Джусь С. Н.
воспитатель II квалификационной категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Машенька» муниципального образования
Ноябрьск
Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России
Духовно-нравственное воспитание детей – на сегодняшний день это - одна из самых актуальных проблем нашего общества, особенно если это касается детей дошкольного возраста. На наш взгляд, у взрослого населения, уже давно возникла потребность строить свою жизнь на основе православной религии, выступающей основным фундаментом нашей культуры, которая является естественным процессом приобщения к духовности своих детей. Воспитание детей дошкольного возраста как граждан страны должно быть полноценным и осуществляться с учетом тех традиций, которые легли в основу отечественной культуры, под сенью которой происходило много веков назад становление и развитие Российского государства.
С чего начать? Этим вопросом мы задались, когда стали строить свою работу по приобщению к духовно – нравственному воспитанию наших дошколят. И ответ возник сам по себе. Конечно же, начинать нужно было с семьи. Так как Семья это зеркальное отражение духовного мира каждого ребенка. Приступив к работе, мы столкнулись с серьезными проблемами:
во - первых: в современных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста отсутствует раздел "Нравственное воспитание", который заменен в основном "задачами социального развития".
Во – вторых: сами семьи не готовы быстро раскрыть весь свой духовный потенциал. Часто родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей между мамой и папой, между бабушками и дедушками.
Проанализировав данные проблемы, мы решили активизировать деятельность между дошкольным учреждением и родительской общественностью, направленную на формирование христианских семейных традиций путем реализации комплекса специально разработанных мероприятий. Считаю, что искренняя заинтересованность родителей должна реализовываться в формировании духовного состояния ребенка через привитие христианских ценностей, заложенных в традициях каждой отдельной семьи, и способствовать активизации различных видов деятельности в детском саду и дома, включая в себя целевые, содержательные и организационные компоненты духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Перед тем как начать свою, работу в данном направлении, мы, конечно же, изучили уже имеющийся опыт работы педагогов по всей России, и самых интересным нам показался опыт ОГАОУ ДПО Белгородского института развития образования: «Православная культура для малышей».[6] Не будем скрывать, мы взяли за основу данную статью.
Поскольку, формирование христианских ценностей в семейных традициях, для нас дело новое, первым стало – определение главной цели и задач в данном направлении. Основной целью является формирование духовно – нравственных качеств личности ребенка через приобщение детей к семейным традициям и христианским ценностям.
Задачи комплекса мероприятий:
1) способствовать развитию у детей интереса к традициям своей семьи;
2) воспитывать умение поддерживать семейные традиции, проявлять уважение к членам семьи;
3) способствовать сохранению семейных традиций и формированию христианских ценностей в семье;
4) развивать у детей навыки познавательно - исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями;
5) учить детей проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к членам своей семьи, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботиться.
Комплекс мероприятий по формированию христианских ценностей в семье:
I «Цикл познавательной непосредственно образовательной деятельности, направленной на развитие духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (темы познавательной непосредственно образовательной деятельности: «Семейные реликвии»; «Добрая пословица ко времени молвится»; «В мире доброты»; «Сретение»; «Веточка вербы»; «Ангел мой храни меня»; и др.).
II «Цикл досуговых мероприятий, направленных на развитие христианских ценностей и укрепление семейных традиций»
(темы развлечений «Семейный очаг»[3] «Пасхальная радость»; «Все что создано всевышним, под грибком не будет лишним»; «Рождественский теремок» и др.).
III Цикл «Добрые сказки»
(Подбор сказок рассказывающих о человеческих чувствах и качествах: доброте, милосердии, любви, сострадании, гостеприимстве, терпении, терпимости. Название сказок: «Феи милосердия»; «Доброта»; Гостеприимная Клава»; «Равнодушие и отзывчивость»; «Родные вещи»; «Терпение и терпимость» и др.) [5].
IV Цикл «Работа с родителями»
(В данном направлении были разработаны памятки «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ (по В. Зеньковскому)»; «Десять заповедей «НЕЛЬЗЯ» для детей (по В.И. Сухомлинскому)»[4]; «Анкета для родителей «Нормы христианской морали в семье и детском саду»).
В нашем учреждении работа по теме «Христианские ценности в формировании семейных традиций» только началась, и возможно наш комплекс мероприятий будет расширяться.
Считаю, что в случае успешной реализации комплекса мероприятий получим следующие результаты:
1. будет создана оптимальная среда для осуществления взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, следовательно, и работа нашего коллектива будет направлена на углубление и систематизацию знаний о социальном статусе семьи и ее воспитательных возможностях.
2. педагоги детского сада изучат литературу о духовно-нравственном воспитании, которая основана на Православии, тем самым, создавая прочный образовательный фундамент, способствующий росту их профессиональной компетентности.
3. духовно-нравственное просвещение родителей воспитанников; в семьях будет создана благоприятная среда для формирования личности, а именно, сформировано определенное мировоззрение, дано представление о христианских ценностях (сострадание, милосердие, терпение и др.)
4. будет найден действенный подход в работе с семьями воспитанников в столь сложном вопросе как «Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России».
Библиография:
1. Алѐшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2005.
2. Афанасьева С.А. Основы Христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста (5-7 лет): методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Калининград. – 2002.
3. Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.
5. Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2014
6. Православная культура для малышей. Методические рекомендации по введению изучения православной культуры в дошкольных образовательных организациях / Пересыпкина А.В. – Белгород, ОГАОУ ДПО «БелИРО» – 2014. –86 с.