Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «Бессмертный полк как одна из ...

«Бессмертный полк как одна из форм единения поколений»


Карабен Юлия Александровна, Барсукова Елена Александровна, МБОУ «Прогимназия «Эврика», г. Муравленко

 

«Бессмертный полк как одна из форм единения поколений»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Бессмертный полк» - международное общественное гражданско-патриотическое движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны, а также название акций-шествий, организуемых данным движением [8]. Участники акции ежегодно в  День Победы  проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников - ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны, - и записывают семейные истории о них в Народную летопись на сайте движения. Девиз Полка: «Они должны идти победным строем во все времена».

Не только в России, но и во многих странах мира люди выходят на улицы с портретами своих фронтовиков 9 мая. Эта акция за последние годы стала чем-то гораздо большим, глубоким по смыслу, чем просто парад - она дала мощный импульс для развития духовного и гражданского сознания у миллионов людей. Ведь абсолютно в каждой российской семье есть фронтовики, которыми их потомки гордятся, и будут гордиться всегда. Сохранение в каждой семье личной памяти о поколении, прошедшем через войну, передача молодому поколению памяти о прадедах, о героическом прошлом нашего народа, о той цене, которую заплатили наши воины за победу, – главные задача «Бессмертного полка». Быть частью движения может любой человек независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. 

Поэтому тема доклада «Бессмертный полк как одна из форм единения поколений» представляется нам очень актуальной и значимой.
Причина обращения к данной теме – ее малая исследованность. Научное и философское осмысление феномена «Бессмертного полка» началось относительно недавно, между тем, это движение уже является основой для сплочения нескольких поколений россиян на базе общений исторической и духовной памяти. Поэтому цель доклада – выявить основные механизмы, благодаря которым «Бессмертный полк» стал (и в будущем также будет являться) основой для непрерывности социально-исторических и духовных традиций.

Гипотеза, которую мы выдвигаем в данном докладе, следующая: всероссийское движение «Бессмертный полк», являясь некоммерческой, неполитической, нерелигиозной социальной структурой:

А) по своей идейной и практической направленности находится в русле православной образовательно-воспитательной традиции, предполагающей передачу нравственных семейных ценностей из поколения в поколение,

Б) решает образовательные, воспитательные, социальные и духовные задачи.

 

1. «Бессмертный полк» как одна из форм единения поколений

1.1. Задачи, решаемые гражданским движением «Бессмертный полк»

Движение «Бессмертный полк» в его современном виде было создано в Томске журналистами Сергеем Лапенковым, Сергеем Колотовкиным и Игорем Дмитриевым.  В 2011 году они обратили внимание на тот факт, что всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны принимает участие в ежегодных парадных шествиях 9 мая. Участники Великой Отечественной уходят, средний возраст тех, кто остался, превышает 90 лет.

Журналисты из Сибири тоже совершили нравственный подвиг, когда решили восстановить историческую, моральную, духовную справедливость: все герои Великой Отечественной, которые не дожили до светлого дня, но ценой своей жизни отстояли свободу нашей страны, должны видеть праздник, даже если они смотрят на нас с фотографий. Эта стихийная памятная традиция была известна еще с советского времени, когда дети и внуки приносили фотографии своих родственников к мемориалам в память о павших героях.

Собственно, датой рождения движения «Бессмертный полк» в его современном виде стал день 9 мая 2012 года: тогда по призыву инициаторов акции по улицам Томска прошла колонна жителей города. Люди несли в руках плакаты с фотопортретами своих родственников, воевавших в Великой Отечественной войне. Тогда в шествии приняли участие более шести тысяч человек, которые несли более двух тысяч портретов участников войны. Именно в Томске «Бессмертный полк» получил свое нынешнее официальное название, был создан Устав Полка, раскрывающий принципы движения как некоммерческой, неполитической, негосударственной гражданской инициативы [6]. Сейчас к «Бессмертному полку» присоединилось уже более 80 государств и территорий.

 Движение «Бессметрный полк» решает одновременно и образовательные, и воспитательные, и социальные, и духовные задачи:

1) образовательные: для школьников поисковая деятельность по выяснению истории своей семьи, своих предков является колоссальным исследовательским проектом, который ведется не на отвлеченные, «далекие» темы, а непосредственно связан с каждым учеником лично. Дети беседуют со своими родственниками, пересматривают фотографии из семейных архивов, изучают старые документы, чтобы подготовить материал - рассказ о своих родственниках, участниках войны. Дети не просто узнают много нового и интересного, они прикасаются к своим семейным историям, которые являются частью огромной истории нашей страны. Для кого-то исследовательская деятельность становится толчком к более глубокому и масштабному изучению событий и вех Великой Отечественной войны. Интерес подростков и молодежи к истории своей семьи в контексте изучения истории страны может прекрасно реализовываться в рамках школьной программы, кружков при школах и др., а также - в проектах и акциях в масштабах города и страны;

2) воспитательные: главная цель акции «Бессмертный полк» – сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Если сегодняшние 30-40-летние россияне в большинстве имеют очень мало информации о своих корнях, то современные дети знают о собственных дедах и прадедах еще меньше. Кроме того, у нового поколения юных россиян совсем другие формы мышления: это дети, которые научились нажимать на экраны смартфонов чуть ли не раньше, чем освоили первые слова. Родителям и педагогам в текущей ситуации предстоит решать очень и очень нелегкую задачу: заинтересовать историей своей страны поколение Интернета.

Как было справедливо отмечено участниками Парламентских слушаний «Патриотическое воспитание граждан России: «Бессмертный полк»», которые прошли в феврале 2017 года в Государственной Думе России, память - это мост между прошлым и настоящим. Ее сохранение – повод и метод воспитания. А семья - начало воспитательной цепочки, в которую логически встраиваются детские и молодежные движения, искусство, литература, кинематограф для детей и юношества. Любая форма привлечения детей и юношества должна носить увлекательную для них идею и качественное исполнение [6];

3) социальные: патриотизм формируется в единстве духовности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством. Для воспитания достойных граждан необходимо прививать уважение к своему народу, к своим национальным традициям и культуре, растить и развивать в детях чувство гордости от принадлежности к своей стране и своей нации. Когда поднимается вопрос о патриотическом воспитании молодёжи, лучшим примером может послужить «Бессмертный полк».

Патриотическое воспитание молодежи определяется как часть воспитания культуры поведения в обществе, где человеческие ценности (честность, любовь и предкам, уважение к подвигам во имя защиты Родины) имеют ярко выраженный характер. Движение «Бессмертный полк» дало толчок новому пониманию и пересмотру влияния на молодежь знаний о предках. Все ветераны, кого мы помним и чтим, – герои. Не имеет значения важность и количество их подвигов. Учить молодежь принятию решений в трудный час, как делали наши предки в тяжелейшие военные годы, – это и есть воспитание жизненной позиции, воспитание своего собственного отношения к любой ситуации. Снимки родных - участников войны - становятся для молодых людей еще более ценными, так как выносится на обозрение та часть семейной истории, к которой из года в год традиционно обращались лишь в пределах праздничных семейных и дружеских застолий и посиделок [5].

Также подростковый возраст активизирует процессы самоидентификации личности, поэтому необходимо детально разрабатывать концепцию развития и поддержки детских и юношеских организаций с патриотической направленностью, где подрастающее поколение может реализовываться и социализироваться. Эта идея всегда присутствовала и получала развитие во многих странах и культурах, и всегда прекрасно себя проявляла, примером чему может также служить «Бессмертный полк»;

4) духовные: у каждого поколения есть общий набор ценностей, которые его представители приобретают за первое десятилетие, пока не научатся мыслить критически. Великая Отечественная война завершилась 74 года назад, постепенно уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но память о подвиге остается в книгах, письмах, газетах, фотографиях, фильмах, в рассказах, и она останется в детской памяти. И эти усвоенные за первые годы ценности действуют потом всю оставшуюся жизнь. А события, подобные «Бессмертному полку», демонстрируют искреннюю приверженность россиян нравственным принципам и могут стать мощным объединяющим духовным началом. Приведем пример:

«- Я чувствую себя частью чего-то особенного, великого, — признается 15-летняя Анна, которая идет в «Бессмертном полку» с портретом своего прадеда - пехотинца Семена Ивановича Белова. - Бабушка вспоминала один из рассказов прадеда. Политрук им говорил: «О том, чтобы погибнуть смертью храбрых, даже не думайте. Не имеете права. Позади вас - никого. Надо держать плацдарм….

- «Бессмертный полк» - как машина времени, - говорит 13-летний Артем. - Я словно попал в то далекое военное героическое прошлое. Когда кричал в строю вместе со всеми «Ура!», понял, что этот клич значил для наших прадедов, когда они поднимались в атаку» [7].

1.2. «Бессмертный полк» и православная образовательно-воспитательная традиция

Значение Православия в формировании духовности, нравственных начал личности, его роль в формировании устойчивых традиций преемственности  – это, в первую очередь, внимание к классическим русским семейным ценностям, диалогу поколений и нравственному воспитанию. Заслуги и подвиги предков, их почитание, передача знаний и опыта младшим - это и есть преемственность поколений, генетический код русских людей. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38) - наши предки живы и молятся за ныне живущих у престола Божия. Название «Бессмертный полк» для православных именно в этом имеет смысл. Не случайно акция зародилась именно в России, в стране, хранящей свои православные корни.

Как отметил в одном из своих обращений Предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Кирилл, особое место в перечне современных несомненно положительных нововведений занимает шествие народа, именуемое «Бессмертный полк», удивительный знак способности людей объединяться и консолидироваться поверх различий. 

По сравнению этой глубинной нравственной мотивацией, которая отличает участников движения, политическая мотивация, которая иногда выводит людей на улицы, безнадежно проигрывает, т.к., по сути она делит людей на тех, кто «за» или «против», а не объединяет их. Феномен «Бессмертного полка» в том, что вне зависимости от отношения людей к вере, это движение имеет ярко выраженное религиозное, гуманистическое и нравственное измерение.

Духовенство Русской Православной Церкви не только поддерживает принципы движения «Бессмертный полк», но ежегодно принимает участие в акции памяти в разных городах России. Священнослужители во многих городах страны проходят с портретами как своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне, так и с портретами других священнослужителей-фронтовиков.

В Великой Отечественной войне наша страна выстояла благодаря вере – и православной, и благодаря единению традиционных религий, когда в окопах были и мусульмане, и буддисты, и православные, и католики. И сегодня среди сотен тысяч людей, которые идет 9 мая с портретами своих родных, много различий - и национальных, и религиозных, и политических. В этот день – в день поминовения усопших, погибших в Великой Отечественной войне, церковь молитвами вспоминала и вспоминает подвиг погибших за Родину и тех жертвах, которые пришлось принести нашему народу ради Победы.

У всех участников движения есть общая духовная платформа для консолидации, и эта платформа связана с самым дорогим - с семейными ценностями, с семейной солидарностью. Процитируем патриарха:

«Это еще раз свидетельствует о том, какое огромное значение имеет семья. Это фундаментальная нравственная ценность, которая не может быть разрушена ни при каких обстоятельствах. У этой ценности может быть очень мощная социальная, общественная и даже политическая реализация. Но, с другой стороны, это свидетельствует об отношении, которое народ наш испытывает к людям, погибшим за свое Отечество» [5].

Таким образом, «Бессмертный полк» стал тем якорем, держась за который русские люди, живущие во втором десятилетии 21 века, снова осознали свою общность – поверх материального и социального расслоения, вкусов и политических взглядов их объединила память о предках, воевавших за Родину, победивших, погибших и выживших в той войне.

Полк – сообщество, живущее своей жизнью. В нем состоят потомки солдат, их правнуки и праправнуки, которым важно ощутить и прочувствовать гордость за предков, которых важно научить не потерять связь со своей героической семейной и государственной историей. Годы формального сохранения памяти дали о себе знать: дети не только катастрофически мало знают о периоде ВОВ, не могут ответить на простейшие вопросы, назвать даты или места битв, но и часто теряют связь с собственными дедами. Миссия Полка – развернуть интерес ребенка к истории своей семьи и связи ее с историей страны.

 «Бессмертный полк», как можно заключить, в полной мере вписывается в каноны православной образовательно-воспитательной традиции, согласно которой важно ежедневное напоминание о том, что в жизни каждого из нас есть место для подвига. Он может заключаться в верности своему супругу, жертвенном служении государству и обществу и во многом другом. Следовательно, участвуя в движениях, подобных «Бессмертному полку», формируется мировоззрение нового, юного гражданина России, в истории которой есть множество героев и подвигов. И это мировоззрение должно закладываться в семье на волне памяти, на волне преемственности опыта и ценностей. Этому способствует знание истории страны и своего рода, своих предков, своей семьи, каждую из которых затронула Великая Отечественная война.

«Бессмертный полк», позволяя каждому гражданину нашей огромной страны исследовать, изучить и искренне показать свою приверженность нравственным принципам, на которых основывается жизнь нашего народа, одновременно содействует мощной образовательной задаче – приблизить для современных детей и юношества ту эпоху, те дни, те подвиги, сделать собственную родословную не номинальной, а поистине героической. Ведь истинный патриотизм не может нести в себе негативного оттенка: он не в том, что нация против кого-то.  Напротив, участники движения – за свою землю, за свою веру, за своё Отечество.

Сегодня в Русской православной церкви организаторам движения «Бессмертный полк» выдвинуто предложение: позволить участникам шествия почтить память героев не только Великой Отечественной войны (ВОВ), но и других войн - Первой мировой и Отечественной войны 1812 года. По мнению руководителя управления по работе с общественных организаций Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Дмитрия Рощина, в дальнейшем «Бессмертный полк» должен расшириться и включить в шествие портреты героев Первой мировой войны, Отечественной войны 1812 года и ряда других событий, создать некую ретроспективу русской героической истории.

Как показывает анализ источников, единого мнения по данному вопросу пока нет. Противники данного заявления в целом полагают, что название «Бессмертный полк» должно ограничиться кругом событий Великой Отечественной войны, для чего движение и было создано.

Также как одна из активностей внутри «Бессмертного полка» обсуждается работа по установлению судеб пропавших без вести солдат, которых, по разным данным, насчитывается от 4 до 4,5 миллионов человек (минимум), и по которым до сих пор, спустя почти 75 лет, нет информации, хотя формально государство обязано сообщить все обстоятельства исчезновения солдата. В рамках инициированного «Полком» народного проекта планируется создать сложный инструмент исследований судеб солдат, который помог бы семьям получить всю информацию.

Сторонники расширения границ «Бессмертного полка» считают, что некорректно год за годом говорить только о Великой Отечественной войне. Это величайшая веха нашей истории, самая близкая к ныне живущим по времени, но не единственная, в которой проявлялся дух, героизм и подвиг русского народа против захватчиков. То есть если развивать традицию «Бессмертного полка», необходимо затрагивать и другие страницы батального прошлого России, чтобы новые поколения получали знания и о них, и не создавалось впечатления, что кроме Великой Победы над фашизмом в мае 1945 года других значимых побед в нашей истории не было. Таким образом, будут формироваться новые патриотические образы, новые знания, связанные с более ранними войнами. Главный вопрос – не размоется ли содержание «Бессмертного полка», не утратит ли оно своего изначального значения.

Таким образом, мы можем заключить:

-  главное значение «Бессмертного полка» в том, что это движение имеет ярко выраженное гуманистическое и нравственное измерение, тесно связанной с православной ценностной системой;

- у всех участников движения есть общая духовная платформа для консолидации, и эта платформа связана с самым дорогим - с семейными и православными ценностями, с семейной солидарностью;

- «Бессмертный полк», позволяя каждому гражданину нашей огромной страны исследовать, изучить и искренне показать свою приверженность православным нравственным принципам, на которых основывается жизнь нашего народа, одновременно содействует мощной образовательной задаче – приблизить для современных детей и юношества героическую эпоху 1941-1945 гг.;

 - духовенство Русской Православной Церкви не только поддерживает принципы движения «Бессмертный полк», но ежегодно принимает участие в акции памяти в разных городах России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из событий, сохраняющим особое символическое значение в консолидации современного российского общества, является победа в Великой Отечественной войне. В последние годы значимым символическим проводником памяти о поколении фронтовиков, о победе и войне стал «Бессмертный полк». Гражданская инициатива, возникшая в Томске, постепенно подхваченная многими городами России и зарубежья, стала всенародной и международной традицией. 

