Аникина Е. В., директор муниципального
автономного образовательного учреждения
дополнительного образования детей Центра
детского творчества «Надежда», г. Салехард,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей современного образования Российской Федерации, обеспечивающей условия для реализации жизненного и профессионального самоопределения, развития разносторонних способностей разных категорий детей, в том числе одарённых, детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» появилось единое определение понятия «дополнительное образование», которое имеет отношение в равной степени к дополнительному образованию не только детей, но и взрослых. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Одной из характеристик современного дополнительного образования детей и подростков выступает вариативность образовательных услуг, интеграция и сотрудничество, тенденция к саморазвитию, созидательное взаимодействие государственных органов управления и гражданских институтов. Дополнительное образование взрослых, направленное на развитие социально-профессиональной компетентности и мобильности, влияет на осознание процессов, происходящих в нашем обществе и в мире в целом; укрепляет веру человека в свои возможности; стимулирует формирование общности на разных этапах жизни и формирует ощущение незавершённости и незавершаемости образовательного процесса [1].
Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации В. В. Путина. Поставленные и реализуемые сегодня задачи модернизации дополнительного образования потребовали расширения общественного участия в формировании и реализации государственной политики в сфере образования, в управлении образованием, в оценке его эффективности и качества.
Развитие общественного участия в формировании образовательной политики, в управлении и контроле качества образования продолжает оставаться одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу в числе основных направлений деятельности Правительства РФ. Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы предусматривает обеспечение открытости школьного управления, развитие практики общественного участия в управлении образованием и в оценке его качества. Концепция модернизации российского образования в числе первоочередных задач определяет развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.
Государственно-общественное управление образованием развивается на основе принципов, предполагающих
– открытость и демократичность;
– взаимодействие и согласованность;
– участие и соуправление.
А. М. Моисеевым дано следующее определение понятия государственно-общественного управления образованием: «Это особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закреплённых за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных учреждений), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и поручениями Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № ДМ-П12-6997 и от 22 ноября 2012 г. № ОГ-П8-7022 необходимо разработать комплекс мер по модернизации сферы дополнительного образования детей, с учетом ее принадлежности к разным ведомствам.
В статье 26 ФЗ № 273 «Управление образовательной организацией» прописано, что в целях учёта мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, управлении организацией формируются коллегиальные органы управления – педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие, предусмотренные уставом образовательной организации.
Участие общественности в управлении жизнедеятельностью населения – это не дань модным тенденциям. Оно имеет глубокие исторические корни: первый российский Закон организации городского управления (1775 г.), где определена значимость общественно-городского управления; идеи открытости образования в просветительских реформах Петра I; возникновение института попечительства и благотворительности на нужды народного просвещения; общественно-педагогическое движение в процессе становления внеаудиторного образования детей, подростков и взрослых.
Органами государственно-общественного управления в Центре детского творчества «Надежда» г. Салехарда являются Попечительский совет, Совет учреждения, Наблюдательный совет; субъектами государственно-общественного управления в Центре являются участники образовательного процесса (обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники) и представители общественности (руководители и члены некоммерческих общественных организаций, преподаватели профессиональных учебных заведений, семья). Деятельность органов государственно-общественного управления в Центре регламентируется Уставом организации и Положениями о Попечительском совете и Совете Учреждения. Попечительский Совет является органом самоуправления образовательной организации, который осуществляет общественный контроль за сбором и расходованием благотворительных пожертвований, поступающих на счёт Центра от физических и юридических лиц, заинтересованных в развитии организации. Попечительский совет был создан в 2007 году с целью оказания содействия в организации уставной деятельности МАОУ ДОД ЦДТ «Надежда», его функционирования и развития, осуществления общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью и укрепления материально-технической базы Центра. Попечительский совет осуществляет тесное взаимодействие с Советом ЦДТ «Надежда» и его учредителем, не вмешивается в текущую оперативно-распорядительную деятельность, его решение носит рекомендательный и консультативный характер.
В сентябре 2013 года был сформирован новый состав Попечительского Совета, в который вошли Кузакова Зинаида Николаевна, представитель Региональной общественной организации Союз инвалидов «Единение», Осипов Сергей Леонидович, председатель Совета молодых педагогов г. Салехарда, Нуритдинов Фаиз Фаттихович, преподаватель Ямальского многопрофильного колледжа, а так же родители детей, обучающихся в творческих объединениях Центра. Итогом совместной деятельности участников образовательного процесса, Попечительского совета и Совета учреждения является привлечение внебюджетных средств для участия обучающихся во Всероссийских и Международных конкурсах (март 2014 года – участие в Межнациональном конкурсе «Таланты нового века – 2014» г. Москва). В компетенцию органов входит рассмотрение кандидатур сотрудников ЦДТ для представления на награждение, участие в грантовых мероприятиях, распределение средств на приобретение материально-технического оснащения. Ежегодно в сентябре проходит совместное заседание Совета учреждения, Попечительского совета и Наблюдательного совета, на котором обсуждается анализ работы Центра детского творчества «Надежда» за предшествующий учебный год, рассматривается вопрос развития Центра и согласуется план работы.
Анализируя практику деятельности действующих органов государственно-общественного управления в Центре детского творчества «Надежда», отметим, что инициатива общественности в основном направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех участников образовательного процесса, реализацию прав педагога, обучающихся и их родителей (законных представителей), обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы деятельности МАОУ ДОД ЦДТ «Надежда».
Качественными показателями наличия государственно-общественного управления дополнительным образованием детей и взрослых являются «расширение публичности деятельности образовательных учреждений дополнительного образования и органов управления образованием; удовлетворение культурно-образовательных потребностей населения на основе маркетинговых исследований их образовательных потребностей; обеспечение информационной поддержки родителей и общественности как участников образовательного процесса; общественное обсуждение проблем образования детей и взрослых; создание «горизонтальных» управленческих структур: закрепление правового статуса управляющего, попечительского советов, формирование опыта общественной организации в совместной деятельности педагогического и управленческого коллективов» [2].
Список литературы
1. Основы андрагогики : учеб. пособ. / под ред. И. А. Колесниковой и др. – М., 2003.
2. Реморенко И. М. Разное управление для разного уровня. – СПб.: Агентство образования сотрудников, 2005. – 368 с.