Сусленкова Г. Г.,
ведущий методист муниципального учреждения культуры
«Централизованная библиотечная система»,
с. Красноселькуп
Православие и культура
Христианизация Руси и единая национальная
русская культура
Введение
Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.
Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку
н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апостол якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет «град велик». В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь христианства существовала издавна, хотя христианство еще и не стало господствующей религией. Русь официально приняла христианство в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей приняло христианство из рук миссионеров и крестоносцев.
Христианизация Древней Руси
О ходе процесса христианизации в разных социальных группах, из-за разной доступности источников, разной глубины их понимания и трактовки, судить не так просто как это может показаться. Интенсивность приобщения к христианству различных социальных групп была, по видимому, неодинаковой, что сказалось на его длительной адаптации на Руси и достаточно позднем оформлении национальной русской церкви (XV в.). Христианство пришло на Русь через княжеский двор, городской посад, но христианизация деревни не завершилась еще даже к XVII в. Поэтому на Руси каждая социальная группа имела свои представления о сущности христианства и его роли в жизни общества. У каждого для принятия новой религии были свои основания.
Русская Православная Церковь канонизировала 17 юродивых. Именно они, выполняя христианские заповеди, лучше всего адаптировали православную доктрину к народному сознанию. Таким образом, распространение христианства среди социальных слоев Руси носило поэтапный характер: к XII – XIII в. завершилась христианизация элиты, ко второй половине XIV в. – городского населения, а ко второй половине XVI в. – крестьянства.
Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например Новгород, приходилось крестить огнем и мечем. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы.
После крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Например, к Христу долгое время относились не
как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию.
В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию или двоеверия, или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в низах общества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что Владимир I вошел в историю (и в святцы) под своим языческим именем, а не как Василий. Так же как Ярослав Мудрый, крещенный Юрием и др.
Единая национальная русская культура
Вместе с христианством на Русь пришли культурные ценности всего христианского мира, прежде всего, Византии и Рима. Это основной корпус письменных источников, посредством которых Русь приобщалась к культурным традициям античного и христианского мира.
Вместе с византийским культурным влиянием на Русь пришли две основные византийские культурные парадигмы: аскетическая и гуманистическая.
Русь отбирала и адаптировала то, что ей было необходимо, хорошо ассимилировалось в ее культурном организме, служило для ее развития.
Переосмысление греко-византийской традиции породило на Руси специфический идеал филадельфии (братской любви), который стал архетипическим образом, задающим меру правильного поведения правителя. Русская литература началась с деятельности моравских братьев в 60-х гг.
IX в., создавших славянскую письменность, лежащую в основе книжной церковнославянской традиции.
Христианство, обретая на Руси национальную форму православия и выстояв в борьбе с ордынским нашествием, дало к XIV – XVI вв. толчок для новой национальной консолидации, отразившийся в рассвете новых жанров литературы, в быстром прогрессировании архитектуры, иконописи, философско-богословской мысли.
XV – XVI вв. – это эпоха прояснения социально-политических, духовных, культурных проблем, эпоха полемики и диалогов, эпоха начала книгопечатания (1553 г.) и формирования светского направления в культуре, это развитие самостоятельной критической мысли, направленной на рефлексию самих основ русской цивилизации. Это период синтеза локальных культур и государственно-политических институтов, собирания и осмысления ценностей и идеалов предшествующего этапа культурного развития, время становления национального характера, высокого развития исторического самосознания, которое предполагало и историческую память и историческую ответственность за судьбы России.
Полемический диалог в эту эпоху представляли, прежде всего, нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек) и иосифляне (Иосиф Волоцкий, митрополиты Даниил и Макарий).
Зарождаются споры о языке книжном и народном (Зиновий Отенской, А. Курбский), складываются первоначальные нормы русского языка. Споры о языке были сопряжены с практикой исправления книг.
Квинтэссенцией полемического накала эпохи выступили движения еретиков-реформаторов.
Быстро развивающееся противоборство между церковной и светской тенденциями в русской культуре отразилось и в появлении новых жанров литературы: публицистики, азбуковников, первых русских энциклопедий («Русский хронограф», 12-томные «Великие Минеи Четьи» и др.). Литература, по словам Ермолая Еразма, становится «оружием борьбы», средством отстаивания своих взглядов в проходившей полемике. Рост национального самосознания проявились в экспрессивно-эмоциональной литературе этого периода, прежде всего в творчестве Киприана («Житие митрополита Петра»), Епифания Премудрого («Житие Сергия Радонежского»). Этические мотивы в этот период соседствуют с новыми для русской литературы темами. Нарастающие процессы индивидуализации художественного творчества сопровождаются собиранием знаний, их оформлением в философско-богословских трактатах, житейно-нравственных, дидактических сочинениях. Появляются «домострои», существенно расширяются «Минеи Четьи». В литературу входят новые мотивы, воплощенные в сочинениях разносторонне образованного Максима Грека: «Беседа Ума с Душой», «Слово о покаянии» и др.
Заключение
Христианизация положила начало перестройке духовной сферы жизни древнерусского общества. Она несла сознание (на языке того времени) «свободной благодати», противопоставленной «рабскому закону», что означало санкцию духовной свободы человека, насколько она была возможна в рамках христианского вероучения. Велики были культурные последствия этого сознания, материализовавшиеся в книжности, зодчестве, изобразительных искусствах (фресковые росписи, иконопись, книжные миниатюры), художественных ремеслах. Христианизация служила и их культуре. Принятие Киевской Русью христианства в его восточном ответвлении способствовало ее сближению с Византией, приобщению
византийской культуре. Православие, начавшее обособляться в христианстве в X в. и ставшее в XI в. уже исторической реальностью, явилось фактором культурного единения Киевской Руси с Византией и с другими странами той же религиозной ориентации (Болгария, Сербия), также испытывавшими влияние византийской культуры. В то время Византии принадлежало лидирующее положение в христианском мире.
Владимир Святославич и его окружение, избравшие восточную ветвь христианства в качестве государственной религии и пошедшие на сближение с Византией, не могли предвидеть отдаленные последствия своих действий. Находившаяся в X – XI вв. на подъеме Византия, некоторое время спустя, стала клониться к упадку. Феодальные отношения в империи так и не достигли полной зрелости, феодальная структура общества оставалась незавершенной. Естественно, христианизация Руси – явление прогрессивное. В установлении же меры прогрессивности существуют расхождения, обычно связанные с неодинаковым определением исторической роли Византии. А едва ли не самое существенное заключалось как раз в своеобразии русского христианства, как отношении форм организации, так и культурной особенности.
Список литературы
1. Алеева Наталия. Герои русской истории / Худож. Леонид Лившиц. –
М.: Белый город, 2008. – 48 с.
2. Арктика – мой дом: История освоения севера в биографиях
знаменитых людей / Науч. ред., сост. В. И. Магидович. – М.: Северные просторы, 2001. – 280 с. – (Полярная энциклопедия школьника).
3. Иловайский Д. И. Становление Руси / Д. И. Иловайский. – М.: ООО
«Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 860, [4] с. – (Историческая библиотека).
4. История Ямала: в 2-х томах. Том 1: Ямал традиционный. Кн. 2.
Российская колонизация / Под. общ. ред. В. В. Алексеева – Екатеринбург: Издательство «Баско», 2010. – 324 с.
5. Ляшевский Стефан. История христианства в Земле Русской с I по XI
век / Стефан Ляшевский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 320 с.: ил.
6. Православная энциклопедия: Т. VIII Вероучение – Владимиро-
волынская епархия / под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – 752 с.
7. Рыжов К. В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2001. – 656 с. – (100
великих).
8. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. –
М.: Политиздат, 1989. – 719 с