Гипотеза, которую мы выдвинули в данном докладе, подтвердилась в ходе рассуждений и обоснований - всероссийское движение «Бессмертный полк», являясь некоммерческой, неполитической, нерелигиозной  социальной структурой:  «Бессмертный полк» необходимо рассматривать как первое неполитическое объединение, совершившее успешную попытку трансляции целого ряда нравственных принципов и мер по укреплению взаимосвязи между личной, семейной, коллективной памятью о войне и православной образовательно-воспитательной традиции, предполагающей передачу нравственных семейных ценностей из поколения в поколение.  «Бессмертный полк» успешно решает образовательные, воспитательные, социальные, духовные задачи для современной молодежи, являясь системной, а не разовой акцией.

Как отметил патриарх Кирилл:

 «То, как мы ныне празднуем День Победы, является знаком того, как важно для нашего народа демонстрировать, и свидетельствовать об этих принципах. Думаю, "Бессмертный полк" - это знак не только нашему народу, народам бывшего Советского Союза, но и сигнал вообще всему миру. И я не удивлюсь, если это замечательное начинание будет распространяться и на многие другие страны, ведь оно может стать мощным объединяющим началом» [5]. 

В заключении хочется сказать: формально «Бессмертный полк» родился только в 2012 году в Томске, но это только сухие факты. Для россиянина, чтящего православную традицию и высокие нравственные ценности, «Бессмертный полк» бессмертен в любую эпоху, и он - олицетворение исторической памяти, воли нации и преемственности многих поколений героев и их потомков.

 

Список литературы:

1.                В церкви заявляют о полной поддержке движения «Бессмертный полк»// — URL https://pravoslavie.ru/100599.html. Дата обращения: 30 сентября 2019 г.

2.                Зенина А. С. «Бессмертный полк» как историко-культурный феномен России XXI века [Текст] // История и археология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/168/9207/. Дата обращения:  01 октября 2019 г.

3.                Лазебная К.П.:  Феномен ситуативной сплоченности – теоретический анализ и кейс-стади («Бессмертный полк») // Практики сплоченности в современной России: Социокультурный анализ / Рук.: Н. Е. Покровский; под общ. ред.: Н. Е. Покровский, М. А. Козлова. - М.: Университетская книга, 2016. - С. 199-229.

4.                Набатникова М.  С портретом прадеда. Как встать в ряды «Бессмертного полка»? // Аргументы и факты. — 2014. — № 17 (1746) за 23 апреля. — С. 58.

5.                Патриарх Кирилл: «Феномен «Бессмертного полка» имеет ярко выраженное религиозное и нравственное измерение»// — URL ruskline.ru/news_rl/ 2017/05/11/ patriarh_ kirill_fenomen_ bessmertnogo_ polka _ imeet_yarko_vyrazhennoe_ religioznoe_i_ nravstvennoe_izmerenie/. Дата обращения: 1 октября 2019 г.

6.                Патриотическое воспитание граждан России: "Бессмертный полк": парламентские слушания 14 февраля 2017 г. //— URL http://komitet8.km.duma.gov.ru/ Parlamentskie-slushaniya/item/348574/. Дата обращения: 1 октября 2019 г.

7.                У каждого свой герой: как «Бессмертный полк» прошел по Москве//Московский комсомолец. – 9 мая 2017 г.   — URL news.rambler.ru/other/36829295/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink. Дата обращения: 1 октября 2019 г.

Устав полка// Официальный сайт движения «Бессмертный полк». — URL https://www.moypolk.ru/ustav-polka. Дата обращения: 1 октября 2019 г. 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт