усердием старался носить. Достаточно об этом свидетельствуют лютые те времена, в которые он держал корму отечества своего. Внутри немощна, извне угнетаема была Россия…» [5, стр. 47] Феофан Прокопович, обращаясь к пастве, размышляет о путях спасения христианина. У молодого князя Александра Ярославовича слишком мало было времени для размышлений, он действовал, совершенно не думая о своем спасении, он спасал Отечество.
Сколько нужно времени мужчине, чтобы повзрослеть, стать готовым нести ответственность за себя и свои поступки, за свою семью? Порой на это уходит вся жизнь. Необходимо, чтобы школьники осознали, в каком юном возрасте Александр Невский вступил на престол и совершил подвиги во славу Божью и во славу Отечества! С пятнадцати лет! С пятнадцати лет он начал править Великим Новгородом, защищая его рубежи. Ребята могут назвать качества идеального правителя! И мы можем убедиться, что Александр Невский ему вполне соответствовал. Он был образован, трудолюбив, мудр, в полной мере нес ответственность за свои поступки и решения. Это идеал не только правителя, но и юноши, мужчины, человека.
Молодой князь победил не только внешних врагов Руси, он победил в себе гордыню и самолюбие, когда простил новгородцев, выказавших ему недоверие, и вернулся, чтобы встать на их защиту. Принять внутренне новгородскую вольницу, считаться с интересами этого надменного государства в государстве – уже подвиг.
Божественной прозорливостью князь отверг предложение Рима принять католичество. Он был необыкновенно стоек в своих убеждениях, в своей вере. Выдающийся русский историк Дмитрий Иловайский свидетельствует: «Александр Ярославич принадлежит к тем историческим деятелям Северной Руси, в которых наиболее отразились основные черты великорусской народности: практический ум, твердость воли и гибкость характера, или умение сообразоваться с обстоятельствами» [5, стр. 134, 136]
Православному человеку, истинному россиянину, чрезвычайно должны быть близки и понятны слова русского писателя и историка Николая Клепинина об Александре Невском: «именно в вере и церкви он черпал силу для своего государственного труда. Пример его жизни говорит далее, что только самоотвержении и жертвенный подвиг отдачи себя своему служению могут принести подлинные плоды, что и мирское делание требует подвижничества!» [5, стр. 160] Мы забываем о том, что «и мирское делание требует подвижничества!», считая, что патриот и христианин должны совершать какие-то немыслимые подвиги. Подвигу веры и самоотречения, любви к Родине и ближнему – есть и должно быть место в каждом обычном дне обычного человека, который стремится быть с Богом.
Обратим внимание учащихся, что телесная и духовная красота князя Александра передана в житии через библейские имена. Поскольку эти имена сами по себе ничего не говорят учащимся, словеснику необходимо дать культурологический комментарий.
Александр Невский сравнивается с Иосифом – одним из двенадцати сыновей еврейского патриарха Иакова, ставшего отцом земли Египетской. Иосиф славился необыкновенной красотой, был строен и великолепен. По силе Невский равен Самсону, знаменитому своей сверхчеловеческой силой. С рождения он был посвящен Богу, а потому не должен стричь своих волос, ибо в них заключалась его сила. Автор жития сравнивает князя с Соломоном, израильским царем, прославившимся огромной мудростью. Русский князь Александр Невский и красив, и силен, и храбр, и мудр.
После анализа жития правомерно обратиться к картине Михаила Нестерова «Александр Невский». Главная сила художника, по мнению И.Долгполова, заключается в «проникновении в самую суть русской души с ее глубиной, подвигом, любовью к ближнему». [2, 614] Все это в полной мере отразилось в образе благоверного князя Александра, смиренно склонившем свою голову пред иконой Божьей Матери. На картине Александр Невский представлен как князь, воин и святой. У ног князя щит и святой меч, вокруг головы – нимб, но он смиренно молится, желая идти по своему нелегкому пути только с Богом. Светлые одежды говорят о чистоте его помыслов. Эпиграфом к картине можно считать слова Невского из жития: «Не в силе Бог, а в правде».
Стоит обратить внимание учащихся и на икону Святой великий князь Александр Невский иконописца Д. Мироненко, на которой святой изображен под покровительством Святой Троицы и одновременно возвышающимся над Александро-Невской лаврой как защитник, покровитель обители, города и всей земли русской.
Можно предположить, что святой и с иконы говорит о том, что «нет большей любви, если кто душу положит за други своя». Притягательны глаза святого, в которых чувствуется огромная печаль и истинная любовь к Родине.
Осмыслив икону, предложим учащимся подумать над толкованием понятия «святость». В совместном размышлении школьники приходят к следующему выводу: «святость» - есть причастность к божьей благодати, святой выступает защитником людей перед Богом.
В русской православной культуре тесно связаны защита Родины и святость, они сплелись в духовном пути Сергия Радонежского, монахов Пересвета и Осляби, князя Дмитрия Донского, святых князей Бориса и Глеба (незримых сподвижников благоверного князя Александра). Сила защитника Родины, ее любящего сына, держится на справедливости и чистоте его помыслов.
Список литературы.