Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Роль государственно-общественн...

Роль государственно-общественного управления в организации дополнительного образования детей в ЦДТ «Надежда»


Аникина Е. В.
директор муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Надежда»
г. Салехард

Аникина Е. В., директор муниципального

автономного образовательного учреждения

дополнительного образования детей Центра

детского творчества «Надежда», г. Салехард,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей современного образования Российской Федерации, обеспечивающей условия для реализации жизненного и профессионального самоопределения, развития разносторонних способностей разных категорий детей, в том числе одарённых, детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» появилось единое определение понятия «дополнительное образование», которое имеет отношение в равной степени к дополнительному образованию не только детей, но и взрослых. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Одной из характеристик современного дополнительного образования детей и подростков выступает вариативность образовательных услуг, интеграция и сотрудничество, тенденция к саморазвитию, созидательное взаимодействие государственных органов управления и гражданских институтов. Дополнительное образование взрослых, направленное на развитие социально-профессиональной компетентности и мобильности, влияет на осознание процессов, происходящих в нашем обществе и в мире в целом; укрепляет веру человека в свои возможности; стимулирует формирование общности на разных этапах жизни и формирует ощущение незавершённости и незавершаемости образовательного процесса [1].

Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации В. В. Путина. Поставленные и реализуемые сегодня задачи модернизации дополнительного образования потребовали расширения общественного участия в формировании и реализации государственной политики в сфере образования, в управлении образованием, в оценке его эффективности и качества.

Развитие общественного участия в формировании образовательной политики, в управлении и контроле качества образования продолжает оставаться одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу в числе основных направлений деятельности Правительства РФ. Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы предусматривает обеспечение открытости школьного управления, развитие практики общественного участия в управлении образованием и в оценке его качества. Концепция модернизации российского образования в числе первоочередных задач определяет развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.

Государственно-общественное управление образованием развивается на основе принципов, предполагающих

– открытость и демократичность;

– взаимодействие и согласованность;

– участие и соуправление.

А. М. Моисеевым дано следующее определение понятия государственно-общественного управления образованием: «Это особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закреплённых за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных учреждений), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и поручениями Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № ДМ-П12-6997 и от 22 ноября 2012 г. № ОГ-П8-7022 необходимо разработать комплекс мер по модернизации сферы дополнительного образования детей, с учетом ее принадлежности к разным ведомствам.

В статье 26 ФЗ № 273 «Управление образовательной организацией» прописано, что в целях учёта мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, управлении организацией формируются коллегиальные органы управления – педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие, предусмотренные уставом образовательной организации.

Участие общественности в управлении жизнедеятельностью населения – это не дань модным тенденциям. Оно имеет глубокие исторические корни: первый российский Закон организации городского управления (1775 г.), где определена значимость общественно-городского управления; идеи открытости образования в просветительских реформах Петра I; возникновение института попечительства и благотворительности на нужды народного просвещения; общественно-педагогическое движение в процессе становления внеаудиторного образования детей, подростков и взрослых.

Органами государственно-общественного управления в Центре детского творчества «Надежда» г. Салехарда являются Попечительский совет, Совет учреждения, Наблюдательный совет; субъектами государственно-общественного управления в Центре являются участники образовательного процесса (обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники) и представители общественности (руководители и члены некоммерческих общественных организаций, преподаватели профессиональных учебных заведений, семья). Деятельность органов государственно-общественного управления в Центре регламентируется Уставом организации и Положениями о Попечительском совете и Совете Учреждения. Попечительский Совет является органом самоуправления образовательной организации, который осуществляет общественный контроль за сбором и расходованием благотворительных пожертвований, поступающих на счёт Центра от физических и юридических лиц, заинтересованных в развитии организации. Попечительский совет был создан в 2007 году с целью оказания содействия в организации уставной деятельности МАОУ ДОД ЦДТ «Надежда», его функционирования и развития, осуществления общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью и укрепления материально-технической базы Центра. Попечительский совет осуществляет тесное взаимодействие с Советом ЦДТ «Надежда» и его учредителем, не вмешивается в текущую оперативно-распорядительную деятельность, его решение носит рекомендательный и консультативный характер.

В сентябре 2013 года был сформирован новый состав Попечительского Совета, в который вошли Кузакова Зинаида Николаевна, представитель Региональной общественной организации Союз инвалидов «Единение», Осипов Сергей Леонидович, председатель Совета молодых педагогов г. Салехарда, Нуритдинов Фаиз Фаттихович, преподаватель Ямальского многопрофильного колледжа, а так же родители детей, обучающихся в творческих объединениях Центра. Итогом совместной деятельности участников образовательного процесса, Попечительского совета и Совета учреждения является привлечение внебюджетных средств для участия обучающихся во Всероссийских и Международных конкурсах (март 2014 года – участие в Межнациональном конкурсе «Таланты нового века – 2014» г. Москва). В компетенцию органов входит рассмотрение кандидатур сотрудников ЦДТ для представления на награждение, участие в грантовых мероприятиях, распределение средств на приобретение материально-технического оснащения. Ежегодно в сентябре проходит совместное заседание Совета учреждения, Попечительского совета и Наблюдательного совета, на котором обсуждается анализ работы Центра детского творчества «Надежда» за предшествующий учебный год, рассматривается вопрос развития Центра и согласуется план работы.

Анализируя практику деятельности действующих органов государственно-общественного управления в Центре детского творчества «Надежда», отметим, что инициатива общественности в основном направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех участников образовательного процесса, реализацию прав педагога, обучающихся и их родителей (законных представителей), обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы деятельности МАОУ ДОД ЦДТ «Надежда».

Качественными показателями наличия государственно-общественного управления дополнительным образованием детей и взрослых являются «расширение публичности деятельности образовательных учреждений дополнительного образования и органов управления образованием; удовлетворение культурно-образовательных потребностей населения на основе маркетинговых исследований их образовательных потребностей; обеспечение информационной поддержки родителей и общественности как участников образовательного процесса; общественное обсуждение проблем образования детей и взрослых; создание «горизонтальных» управленческих структур: закрепление правового статуса управляющего, попечительского советов, формирование опыта общественной организации в совместной деятельности педагогического и управленческого коллективов» [2].

 

Список литературы

1. Основы андрагогики : учеб. пособ. / под ред. И. А. Колесниковой и др. – М., 2003.

2. Реморенко И. М. Разное управление для разного уровня. – СПб.: Агентство образования сотрудников, 2005. – 368 с. 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт