Талеева В. Н.,
заведующий библиотеки микрорайона
Обская МБУК «ЦБС»,
город Лабытнанги.
ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА
Христианизация Руси и единая национальная русская культура
Российская Федерация - многонациональное государство, на территории которого проживает более 180 народов. Наша страна объединяет последователей православия, ислама, иудаизма и других религий. Каждый из 89 субъектов по-своему решает проблему межнациональных отношений и толерантности среди населения.
На Ямале переплелись множество народов и религий. Власти округа стараются делать всё возможное для комфортного проживания и благожелательных взаимоотношений населения на своей территории. В связи с этим проводится большая просветительская работа, возрождаются и строятся новые храмы, работают воскресные православные школы, жители округа принимают участие в православных фестивалях и различных конкурсах.
Основное население округа, в том числе коренное население края, является православным. Впервые вопрос о целенаправленном крещении народов Сибири был поднят в 1700 году. Этого требовали геополитические интересы России, поскольку на духовное влияние среди сибирских народов претендовали буддисты Китая и мусульмане Османской империи.
Петр I велел подобрать хорошего митрополита в Сибирь: «Не только доброго и благого жития, но и ученого, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божию помощию исподволь, в Китае и в Сибири, в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истинного Бога».
В результате в 1702 году в Сибирские митрополиты был назначен Филофей Лещинский. Начало XVIII века ознаменовалось миссионерской кампанией в Сибири.
Чтобы сделать сам факт крещения привлекательным, использовалась практика раздачи подарков при крещении. Кроме того, тем, кто принял крещение, предоставлялись льготы по отмене ясачной повинности. Но на Ямале формальное и насильственное крещение коренных народов привело к созданию напряженной ситуации в крае и к началу активного противодействия крещению.
Эпоха просвещения принесла новый взгляд на проблему существования религиозных традиций народов Сибири и Севера. Традиции свободы вероисповедания в отношении религий сибирских народов стали активно развиваться в XVIII веке. Устав «Об управлении инородцев», введенный 1822 году, затрагивал и вопросы религии. К 1830 году было крещено около трех тысяч ненцев-язычников. Они часто не знали русского языка, но, будучи людьми любознательными и неравнодушными к внешне красивым эффектам, приняли православие и были наречены русскими именами.
Церковь на окраинах старой России обычно становилась и центром просвещения не только религиозного, но и «общеобразовательного».
Ко второй половине XIX века в значительной степени изменился и состав приходского духовенства, которое было представлено целыми династиями священников, проживавших в Сибири.
«Пастырско-проповеднические труды, служившего на Новой Земле отца Ионы, увенчались успехом. Иеромонах Иона, произведенный впоследствии в сан игумена, оставил неизгладимый след в деле культурно-нравственного и религиозного воспитания ненцев на Новой Земле». [1]
Живя на севере, отец Иона составил небольшой словарь ненецких слов, выучил ненецкий язык и беседовал порой на языке ненцев, составлял молитвенники. Большую просветительскую работу проводил как с взрослыми жителями края, так и с детьми.
Русский исследователь и писатель Константин Дмитриевич Носилов, живший на севере и занимающийся исследовательскими работами, помогая церковным деятелям и учителям, называл эту школу – «народным университетом».
«Пасха 1889 года меня застала на берегу Карского моря, на западной стороне Новой Земли… Мы подходим к кресту, становимся около со свечами, самоед читает Евангелие, ветерок тихо колышет пламя свечей, и какое-то чудное, тихое чувство охватывает нас, и мы бросаемся христосоваться и поздравлять друг друга с праздником: «Христос Воскресе! Христос Воскресе!».
В 1841 году был принят «Устав духовной консистории», при котором рекомендовалось при церквях открывать духовные училища. В большинстве там учились дети оседлых ненцев и ханты. Основной задачей миссионерских школ была подготовка кадров проводников идей христианской религии в массу коренного населения.
С 1898 года при новом настоятеле Иринархе (И. С. Шемановском) начинается реорганизация Обдорской миссии. Сотрудники начали путешествовать вдоль берегов Оби и до полуострова Ямал. Людей учили грамоте, помогали продовольствиями, новокрещенным раздавали подарки, крестики, иконки, объясняли значения праздников.
Отец Иринарх посещал жилища рыбаков, читал им беседы, рассказывал о культурной жизни русских, их обычаях и обрядах. А вечером у костра, не замечая комаров, счастливые рыбаки, по просьбе Иринарха, пели и плясали, поразительно внятно, оригинально и живописно изображая животных и птиц тундры.
Вот как описывается празднование у ёлки с отцом Иринархом в книге Константина Яковлевича Лагунова «Иринарх»: «Эта ёлка неожиданно сделалась событием не только для Обдорска, но и для всей тундры. На рождественский праздник пришло много почитаемых обдорян с детьми и внуками, приехали из тундры родители и родичи, пригретых миссией ребят. Большие и маленькие самоеды, остяки почтительно кланялись стоящему под ёлкой игрушечному Деду Морозу…». [2]
После отъезда из Тобольска игумена Иринарха миссия стала постепенно утрачивать свою роль как центра распространения христианства. Церковь в Обдорске пришла постепенно в запустение, прихожане стали расходиться.
Не смотря на то, что церковно-приходские школы не достигли желаемых результатов, связанных с подготовкой будущих миссионеров, они выпустили много грамотных людей, впоследствии сыгравших огромную роль в просвещении и развитии духовной культуры своего народа.
Из стен Обдорских школ вышли: 2 священника, 3 фельдшера, 9 псаломщиков. Мы гордимся сейчас такими опытными специалистами как Николай Герасимов, Александр Пермяков, Александр Собрин и другие. Нам хорошо известны педагог и учёный Петр Хатанзеев, писатель Иван Ного, читаем из книги Л. Лара и Ю. Вануйто «Религиозные традиции ненцев в XIVIII – начале XX вв.». Не перестаём восхищаться картинами художника и «Президента Новой Земли» Тыко Вылка.
Установление Советской власти, Гражданская война, последовавшая за ними антирелигиозная кампания - окончательно разрушили миссионерские деяния, действовавшие на территории Обдорского края. Но заложенные семена миссионерской деятельности постепенно давали положительные «всходы» и христианство стало приживаться на Ямале, передавая из поколения в поколение старинные традиции от старшего поколения далее – детям и внукам.[4]
В результате долгого общения с русскими среди оседлых ненцев упрочилось христианство, постепенно произошел закономерный процесс приспособления к религии в соответствующей обстановке. «Религиозный синкретизм находит своё выражение в насыщении менее развитой религии новыми религиозными представлениями социального характера, некоторыми элементами обрядности и атрибутики». [6.]
«Не без влияния миссионеров дух неба Нум стал приобретать черты христианского Бога: ему стала приписываться роль творца земли и всего живущего на ней», – пишет далее Хомич в книге «Ненцы».
Так в результате христианизации и долгого общения с русским населением, коренные народы стали отмечать некоторые православные праздники, но, при этом, не затронув глубоко традиционных религиозных представлений.
По-настоящему верить в Бога – это значит верить в Бога, который един для всех людей, независимо от их национальностей и религиозных убеждений, который близок каждому, кто в него верует: «Потому что, если с нами Бог, то нет никакой силы, которая могла бы преодолеть силу Божию и разрушить нашу жизнь. Это, может быть, самый важный вывод, который следует сделать из всей истории Церкви, … из истории нашего Отечества», - говорил в своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл. [5], [3]
Список литературы:
[1] |
Н. Вехов, Русское православие в Арктике, Наука и религия, 2003, №3. |
[2] |
К. Я. Лагунов, Иринарх: повесть, Сургут, 1993. |
[3] |
Л. А. Лар, В. Ю. Вануйто, Религиозные традиции ненцев в XVIII – начале XX вв, Тюмень - Салехард, 2011. |
[4] |
К. Д. Носилов, На Новой Земле, Тюмень: Софт Дизайн, 1997. |
[5] |
Е. Прокофьева, Православные святыни От святой земли до России, Москва: Олма Медиа Групп, 2011. |
[6] |
Л. В. Хомич, Ненцы. Традиционная культура. Хозяйство, Москва: Дрофа, 2006 |