Емельяненко Елена Степановна
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Муравленко»
г. Муравленко
Целью работы является изучение ресурсов Национальной электронной библиотеки, Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, предоставляющих доступ к электронным версиям книг и исторических трудов, раскрывающих жизнь и подвиги благоверного Александра Невского с целью использования в работе библиотек города Муравленко.
Тезисы доклада
- Военно-исторические и книжные памятники культуры обладают огромным потенциалом воздействия на формирование мышления подрастающего поколения, поэтому работа по их пропаганде занимает важное место в патриотическом и гражданском воспитании;
- Использование достоверных источников формирует у молодежи интерес к истории, развивает внутреннюю потребность личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, активизирует познавательные интересы;
- В современном информационном обществе библиотеки составляют одно из важнейших звеньев единого культурно-информационного пространства, предоставляют пользователям комплекс услуг по развитию навыков работы с информацией, развивают информационную культуру.
В нашем личном и общественном сознании прочно закрепились понятия: «историческая память», «культурное наследие», «военно-историческое наследие». Сегодня повсеместно возрождаются, восстанавливаются и реконструируются объекты культурного наследия — от местного до национального значения. Военно-исторические объекты обладают способностью оказывать величайшее воздействие на формирование мышления подрастающего поколения, поэтому они должны занимать особое место в работе по патриотическому и гражданскому воспитанию. Для России понятия «история» и «военная история» являются почти тождественными, ведь с древнейших времен развитие, становление и расширение территории российского государства напрямую зависело от военного потенциала, человеческого мужества, количества одержанных побед в главных сражениях и крупных битвах. Стратегическую важность всех свершенных в историческом прошлом территориальных завоеваний для нашей страны трудно переоценить, сегодня они придают России особый статус мировой державы.
В целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа в 2020 году в России празднуется 800-летие со дня рождения Александра Невского – князя, военачальника и дипломата, одного из самых талантливых полководцев, канонизированного Русской православной церковью. Понимая важность и ценность новых военно-исторических раритетов, с 1958 по 1966 год советские археологи принимали участие в продолжительной восьмилетней экспедиции, искали следы битвы, исследовали дно и берега Чудского озера, и обнаружили много интересного. Предпринимаются новые раскопки, помогающие уточнить место и характер сражения, известного как «Ледовое побоище».
В наше время продолжается активная работа по восстановлению уникальных древних текстовых документов, которые всегда будут иметь значимость их возможного практического применения социальными группами, классами, нациями и даже целыми поколениями людей. Далеко шагнув от устных форм передачи информации (песни, былины, сказания) общество активно развивается в новом современном информационном пространстве, используя всевозможные новейшие средства трансляции культуры и расширяя структуру коммуникации. Важнейшим средством передачи информации остается книга.
Один из самых ярких и неоднозначных мыслителей современности футуролог, изобретатель и философ науки Рэй Курцвейл прогнозировал, что печатная книга в ближайшие годы исчезнет, всё больше людей будут переходить на электронный формат чтения, тем более с расширением возможностей гаджетов и их мощностей. Несмотря на это, ценные и исторические раритеты не утеряют своей значимости и интереса [1].
Этим прогнозам есть доказательства — параллельно с развитием интернет технологий и новейших электронных форматов сохраняется, и даже все больше возрастает ценность древнейших книжных (летописных) источников. Это связано с тем, что они рассматриваются сегодня не только как книжные памятники, но и как живые хранители истории, представляющие достоверную правду о прошедших событиях, людях, фактах. Первоисточники помогают каждому народу формировать свою объективную историческую память, чтобы понять, оценить настоящее и будущее.
В любой отрезок исторического времени общество анализирует происходящие в нем изменения, критически оценивает перемены и часто ищет ответы в доставшихся в наследство письменных культурных ценностях, возрождая те или иные события и личности. К сожалению, сегодня часто некоторые политические или государственные деятели делают весьма важные заявления, не опираясь на достоверные документы. В ряде зарубежных стран предпринимаются попытки переписать историю, при этом, не принимая в расчет аргументы и первоисточники. Одними из самых распространенных примеров являются попытки фальсифицирования итогов Второй мировой войны, когда в информационное поле вбрасывались фейковые заявления, основанные на ложных фактах или подтасовке исторических событий. Удивляет то, что самые абсурдные измышления очень часто находят поддержку в умах обывателей и даже приобретают официальное звучание. Молодежь, иногда в силу своего незнания, воспринимает данные заявления за правду. В ряде стран искажения истории появляются на страницах учебных изданий.
Сегодня в обиход вошло такое понятие как «мнемоническая безопасность» — безопасность памяти об истории своего народа и государства. В этой ситуации роль и ценность исторических документов возрастает кратно — растет число желающих использовать подлинную информацию, чтобы составить свое собственное мнение относительно того или иного исторического события, факта. Конечно, не все документы, когда-либо написанные или изданные в бумажном виде полностью доступны, в том числе и в цифровом формате.
В современных условиях обостряется необходимость предоставления доступа к научной, образовательной и просветительской литературе через Интернет, поэтому библиотеки берут на себя роль мультимедийных, многофункциональных, культурно-просветительских, научно-образовательных и информационно-аналитических центров.
Национальная электронная библиотека (НЭБ) — государственная информационная система, крупнейшее собрание книг, диссертаций, карт и прочих исторических документов. Библиотека предоставляет пользователям доступ к национальному наследию, выраженному в форме цифровых копий документов, редких книг, рукописей и монографий, находящихся в библиотеках, архивах и музеях России. Сегодня общее количество электронных документов в фондах НЭБ составляет более 5 миллионов единиц.
С 2009 года функционирует Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина, в которой оцифрованы и доступны более 870 тысяч электронных цифровых копий важнейших документов по истории России, теории государственности, русскому языку. Каждому человеку, повышающему свой образовательный уровень и уважающему свою историю на портале электронных библиотек доступны уникальные по своей значимости документы, настоящие исторические реликвии, сохранившиеся начиная с 1656 года.
Александру Невскому на портале Президентской библиотеки посвящена уникальная коллекция Александр Невский (1221–1263) в которой собраны исторические исследования, очерки и изобразительные материалы. Также материалы об Александре Невском можно найти в коллекции «Государственная власть» перейдя по разделам: Государственная власть → Персоналии государственных деятелей → Великие князья → Александр Невский. Не только письменные свидетельства славной жизни и подвигов Александра Невского доступны в НЭБ, Президентской библиотеке, но и рисунки, изображения, передающие образы того времени. Обратимся к некоторым из них.
На портале Президентской библиотеки в коллекции Александр Невский (1221–1263) можно увидеть книгу Тихонравова Константина Никитича «Владимирский Рожествен монастырь XII века, где почивали св. мощи в. к. Александра Невского, до перенесения в С.-Петербург» [7], изданную на типографии Губернского правления в 1869 году. В ней автор прилагает старинное изображение данного священного монастыря, а также приводит и текст самого Указа от 2 июля 1723 года, «О перенесении мощей Святого Великого Князя Александра Невского в Санкт-Петербург».
Обратимся еще к одному изданию — краткому жизнеописанию «Святый благоверный великий князь Александр Невский».
Автор, священник Воскресенский Николай Александрович составил свой труд в 1898 году в честь памяти царя-миротворца.
В рисунках к жизнеописанию приводится венценосное изображение князя, а сам Воскресенский пишет о том, что отечество признало Александра мудрым и добродетельным, история – великим и славным, а церковь – святым и блаженным. Само появление князя в то суровое время церковь считает великим благом для русского народа. Вот какие размышления приводит автор: «Бедственным для России было то время, в которое княжил боголюбивый князь Александр герой Невский. Почти вся русская земля свирепыми монголами разорена была едва не в конец. Города и селения опустошены огнем и мечем, святые храмы поруганы, расхищены или разрушены. Христиане, избежавшие меча и плена, скрывались в горах и непроходимых лесах; несчастные жители селились там, где жили дикие звери. Кроме кровожадных татар даже неизвестные племена, будто сговорились между собой разорвать на части бедную землю русскую. Князья русские собранную со своих подданных дань покорно несли в орду, от которой зависели и власть княжеская и сама их жизнь. Но не таков был по воспитанию и характеру во время богопотребное воздвигнутый милосердным Господом, в руках Коего власть над землею, — воздвигнутый на благо и спасение нашего отечества в самую печальную и тяжкую для него пору благоверный Князь Александр Ярославович» (перевод выполнен Емельяненко Е.С.) [3].
В книге «Житие святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия», изданной в 1871 году, автор Казанский Петр Симонович утверждает, что летописи упоминают о князе Александре в первый раз в 1228 году: «В это время, отец его Ярослав, княживший в Новгороде, оставил там вместо себя восьмилетнего сына Александра со старшим братом его Федором, и приставил к ним боярина Федора Даниловича и судью Якима. На дела Новгородские тогда имели особенное влияние местные архипастыри, и юный Александр, конечно, пользовался советами и наставлениями св. архиепископа Антония. В 1230 году Александр привезен был отцом опять в Новгород. Господу угодно было среди скорбей и страданий воспитывать Александра, чтобы в уповании на милость Божию, а не во внешних благоприятных обстоятельствах он искал себе опоры и утешения. В Новгороде, в этом же году открылся страшный голод, а вслед за тем мор, так что едва успевали погребать умирающих. Через три года после сего, на глазах Александра скончался старший брат его Федор. Александр еще в ранней молодости должен был приобрести внимание Новгородцев обходительностью. Ум и поступки обличали в отроке и юноше будущие доблести мужа; а что Александр снискал любовь строптивых Новгородцев, видно из того, что он десять лет прожил в Новгороде, тогда как перед тем, в продолжение почти ста лет, ни один князь не прожил там более пяти лет. В вольнолюбивом городе, Александр, сохраняя нужную твердость, должен был привыкнуть к самообладанию, к постоянной обдуманности своих действий и потому упование и надежду свою Александр привыкал возлагать на единого Бога, и у Него просить помощи и вразумления» (перевод выполнен Емельяненко Е.С.) [4].
С 1896 по 1904 годы, русский военный историк, почетный член Санкт-Петербургского комитета грамотности Александр Фомич Петрушевский работал над созданием сборника «Рассказы про старое время на Руси».
Вот как описывает автор сражение на Неве: «После долгих сборов войско село на корабли и летом 1240 года приплыло в Неву, рассчитывая пройти Ладожским озером и Волховом в самую глубь Новгородской земли. Александр, не теряя времени, помолился у святой Софии, принял от владыки благословение и с набранной наспех малой ратью пустился вниз по Волхову. Утром 15 июля Александрова рать подошла к шведскому стану, против устья Ижоры и, не теряя ни минуты, дружно ударила на незваных гостей. Между шведами поднялся переполох, ратники бросались из конца в конец за оружием и доспехами, а новгородцы рубили их мечами и топорами».
Петрушевский подробно описывает героев сражения – новгородцев Гаврилу Олексича, Мишу, Савву, славно сражавшихся со шведами и воодушевлявших своим примером других. А так автор описывает князя Александра: «Сам Александр сражался храбро, все видел и везде поспевал. Заметив, что Биргер бежит, Александр нагнал его и своеручно зарубил мечом на его лице крепкую по себе память. Бой длился до ночи; Шведов полегло великое множество, остальные сели на корабли и уплыли восвояси. Новгородская земля спаслась от многих бед, и благодарные русские люди дали Александру название Невский».
А эти строки автора посвящены событиям 1242 года: «Немцы собрали большое войско и повели его навстречу Александру по льду Чудского озера. Это было в 1242 году, в начале апреля; весна стала тогда поздно. Александр нарядил свою рать там, где сходится Чудское озеро с Псковским. «Суди меня, Боже», сказал он, подняв руки к небу «и рассуди мою распрю с этим народом; помоги мне, Господи, как Ты помог прародителю моему Ярославу против окаянного Святополка!». Немцы построили свое войско к бою, как тогда говорилось «свиньей». Подойдя к русской рати, немцы так и врезались в нее. Как обухом загоняют в дерево клин, так немцы свиным рылом дальше и дальше врезались в Александрову рать и раскалывали ее пополам. Поднялось между русскими великое смятение. Тогда Александр с запасным полком ударил на врагов сзади. Чуть и немцы дрогнули и побежали. Русские гнали их семь верст до берега, кололи копьями, рубили мечами и топорами. Пятьсот немцев легли костями, а чуди столько, что и сосчитать было трудно» (перевод выполнен Емельяненко Е.С.) [6].
Во многих источниках упоминается факт видения, которое произошло со старцем Пелгусием (Филиппом) накануне Невской битвы. Он услышал шум моря и увидел, как по морю плывет большая ладья, посреди которой стояли Святые мученики Князья Борис и Глеб, и услышал голос: «Брат Глеб, вели грести, надобно помочь сроднику нашему Александру».
Казанский Петр Симонович так упоминает об этом в своей книге: «С трепетом Пелгусий наблюдал это видение, пока таинственная ладья не скрылась из глаз его. Тогда он поспешил к Александру, и наедине передал ему свое видение. Князь запретил ему рассказывать об этом. Ободренный видением, с надеждою на помощь Св. Бориса и Глеба, Александр в шестом часу дня напал на врагов на берегу Невы и совершенно разбил их» (перевод выполнен Емельяненко Е.С.) [4].
На электронном портале НЭБ доступна электронная версия книги, изданной во Владимире в 1913 году, на типографии Губернского правления. Она называлась «Жития святых благоверных князей Александра Невскаго, Георгия, Андрея и Глеба и мученика Аврамия Владимирских чудотворцев». Автор Виноградов Александр Иванович так описывает последние дни князя: «Весь русский народ любил своего мудрого, доблестного и благочестивого, милосердного к бедным, повелителя. И какое же великое горе омрачило всю землю русскую, когда, любимый ею, Великий князь неожиданно, на 44 году своей жизни почил навеки! Это случилось так: Великий князь предпринял путешествие в орду для умилостивления хана, разгневанного тем, что во многих русских городах жители выгнали и избили татарских сборщиков податей. И вот в 1263 году, возвращаясь из этого путешествия, Св. Князь сильно занемог и, приняв пострижение в схиму с именем Алексия, 14 ноября скончался в Городецком монастыре на Волге. В престольном городе Владимире о кончине его первым узнал через Чудесное откровение Митрополит Кирилл. «Закатилось солнце земли Русской», сказал Святитель священному собору духовенства. Они не поняли его слов. Тогда он со слезами возвестил: «Благоверный и Великий Князь Александр преставился от жития сего» (перевод выполнен Емельяненко Е.С.) [2].
Так исторически сложилось, что при Петре I Александр Невский становится одним из наиболее почитаемых в России национальных святых. Почему русская православная церковь высоко чтит и поныне Александра Невского как святого? Ответ не только в том, что благоверный князь сыграл исключительную роль в драматический период русской истории. Его жизнь в миру дает пример того, насколько важную роль в политике должна занимать нравственность, и как человек может и должен послужить Богу в том звании, которое на него возложено судьбой.
Читаем еще один отрывок из книги Александра Виноградова: «Святой Александр явил себя твердым исповедником православной христианской веры. Когда первый раз он был в Орде, жрецы татарские принуждали его поклониться солнцу и огню, но Благоверный князь с твердостью исповедал, что он христианин и не может поклониться твари. Хан не сделал никакого зла Святому Александру за это ослушание, потому что весьма проникся уважением к его доблестям» (перевод выполнен Емельяненко Е.С.) [2].
В самые переломные моменты нашей истории мы не раз вспоминали своих вечных героев, ставших святыми и почитаемыми. Обратимся еще раз к уникальной коллекции Александр Невский (1221–1263). В ней размещена брошюра «Ледовое побоище», составленная под редакцией профессора Владимира Васильевича Мавродина. Обращает внимание то, что брошюра была издана и распространена в 1941 году, в разгар Великой Отечественной войны. Данное совпадение не случайно. В брошюре были кратко изложены основные исторические моменты, когда славяне выступали на защиту своих земель и были победителями за правое дело. Читаем: «Русскому народу угрожала смертельная опасность. Волна народного гнева против варваров-захватчиков росла с каждым днем. Несмотря на политическую раздробленность Руси в народе была сильна воля к защите своей земли от иноземцев-насильников. Александр Невский встал во главе огромного народного ополчения новгородцев, ладожан, карел и ижоры».
Данное издание имело большую идеологическую силу и было способно поднять и укрепить дух советских воинов. В заключительной части брошюры можно прочесть такое воззвание: «Русский народ не раз принимал своей богатырской грудью тяжелейшие испытания и всегда выходил из них победителем. В нашей великой отечественной войне, навязанной кровавым фашизмом, народы Советского Союза преодолеют все испытания и трудности. Враг будет разгромлен и уничтожен! Победа будет за нами!» (перевод выполнен Емельяненко Е.С.) [5].
Сегодня сведениями о жизни и деятельности Александра Невского вновь интересуются как специалисты, так и массовые читатели. Подъем интереса к памятникам истории и культуры должен превратиться в хорошую культурную традицию для следующих поколений. Для этого важно формировать единое культурное образовательное пространство, в котором особое внимание должно уделяться стимулированию и развитию познавательного интереса у подростков и молодежи к своему историческому прошлому путем изучения памятников истории и культуры.
В Централизованной библиотечной системе города Муравленко ведется целенаправленная работа по формированию у читателей основ информационной культуры. С этой целью активно пропагандируются информационные ресурсы Национальной электронной библиотеки и Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.
В ходе модернизации, в рамках нацпроекта «Культура», Центральная городская модельная библиотека имени В.И. Муравленко пополнилась высокотехнологичным мультимедийным оборудованием. Это позволило по-новому организовать мультимедийные тематические уроки, приуроченные к важным историческим датам, юбилейным событиям, презентации ресурсов библиотек для педагогического сообщества, обучающие мероприятия по использованию электронных сервисов для учащихся старших классов общеобразовательных школ, колледжа, многопрофильного лицея. Объясняя важность и ценность работы с историческими документами, читателей учат навыкам работы на порталах электронных библиотек, формированию запроса, самостоятельному поиску электронной копии издания для удаленной работы. Библиотеки города, являясь точками доступа к НЭБ, Президентской библиотеке, на основании лицензионного договора предоставляют читателям просмотр на законных основаниях оцифрованных изданий, ограниченных авторским правом. Оцифрованные документы можно скачать или полистать прямо в браузере. Это преимущество предоставляется всем читателям, которые зарегистрировались в библиотеке, а не дома или в офисе.
Важной составляющей является исследовательская деятельность. Молодежь идет в библиотеку за самообразованием, чтобы воплотить знания и вложить их в свое развитие. Подростков учат грамотно использовать первоисточники в работе над рефератами и докладами, самостоятельно находить в книгах доказательства того или иного исторического факта, обосновывая свои утверждения документально.
Как известно, знания, преподнесенные в готовом виде, усваиваются на 50%, а когда человек сам принимает участие в процессе – 90%. Работа по пропаганде электронных ресурсов строится так, чтобы дать в библиотеке каждому возможность проявить свою инициативу, самостоятельность, раскрыть свои умения и навыки. Мультимедийные уроки на портале НЭБ, Президентской библиотеки только частично, в самом начале содержат краткую обзорную информацию. Далее, в практической части читатели, используя планшеты, самостоятельно выполняют разнообразные задания на закрепление знаний. Например, пробуют определить, к какому веку относится деятельность исторической личности и выстроить верный диапазон поиска литературы о ней, найти древнейший письменный источник по определенной теме, отыскать интересные упоминания о своем крае, истории фамилии или имени. Увлекательно проходит знакомство с коллекцией Президентской библиотеки «Россия в лицах», практические уроки на портале НЭБ.
Сегодня электронные библиотеки предлагают большой выбор дополнительных сервисов.
Так, например, читатели могут поучаствовать в онлайн-тестировании по истории, культуре, русскому языку, посмотреть историческую хронику или познавательный фильм, ограниченный в широком прокате, а также принять участие в интеллектуальном конкурсе. Вся разнообразная работа библиотек города Муравленко в этом направлении направлена на повышение самообразования подростков и молодежи, развитие навыков работы с первоисточниками, формирование уважительного и бережного отношения к историческому прошлому. Как правило, традиции, передаваемые из поколения в поколение, способны формировать мысли и чувства людей. Пусть интерес и уважение общества к историческому прошлому, памятникам истории и культуры станет хорошей традицией стремления человека к истине и поиску высшего начала.
Библиографический список литературы:
Печатные издания
1. Курцвейл, Р. Эволюция разума: как развитие искусственного интеллекта изменит будущее цивилизации / Р. Курцвейл ; [перевод с английского Т.П. Масоловой]. – Москва : Эксмо, 2020. – 448с. – (Бомборий. Новый элемент знаний). – ISBN 978-5-04-111270-7. – Текст : непосредственный.
Электронные ресурсы
2. Виноградов, А. И. Жития святых благоверных великих князей Александра Невскаго, Георгия, Андрея и Глеба мученика Аврамия Владимирских чудотворцев / от архимандрита Порфирия. – Владимир : типография Губернского правления, 1913. – 48с. [1] л. – С.7. – Текст : электронный // Национальная электронная библиотека : [сайт]. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_1379522/ (дата обращения: 28.08.2020).
3. Воскресенский, Н. А. Святый благоверный великий князь Александр Невский : памяти царя-миротворца : краткое жизнеописание / свящ. Н. А. Воскресенский. – Москва : типография И. Ефимова, 1898. – 54 с. – С.7. – Текст : электронный // ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» : [сайт]. – URL: https://www.prlib.ru/item/400867 (дата обращения: 28.08.2020).
4. Казанский, П. С. Житие святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия / П. С. Казанский. – С.-Петербург : типография Синода, 1871. – 64 с. – С. 15-21. – Текст : электронный // ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» : [сайт]. – URL: https://www.prlib.ru/item/408491 (дата обращения: 30.08.2020).
5. Мавродин, В. В. Ледовое побоище / проф. В. В. Мавродин. – Москва : Госполитиздат, 1941. – 15[1] с. – С.16. – Текст : электронный // ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» : [сайт]. – URL: https://www.prlib.ru/item/679070 (дата обращения: 02.09.2020).
6. Петрушевский, А. Ф. Рассказы про старое время на Руси / А. Ф. Петрушевский. – Москва, 1906. – 352с. – С.16. – Текст : электронный // ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» : [сайт]. – URL: https://www.prlib.ru/item/361748 (дата обращения: 01.09.2020).
7. Тихонравов, К. Н. Владимирский Рожествен монастырь XII века, где почивали св. мощи в. к. Александра Невского, до перенесения в С.-Петербург / действит. чл. археол. общ. К. Н. Тихонравов. – Владимир : типография Губернского правления, 1869. – 91с. [2] л. – Текст : электронный // ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» : [сайт]. – URL: https://www.prlib.ru/item/400867 (дата обращения: 28.08.2020).