Во все времена перед людьми стоял вопрос отношений между поколениями. Если они здоровые, то это благословение для всего общества. В этом случае старики передают свои знания, мудрость и свой жизненный опыт молодым, которые, в свою очередь, продолжают их дело. В случае же, когда родители и дети теряют между собой правильные отношения, в семью неизбежно будут проблемы.
Мы живём в такие времена, когда истина относительна, и воспитание детей не имеет чётких принципов и моральных устоев. Часто наши дети эгоистичны, сосредоточены только на себе, совершенно не уважают своих родителей. Взрослое поколение современного общества озабочено зарабатыванием денег, а не воспитанием детей. А ведь именно воспитание – это то, что формирует человека, как личность, как полноправного члена общества. Для нас уже привычными стали слова «безотцовщина», «брошенный ребёнок», «социальный сирота». Мы вынуждены признать, что стоим на пороге нового общества, отвергающего детей. Где же выход из создавшегося положения?
Библия утверждает [Малахии 4:6], что одна из целей Евангелия – восстановление в семье правильных отношений между поколениями. Сердца отцов (родителей) должны быть обращены к сердцам их детей.
Но сегодня многие молодые семьи не желают иметь детей, боясь ответственности. Вместо этого они заводят домашних животных и им отдают свою любовь, ласку и заботу. Хотя сама возможность иметь продолжение рода должна рассматриваться, как дар Божий, как награда, как подарок от Господа.
Семья – это то место, где человек рождается, растёт, формируется, становится личностью. Какая семья, такая и личность. Народная мудрость гласит: «От осинки не родятся апельсинки». Чтобы получить сочный сладкий плод, в лице достойного сына, необходимо самому быть апельсиновым деревом. Если дети видят перед собой пьющих родителей, которые не занимаются их воспитанием, жестоко обращаются с ними, не заботятся о них, а также не любят друг друга, то какие семьи создадут эти дети? Ведь для них изначально закладываются стандарты именно такого поведения в семье, этакая негативная модель.
Бог дарует жизнь каждому человеку не случайно, у него на каждого есть свой божественный план. Каждого Господь наделяет талантами. И задача родителей – открыть и помочь реализовать те дарования, которыми Бог наградил их ребёнка. Наши дети огромное количество времени проводят в различных учебных заведениях, где их воспитанием занимаются воспитатели, учителя, государство. Но решающее значение в этом вопросе принадлежит семье. Именно с родителей Господь спросит о том, как они воспитали своих детей.
Воспитание ребёнка начинается с первого мгновения его появления на свет и заканчивается тогда, когда он отделяется от родителей и создаёт свою семью. Родительское воспитание формирует судьбу человека. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» [Притчи, 22:6].
На каких же принципах должно строиться воспитание?
Самое главное – это любовь к детям. Господь принял нас такими, какие мы есть. Вот как Библия определяет любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, всё покрывает, всего надеется, всё переносит и никогда не перестаёт» [1 послание Коринфянам, 13:4-8]. И родительская любовь должна быть безусловной. Мы любим своих детей не за заслуги, а просто потому, что они наши дети. И они нуждаются в нашей любви здесь и сейчас! Если мы, родители, свою любовь будем откладывать на «завтра», время незаметно и пугающе быстро пролетит, и мы будем жалеть, что так много не успели: спеть колыбельную, подбросить малыша на руках, поиграть с ним в прятки… Лучшее время для любви будет упущено. Очень часто мы откупаемся от детей деньгами, подарками, сладостями, вместо того, чтобы подарить им своё время. Ведь выразить любовь, не тратя на это время, просто не возможно. Мы должны выражать её не случайно, урывками, впопыхах, по настроению, а регулярно, искренне и естественно. Ведь любить – это значит отдавать своё время и внимание. Любовь проявляется в действии: ласковыми объятиями, беседой, чтением сказки на ночь, семейными играми и т.д.
Не менее важен в воспитании личный пример родителей. Их достойная жизнь – это та ценность, которую они должны передать своим детям. В данном случае действенны не только наставления, но и дела, поступки и отношения взрослых друг к другу. Дети учатся на примере нашей жизни, наш личный пример их вдохновляет, сподвигает на поступки. Очень часто мы можем увидеть свои грехи в недостатках наших детей. «Проповедуя не кради, крадёшь? Говоря «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь?» [Римлянам 2:22]. Ребёнок, которого родители просят солгать по телефону, что их нет дома, воспитывают в ребёнке лживость. Хотя сами, в других ситуациях, будут требовать от ребёнка честности. Если мы будем постоянно критиковать других людей, как наши дети будут относиться к окружающим? Не менее важен для детей пример отношений между мамой и папой. Если папа обнимает и целует маму при детях, уважает её, они умеют решать конфликты между собой и дети это видят, то и ребёнок будет делать то же.
Следующий принцип, на котором строится воспитание – это дисциплина и послушание. Необходимо привить ребёнку навыки и правила, которые помогут ему контролировать себя, направят его. И прежде всего надо обучать детей послушанию своим родителям: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём» [Колоссянам 3:20].Дети должны относиться к ним с особым уважением, ведь это самые близкие и родные им люди на земле. Если ребёнок с детства научен быть в послушании родителям, то в дальнейшем ему будет легко уважать и слушаться учителей в школе, подчиняться начальству на работе. А от этого в дальнейшем будет приходить успех, ведь Библия говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» [Римлянам 13:1].
Господь дал родителям власть и авторитет, и этот авторитет в семье должен быть непререкаемым. Однако родительская власть не должна подавлять ребёнка, гасить любовь к нему. Дисциплина предполагает установление разумных правил и границ, а также контроль по выполнению этих правил. Ребёнок должен чётко понимать, что от него требуется, поэтому правила родителей должны быть конкретными и выполнимыми. При этом необходимо избегать излишних подозрений и придирок, чтобы не посеять унижение и вражду. Ребёнок должен знать, что за проступком последует наказание, о котором родители его предупреждали. Слово родителей должно быть незыблемым. Каждый ребёнок должен знать, что есть границы, за которые заходить нельзя, как заплывать за буйки, это опасно для жизни.
Библия учит, что правильное применение наказания основывается не на злобе или ненависти к детям, а на заботе, любви и желании оградить их от зла. Поэтому, первым шагом в наказании должно быть увещевание. И только если это не помогает, необходимо перейти ко второму шагу. Не делайте второго шага, не сделав первого! Наказание должно быть своевременным, справедливым и понятным. Не стоит физически наказывать ребёнка, который ещё не в состоянии понять, что можно, а чего нельзя. Необходимо помнить, что каждый ребёнок – это личность, живая душа. Её следует беречь и уважать. За наказанием же всегда должны следовать анализ поступка, прощение и назидание. Дисциплина – это мудрое применение наказаний.
Постарайтесь стать ребёнку другом! Но в этом вопросе родителям важно научиться соблюдать баланс, чтобы не впадать в крайности: с одной стороны, только критиковать и командовать, а с другой, вовсе перестать делать замечания. Выслушивайте ребёнка, задавайте ему вопросы, не будьте слишком категоричны. «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» [Иакова 1-19]. Вникайте в его проблемы, старайтесь помочь, ведь именно так поступают настоящие друзья. Если ваш ребёнок делится с вами своими проблемами, дорожите этим и старайтесь пронести через всю жизнь это взаимопонимание.
Библия говорит о том, что отцы (родители) призваны Богом воспитывать своих детей. Не просто читать им лекции, нравоучения и назидания, а ежедневно делиться с ними своим сердцем. Мы должны помнить, что наши дети скоро вырастут и уйдут в самостоятельную жизнь. Время повелений с нашей стороны для них закончится. Теперь мы им сможем только мягко советовать. И от того, с какими личностными качествами мы вырастим своих детей, какие основы в них заложим, зависит наше будущее, состояние нашего общества.
А потому… Родители! Любите чад своих!