Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Возможно ли «алгеброй гармонию...

Возможно ли «алгеброй гармонию поверить»?


Карасёва Н.С.
учитель математики
МАОУ СОШ №8
г. Лабытнанги

Наверное, одним из вечных споров на этой планете останется противостояние физиков и лириков. Хотя, на мой взгляд, противостояние это во многом надуманное. На самом деле, любой лирик готов признать тот факт, что без элементарного математического образования в современном мире прожить невозможно. Ибо, витая в облаках, порой приходится спускаться на твердь земную, где царят строгие законы логики и, простите за приземлённость, товарно-денежные отношения, требующие от каждого здравомыслящего человека знания математики хотя бы на начальном уровне. Иначе он будет не в состоянии даже определить, правильно ли ему дали сдачу в магазине…

В советские времена, о которых нынче ностальгируют многие педагоги, каждый ученик получал в средней школе полноценное базовое образование, основанное на обязательном знании математики, начиная от арифметики и заканчивая алгеброй и геометрией. Рассуждения о том, что у ребёнка «гуманитарный склад ума», и поэтому глубокие познания в математике ему ни к чему, считались пустопорожними и пресекались на корню. И бедные детишки были вынуждены грызть гранит науки, буквально продираясь сквозь дебри ненавистных формул…

«Это неправильно и могло травмировать психику бедного гуманитария», – скажетсторонник избирательного обучения. Позвольте возразить. В качестве примера расскажу вам одну поучительную жизненную историю.

Одна моя знакомая, обладающая как раз гуманитарным складом ума и поэтической натурой, всегда охотно признавалась в стойкой нелюбви к математике. При этом школу она окончила с отличными отметками по данному предмету. Судьба её сложилась так, что она вынуждена была поступить в технический вуз, где столкнулась с противниками-тяжеловесами в лице высшей математики, математической статистики и прочих основанных на них ужасов (включая теоретическую механику и сопромат)! Надо ли вам говорить, что все эти препятствия были ею с блеском преодолены?!

Вы спросите: зачем всё это человеку, чьё призвание – поэзия? Приведу вам её собственные слова: «Математика избавила меня от однобокости, от перекоса в развитии личности, способствовала развитию во мне стремления к самоорганизации. Я ощутила себя поистине универсальным человеком! Она научила меня мыслить логически, анализировать и структурировать ситуацию, успешно прогнозировать её развитие. А ещё она заставила меня поверить в свои силы. Я доказала себе и всему миру, что способна справиться с любыми трудностями». Добавлю от себя: математика помогла ей в «лихие девяностые» подрабатывать решением контрольных работ, а потом позволила стать вполне успешным руководителем учреждения!

Это частности, – скажете вы. Но из таких вот частностей, словно пазл, складывается полноценная в своей многогранности картина жизни. Приведу вам ещё несколько примеров, позволяющих по достоинству оценить роль математики в этом мире.

Представьте себе шахту. При прокладке горных выработок иногда приходится вести их друг другу навстречу. Место встречи называется сбойкой, и при осуществлении этой самой сбойки требуется особая точность. Миллиметровой погрешности достаточно, чтобы произошёл горный удар и взрыв. Поэтому очень важен высокоточный предварительный расчёт. Кстати, это относится и к строительству туннелей. Тот, кто бывал в олимпийском Сочи, наверняка помнит, сколько таких туннелей было проложено в окрестных горах при строительстве новых дорог! А уж если припомнить туннель под Европой, в котором покоится исполинский по размерам и влиянию на человеческое воображение адронный коллайдер, то математике вообще хочется построить храм и поклоняться ей, словно всемогущему божеству…

«Ну, это тоже от нас далеко!» – предвижу вашу реакцию. Тогда позвольте выложить более осязаемый, но при этом не менее весомый козырь (кстати, о козырях: хорошие игроки – всегда великолепные математики, это факт!). Большинство из нас сталкивалось с необходимостью обращаться в банк за кредитом. Чтобы не получить кота в мешке и правильно рассчитать истинный размер суммы, с которой вам придётся расстаться по мере возвращения заёмных средств, вы должны продемонстрировать недюжинные математические способности. И вообще, современный мир требует от человека виртуозного умения оперировать цифрами. Особенно если этот человек живо интересуется биржевыми котировками или зачем-то следит за колебаниями курсов валют…

А теперь позвольте вернуться к лирикам. Помните, Пушкин вложил в уста одного из своих персонажей – Сальери – фразу, которая до сих пор будоражит умы аналитиков: «Я алгеброй гармонию поверил»? Утверждение о том, что гений русской поэзии тем самым просто высмеивал попытку бесталанного композитора «смастерить» музыку, на мой взгляд, достаточно спорно. Ведь, какой абстрактной и оторванной от живой реальности ни была бы холодная и чистая математика, с её помощью можно постичь великую гармонию, наполняющую смыслом всё наше существование в этом мире.

Судите сами: чёткое, математически выверенное понятие «размер» знакомо и настоящему поэту, и профессиональному музыканту. Если стихотворная или музыкальная фраза «выпадает» из особого ритма, присущего произведению, его очарование моментально теряется. И никакая «Божья искра», вдохновляющая автора, не спасёт от ощущения некой «хромоты» его творения.

Математика – лучший друг художника, ведь в основу всех по-настоящему гениальных полотен и скульптур положено понятие пропорции. Будь жив сегодня Леонардо да Винчи, он наверняка подтвердил бы вам истинность этих слов!

Не обладая знаниями фундаментальных основ математики, биологи не справились бы с задачей построения пространственной модели ДНК, которая даст ключ к решению широкого спектра проблем, касающихся таких, казалось бы, невзаимосвязанных отраслей, как медицина и история. Повар не сумел бы выразить свой профессиональный талант в форме рецепта, представляющего собой сугубо математическое отображение любого блюда, даже самого изысканного кулинарного шедевра…

Я сознательно пыталась привести в своей статье примеры из сфер, казалось бы, далёких от математики. В наш век цифровых технологий… Ну вот, Вы и сами видите, что даже расхожее определение сегодняшней реальности включает в себя понятие «цифровые». Понятие, относящее нас к основам основ, к начальной школе, где мы приступаем к изучению элементарной арифметики.

Желаю всем Вам приятного путешествия в эту удивительную науку – математику. Пусть она не покажется Вам слишком заумной и сложной. Ведь в жизни любого человека может наступить момент, когда ему придётся «сложить два плюс два», «включить логику», – словом, применить типично математическое действие, которое, возможно, навсегда изменит его жизнь…


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт