Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Христианские ценности в формир...

Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России


Захарова Н. И.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №4»
г. Муравленко

Захарова Н. И.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Школа №4»,г. Муравленко

 

 

 

Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво,

 требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.

Не учат ни добру,ни злу - все равно будет зло,

 потому что и человеком его надо сделать».

В. А. Сухомлинский.

 

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый

способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог

бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал

ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение

сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Все в твоих руках.

(притча)

 

Уже не является новым тот факт, что наше государство всячески пытается восстановить духовно-нравственные ориентиры, которые были утеряны в период политической и экономической перестройки общественной жизни. И самым эффективным способом возрождения духовных качеств человека считается воспитание в семье. В той, где царствует любовь и порядок, который передавался из поколения в поколение и  который можно было назвать одним словом -  «традиция».

К сожалению, многовековые традиции русской семьи (нужно отметить, что в их основе лежит православие!) в наше время пришли в упадок. Да и сам институт семьи безжалостно разрушен.Появилось много брошенных детей, больше стало семей, где детей воспитывает один родитель или эту роль вовсе выполняют бабушка с дедушкой. Но самое печальное то, что общество привыкло к подобной ситуации, это стало нормой. Каждый пытается решить свои проблемы в одиночку, не только в социуме, но и внутри семьи, что, конечно же, не дает положительной динамики.

В правoславии  само сoздание  семьи уже было традицией. Для русского человека – это всегда являлась основой его нравственной жизни и смыслом существования.

Семья для русского человека – это средоточие всей его нравственной и общественной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Это – живая «cтруктура», все члены которой взаимосвязаны определенной духовной нитью. Эта нить позволяет взрастить в ребенке («Семья начинается с детей», - говорил русский писатель, философ и революционер Александр Иванович Герцен.) чувство собственного «Я», которое вкупе должно совмещать в себе и историю своей семьи - а значит, и традиции, и историческое наследие всего человечества.

Неоспоримым является тот факт, что «Я» ребѐнка закладывается именно в семье. С ранних лет идет приобщение к семейным традициям. В сознании ребенка появляются первые представления о миpе, о добре и зле, трyде, быте, культуре... В процессе семейного воспитания формируется ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками воспитательного процесса детей (дошкольными учреждениями, школой и т.п.)  не могут быть развиты столь успешно. Это чувства гуманизма, сочувствия, внимательности, сострадания, сопереживания, нежности, отзывчивости, благодарности, культуры общения, обязательности и т.д.Бесспорно, семья для каждого из нас — самое главное. Мы берѐм пример с наших родных и близких, рядом с ними учимся любить, заботиться и уважать друг друга. Народная мудрость, пытаясь определить смысл понятия «хорошая семья», отводит главную роль той семейной обстановке, в которой человек вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что ему в семье привили такие качества характера, как трудолюбие, честность, доброжелательность, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.

Обращение к традициям семейного воспитания связано с потребностью науки и практики преодоления духовного кризиса в современной России, признаками которого являются такие ужасающие явления, как детская преступность, социальное сиротство, насилие над детьми в семье и прочее.

В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами.

Оглядываясь в историю семейных традиций русского народа, понимаешь, что одним из спасительных приемов является возрождение семейных традиций, где не садились за стол без молитвы, где все – без исключения - верили в добро и знали, что такое зло, где высоко чтили своих родителей, верили в справедливость и Божию кару за содеянные грехи.

В христианской культуре особая роль семьи - «домашней Церкви» - заключается в исполнении ее исконной функции — духовно-нравственном воспитании детей. Дети — не случайное приобретение, а дар Божий, который родители призваны беречь и приумножать, содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

Воспитанные в духе православных традиций, дети научились мужественно и с достоинством переносить все тяготы судьбы, были целомудренны, уважали и любили своих родителей, никогда не ругались между собой. Любовь, послушание и трудолюбие – вот основа крепкой семьи. Через любовь и почитание своей семьи, своего рода к ребѐнку приходит любовь к своему Отечеству, к своей малой родине; через семью к нему приходит чувство ответственности за всѐ, что происходит вокруг, стремление к сохранению добра и мира на земле.

Как добиться того, чтобы ребѐнок, живя в семье, чувствовал себя в безопасности и, перенимая поведенческую форму родителей, понимал, что его поступки правильны и будут одобрены общественной моралью? Семья на сегодняшний день перестала быть крепким щитом, защитой для детской души. И это происходит далеко не в неблагополучных семьях. Взрослые в силу своей «вечной» занятости не могут уделить должного и достаточного внимания своим детям. И – как следствие -  такие дети пытаются найти «себя» в чем-то другом, порою не осознавая свои поступки. Отсюда и негатив, и неадекватное обществу поведение, и т.п. В силу своей неопытности, душа ребѐнка нуждается в примерах для подражания. Почти всегда такими образцами поведения  служат поступки родителей и родственников, поэтому и нужно следить за тем, что вы предлагаете сыну или дочери в качестве идеала. Ребѐнка нужно окружать добрыми образами из русских сказок, хороших фильмов, детской классической литературы— только это наполнит его душу прекрасными, добрыми качествами.

Подготовка ребенка к жизни в гражданском обществе, всестороннее его воспитание - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители – это первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека очень важна. Ребенок в каждодневном общении с ними приобретает жизненный опыт, усваивает нормы общения и поведения. Именно в семье малыш приобретает первый социальный опыт и первые чувства гражданственности. И не важно, имеют ли родители педагогическое образование.

Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает не только организация жизни семьи, но и еѐ атмосфера, характер внутрисемейных отношений. Дети наблюдают за поведением взрослых, взаимоотношением в семье. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, честны по отношению друг к другу, уважают, бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща на семейном совете, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Совершенно прав был Антон Cемѐнович Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Прежде всего, семья должна быть источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу можно назвать "мироощущением семьи". Выросшие в атмосфере любви дети несут ее в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю. Любовь есть единственная творческая сила. Итак, семья создана как источник любви и творческой силы для всего человечества. Нет любви — и любая методология воспитательного процесса обречена на провал.

Очень важен для полноценного воспитания ребѐнка ещѐ один фактор - здоровый образ жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, правильное отношение к питанию, занятия спортом, следование правилам личной гигиены благотворно скажутся на развитии подростков. Трудно приходится детям, чьи родители имеют вредные привычки. Алкоголизм и употребление наркотиков и психотропных веществ родителями по сути дела лишают ребѐнка счастливого будущего и уверенности в жизни.

Немыслимо говорить о возрождении православной семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Последнее должно заключаться в воспитании всех тех добродетелей, без которых трудно представить благополучную семью: взаимопонимания, доброжелательности, внимательности, участия, готовности прийти на помощь, а, если нужно, пожертвовать собой. Для того, чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности психологии общения, межличностных отношений в современной семье. Обо всем этом молодым людям можно терпеливо и доходчиво рассказывать, а самый действенный метод – собственный пример, пример своей семьи.

Основу же семьи составляют традиции, а в основе традиций русской семьи лежит христианство. Следовательно, многовековые традиции православного воспитания позволят вернуть в семью любовь, взаимопонимание, духовность. А значит, еще не все потеряно, все в «твоих руках».

 

Библиографический список

1.Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину; комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви./Н.В.Балашов. – М.: Даниловский благовестник, 2001. - 96 стр.;

2.В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. – М.: 2001. - 304 стр.;

3.Дорошенко Ю.И. Духовно-нравственное воспитание в истории отечественной педагогики. //Православная педагогика: Традиции и современность.-Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128С

4.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребѐнка и его значение. С.П.: Миберком, 2010г.- 305 с. 

5.Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.:1997.- 96С.

6.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека./ В.А.Сухомлинский — М.: Педагогика,1990.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт