Боровик В.Ю.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Многопрофильный лицей»,
г. Муравленко
Современная действительность демонстрирует факт необычайного интереса широких слоев населения к истории, особенно российской. Это связано с тем, что в условиях информационных потоков люди ищут ответы на многие сложные вопросы, аналогии с реальностью в целях объяснения каких-либо событий и фактов. В связи с этим со стороны государства и общества изменилось представление о назначении истории как учебной дисциплины и школьного учебного предмета. По справедливому убеждению многих исследователей, в условиях глобализации особое значение начинает приобретать преподавание истории молодым поколениям, т. к. именно здесь находится «ключ формирования» национальной идентичности, гражданственности и национального самосознания [5].
Со стороны государства четко определены целевые ориентиры (позиции) обучения истории. Первая позиция исходит из государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения по истории: «историческое образование – ключевой компонент социально-гуманитарного образования, изучение истории стимулирует формирование у школьников индивидуальных образов прошлого и современности» [6]; «обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира. Оно закладывает начала теоретического мышления, учит способности мыслить» [7]. Вторая позиция, выраженная В.Э. Багдасаряном, деканом факультета истории, политологии и права МГОУ, определяет функциональное назначение истории по двум интегрированным функциям – познавательной и социальной [1]. Третья позиция, обозначенная А.О. Чубарьяном, академиком РАО, заключается в функции истории «как главной формирующей дисциплины для мировоззрения и воспитания патриотизма и гражданственности» [9]. Указанные позиции демонстрируют значимость школьного исторического и обществоведческого образования как одного из наиболее массовых каналов формирования социального опыта, мировоззрения, опыта самостоятельного выбора и действия в различных ситуациях и сферах общественной жизни, гражданской позиции в условиях постоянно меняющегося мира. Т.е. с формулировкой «чему должен научить» учитель истории и обществознания трудностей в понимании меньше, поскольку ориентиры для учителя заложены в основных программных документах образовательной политики государства (ФГОС ООО, СОО, Историко-культурный стандарт). Учитель на любом этапе обучения не должен упускать из вида далёкую и важнейшую цель – формирование будущего человека (уже давно не ученика) и общества, частью и строителем которого он будет [8]. Задача непростая, требующая самостоятельного понимания и поиска решения. Поэтому вопрос «Чему учит учитель?» остается актуальным для любой образовательной среды.
Поскольку обществоведческим предметам определена важная миссия по формированию человека будущего (государственный заказ), передо мной, учителем лицея, в котором обучаются старшеклассники (10-11 класс), возникли следующие задачи: выяснить запрос образовательной среды лицея (учащиеся, родители, учителя) и определить чему я могу научить в ситуации разных ожиданий. Для основных субъектов образовательной среды было проведено анкетирование с открытым вариантом ответов на вопросы: «Что является важным на уроках обществоведческого цикла?» (для учащихся); «Чего ожидаете от учителя истории и обществознания?» (для родителей учащихся); «Чему должен научить учитель истории?» (мнение коллег). На первом этапе был проведен опрос учащихся 10-х классов лицея (50 человек), получивших основное общее образование в других школах города. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
Чему должен и может научить учитель истории и обществознания?
Как знания, умения и навыки, полученные на уроках истории и обществознания, пригодились Вам в жизни?
• Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать учитель истории и обществознания?
Обработка ответов респондентов осуществлялась на основе методики Г. Н. Казанцевой [2]. Эти же положения с незначительными изменениями использовались и для опроса родителей.
Таблица 1
Мотивы изучения предметов обществоведческого цикла
(по результатам опроса учащихся старших классов)
Критерии ответов |
Количество |
% |
Предметы способствуют развитию общей культуры (умение говорить и рассуждать, приобретение ценностей для будущего, быть хорошим человеком, формирование гражданственности и патриотизма) |
45 |
90 |
Учитель интересно объясняет. Нравится, как преподает учитель |
40 |
80 |
Интересны отдельные факты |
40 |
80 |
Предметы формируют учебные умения (работать с большим объемом информации, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, понимать исторические карты и графическую информацию, получать полные и глубокие знания) |
35 |
70 |
Предметы формируют социальные навыки (умение самостоятельно работать, понимать окружающую действительность, разбираться в фактах, социальный опыт в решении проблем, профессиональный выбор) |
30 |
60 |
Предметы нужно знать всем |
24 |
48 |
Полученные данные говорят об интересе обучающихся к предметам и преобладании такого мотива изучения общественных дисциплин, как развитие общей культуры. Кроме того, 80% респондентов отмечают значимую роль учителя в образовательном процессе. Следует выделить отдельные ответы обучающихся о роли учителя истории и обществознания Так, 15 респондентов (30%) отметили, что учитель не должен внушать ученику свои взгляды и позицию; 30 обучающихся (60%) подчеркнули, что учитель истории и обществознания должен любить предмет. Из наиболее запомнившихся форм уроков в анкете с открытыми вопросами старшеклассники отметили такие активные формы обучения, как дискуссии, семинары, проблемные уроки, работу в группах, уроки-беседы. Таким образом, можно сделать вывод, что у обучающихся преобладают внутренние мотивы деятельности (по Марковой А. К.) [4], которые характеризуются интересом к самому процессу и его результатам и стремлением развивать различные умения и качества, необходимые в личностном развитии.
Несколько иную позицию представляют результаты опроса родителей, которые также играют немаловажную роль в формировании мотивации к учебной деятельности и мировоззрения ребенка. В опросе приняли участие 30 респондентов.
Таблица 2
Мотивы изучения предметов обществоведческого цикла
(по результатам опроса родителей)
Критерии ответов |
Количество |
% |
Знания по истории и обществознанию необходимы при поступлении в институт |
25 |
83 |
Предметы формируют учебные умения |
20 |
67 |
Способствуют развитию общей культуры ребенка |
15 |
50 |
Формируют чувство патриотизма и гражданственности |
15 |
50 |
Родители видят в обществоведческих предметах практическую ценность, считая, что эти предметы позволят их детям правильно осуществить профессиональный выбор и с помощью учебных умений продолжить обучение в вузе.
По результатам опроса учителей лицея (20 человек) были выявлены следующие приоритеты:
Таблица 3
Приоритеты в преподавании предметов обществоведческого цикла
(по результатам опроса учителей лицея)
Критерии ответов |
Количество |
% |
Предметы формируют учебные умения (знать факты, работать с большим объемом информации, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы) |
20 |
100 |
Предметы способствуют развитию общей культуры (умение говорить и рассуждать, приобретение ценностей для будущего, быть хорошим человеком, формирование гражданственности и патриотизма) |
15 |
75 |
Предметы формируют социальные навыки (понимать социальную и историческую реальность, разбираться в фактах, социальный опыт в решении проблем) |
10 |
50 |
Формирование социальной и гражданской активности |
10 |
50 |
Данные опроса позволяют сделать вывод о том, что предметные знания обучающихся являются средством в реализации компетентностного подхода в преподавании обществоведческих дисциплин (достижение результатов обучения и освоения курсов «История» и «Обществознание» в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО). По мнению учителей, преподавание истории и обществознания направлено и на решение социальных задач.
По итогам анкетирования видно, что цели основных субъектов учебного процесса (учеников и учителей) в основном совпадают. Приоритетными целями для учителя являются предметные умения и развитие общей культуры (т.е. компетентностный подход), а для учащихся – развитие различных умений и качеств, необходимых в личностном развитии посредством предметного содержания. Несколько иную позицию занимают родители, ориентированные, прежде всего, на знаниевый подход обучения (на оценку).
Размышления на эмпирическом уровне над вопросом о до́лжном и возможном на уроках истории и обществознания позволяют сделать следующие выводы: речь идет о новой роли учебных предметов, которая заключается в формировании опыта решения учебных, ценностно-ориентационных и практических проблем в разных сферах деятельности; выявлен запрос обучающихся на формирование опыта решения проблем на основе предметных знаний, а это должно стать сигналом для учителя при планировании уроков. Учитель перестал быть «транслятором» знаний, в сознании школьника он становится консультантом, тьютором, взрослым человеком, опыт нахождения которого в обществе интересен и важен обуча