Колбасова С. Н.,
заведующая отделением социальной диагностики, дневного пребывания и семейной воспитательной группы
Муниципальное казенное учреждение
«Социально- реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Доверие»
муниципального образования
город Салехард
Христианизация и укрепление
института семьи
Семья является важным элементом в жизни каждого человека. Она всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей, была основой бытия общества. Будучи ценностью, семья в то же время является хранилищем нравственных устоев, традиций и обычаев, важнейшим звеном системы нравственных координат поведения человека.
В современном мире существует множество концепций происхождения института семьи. Одни придерживаются убеждения, что семья – продукт эволюции человечества, иные считают ее необходимой формой социального устройства и межсоциальных связей. Третьи – убеждены в божественном происхождении семьи и семейных ценностей. Мы остановимся с вами подробно на религиозной концепции.
Носители религиозной традиции считают, что брак и семья – не только союз двух людей, но таинство становления личности супругов, когда муж и жена уже не просто два независимых друг от друга атома, а новый организм. Этот организм – живой. Он может расти, устремляясь вверх, цвести, приносить добрые плоды, но может и болеть, чахнуть и, в конце концов, погибнуть.
Именно религия возводит брак и семейные отношения из грубо чувственного или социально прагматического измерения в духовную и обоготворенную сферу.
Если обратиться к истокам прошлого, то мы видим, что после христианизации Киевской Руси, которая берёт своё начало ещё в 990 году, устанавливаетсятесная взаимосвязь между светской и церковной властью. Христианство создаёт широкую основу для объединения всех народов русского общества и постепенно начинает вытеснять языческие обряды и традиции - это всё приводит к гуманизации общества. Церкви окончательно передаются дела о браке, разводе, семье.
«Семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Для того чтобы создать благодатную почву и укрепить семейный институт, детям необходимо с раннего возраста прививать любовь к Родине, развивать духовно – нравственные ценности, формировать семейные традиции.
Семья – это первая школа общения ребёнка. Христианскую семью важно понимать как «малую церковь», т.е. единство нескольких любящих друг друга людей, скреплённых живой верой Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой церкви». Именнов семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.
В настоящее время весьма трудно противостоять жизни, диктующей свои условия и наполненной массой соблазнов. Обильный поток средств массовой информации, сцены насилия, аморальные передачи, льющиеся с экранов телевизоров и подогревающие интерес несовершеннолетних к запретным темам, только разжигают желание детей действовать подобным образом или в этом же направлении, поэтому основная задача родителей сформировать у подрастающего поколения - стойкое мировоззрение, не подвластное никаким вмешательствам из вне. Семья даже в самые трудные времена должна всегда оставаться «малой церковью», если в ней есть хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу, то она защищена и спасена.
Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявление нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.
В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому – либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.
Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, - свидетельствуют о наличии нездоровых процессов в обществе. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и социальную жизнь, Церковь одновременно видит важнейший свой долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключало бы трагедию брошенного ребенка.
Так по данным статистики 30% детей в России рождаются в неполной семье, точнее – у матерей – одиночек. Этот факт только подтверждается результатами Интернет – опроса, который провела компания ACNielsen, по результатам которого, 47% россиян не верит в прочность и долговечность брака. 27% соотечественников считаю брак устаревшим явлением. Только 70% опрошенных считают, что заключать брачный союз нужно один раз в жизни и по большой взаимной любви. И как это ни странно, мужчины верят в возможность такого брака больше, чем женщины.
Один из наиболее ярких философов Русского Возрождения И.А. Ильин (1883-1854) отмечал: "Никакие "детские сады", "детские дома", "приюты" и тому подобные фальшивые замены семьи не дадут ребенку необходимого: ибо главной силой воспитания является то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывают родителей с ребенком и ребенка с родителями связью единственной в своем роде - таинственной связью кровной любви. В семье, и только в семье, ребенок чувствует себя единственным и незаменимым, выстраданным и неотрывным, кровью от крови и костью от кости; существом, возникшим в сокровенной совместности двух других существ и обязанным им своей жизнью; личностью, раз навсегда приятною и милою во всем ее телесном-душевном-духовном своеобразии. Это не может быть ничем заменено; и как бы трогательно ни воспитывался иной приемыш, он всегда будет вздыхать про себя о своем кровном отце и о своей кровной матери…"
Только полная семья и семья, близкая к Богу становится поистине счастливой. Именно тогда муж и жена становятся творцами своего собственного дома счастья, поскольку всякая попытка построить семейное благополучие без опоры на Божественного Создателя – обречена на неуспех. В основе религиозной семьи лежит совместная любовь супругов к Богу.
Резюмируя всё выше сказанное и подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
Список литературы:
1. Голубинский Е. Е. «История русской церкви» в 2 – х томах, тои 1, М. 1880, с. 96 – 137.
2. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». СПб.: «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011 – 192с.
3. Лихачёв Д.С. «Крещение Руси и государство Русь». «Новый мир», 1988; №6 С. 249 – 258.
4. История России под ред. А. А. Радугина, М: издательство «Центр», 2001.