Рэп – музыкальное направление; один из культурообразующих элементов молодежной субкультуры – хип-хоп, зародившейся в ХХ веке в США. Возникновение данного направления связано с социокультурными изменениями в этнических группах преимущественно в среде выходцев стран Африки и Латинской Америки. В истории развития рэпа выделяют следующие моменты:
- 1920-1970-е гг. В данные период времени происходит формирования рэпа как импровизированного стихосложения, на основе творчества гриот, – «talking shits», где выделяется две его разновидности «dozens» и «signifying». В этот период времени не существует собственного музыкального звучания, поэтому рэп используется в большинстве музыкальных направлений того периода преимущественно афроамериканцами. Немаловажным является и тот момент, что радио ди-джеи в гетто, во время своих выступлений также используют читку, что в последствие определило одну из его функций – в качестве источника (достоверного) информации о происходящем на улице.
- 1970-1990-е гг. Рэп становиться частью молодежной субкультуры – хип-хоп-культуры, в рамках движения «Zulu Nation» формируется его идеология, определяются базовые ценностные установки, стиль, сленг, музыкальную основу стиля создаю такие DJ как Kool Herc, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa. В ходе внутрисубкультурного развития появляются новые жанры рэпа, в рамках которых складывается уже своя идеология, ценности, базовые роли и модели поведения. Рэп приобретает популярность не только у цветной, но и белой молодежи США, а также и за пределами Америки.
- 2000-настоящие время. Рэп перестает быть сугубо музыкальным элементом хип-хопа, становиться от него обособленным и создает собственную культуру – рэп-культуру. Появляется множество исполнителей далеких от идей и ценностей рэпа времен хип-хопа – «рэп не как идея, а как музыка». Продолжают появляться новые его стили и направления, которые могут быть присущи не целому направлению, а творчеству одной группы.
Таким образом, в настоящие время, рэп как музыкальное субкультурное образование имеет весьма длительную историю и собственную культурную среду бытования.
Вместе с тем, интерес исследователей вызывает не только сам рэп в целом, но и отдельные его стили, одним из которых и является христианский рэп. В ходе исследования данного направления на примере США, нами были поставлены следующие задачи:
- дефиниция «христианский рэп»,;
- рассмотреть историю его развития и выявить наиболее известных представителей христианского рэпа США;
- определить отношение к данному стилю рэпа.
Христианский рэп - (первоначально Gospel Rap, также известный как Holy Hip-Hop или Christ hop) - направление рэп музыки, которое использует христианскую тематику для выражения веры ее исполнителя. Вышеназванный термин начал применяться в 1990-х годах для обозначения этого стиля музыки. Несмотря на то, что публика у этой музыки в основном верующие, этот стиль используется в христианских миссиях с целью благовествования. Христианские хип-хоп исполнители - зачастую верующие, которые используют свидетельство о своей прошлой жизни и переменах для распространения своей веры [2].
В ходе исследования нами было выделено около 25 групп и 10 лейблов занимающихся христианским рэпом. Стоит при этом отметить, что нами были выбраны исполнители, которые непосредственно идентифицируют свое творчество с христианским рэпом.
Появление данного стиля связано с деятельностью таких исполнителей как священнослужитель DeWayne GoLightly (также известный как Rev. Rap), P.I.D. («Preachas In Disguise» - «Скрытые Проповедники») и Stephen Wiley. Причем именно Stephen Wiley стал первопроходцем в христианском рэпе, его альбом «Bible Break» («Библия брейка») распространенный Benson Music Group в 1985 году, стал первым записанным и выпущенным альбомом христианского рэпа. Первые свои же композиции с христианской тематикой Wiley написал в 1982 году. Благодаря альбому «Bible Break» и его заглавной темы, которая заняла 14 место на христианском радио Wiley становится одним из основоположников данного направления, и хотя «… этот успех был мимолетным, …, усилия Wiley … череда неудач» [4], тем не менее, журнал «Spin» назвал молодого священника «Гроссмейстером рэпа».
За свою последующую музыкальную карьеру Wiley выпускает еще пять альбомов, лучшими из которых признаются – альбом «Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия») на лейбле StarSong Records 1990 год, композиция «World» («Миром») занимает 13 место и альбом «Rhapsody» на лейбле StarSong Records 1991 год, композиция «Attitude» («Отношения») 14 место. Особенностью последнего альбома является попытка донести до слушателя традиционное Евангелие.
Как пастор, на данный момент, Wiley служит в Praise Center Family Church in Muskogee (Семейная церковь Центра Похвалы) в Маскоге, Оклахома и Талсе, штат Оклахома [4].
В это же самое время работают такие исполнители христианского рэпа как P.I.D. («Preachas In Disguise» - «Скрытые Проповедники»), DC Talk и S.F.C. («Soldiers For Christ» - «Солдаты для Христа»), T-Bone, MC Danny «D-Boy» Rodriguez.
В 1990-х тенденция слияния христианской веры и рэп-музыки продолжается. Данное направление представляют D.O.C. («Disciples of Christ» «Ученики Христа»), Dynamic Twins, Freedom of Soul, IDOL King, Apocalypse.
Первыми, по истине сделавшими христианский рэп популярным и на практике доказавши, что рэп может быть религиозным, стала группа «Gospel Gangstaz» («Гангстеры от Евангелие)». Ее участники Mr. Solo, Tik Tokk и Chille' cill до того как 1989 году организовали группу были членами уличных банд Лос-Анджелеса.
В период с 1994 по 2013 год группа выпускает 7 альбомов, два из которых «Gang Affiliated» («Связанные бригадой») и «Do or die» («Отчаянный») стали классикой жанра, а третий альбом «I Can See Clearly Now» («Теперь я вижу ясно») удостоился премии «Dove Awards».
Непосредственно помимо выступлений участники группы занимались социальной работой, общались с трудными подростками и наркоманами, сотрудничали с церковью [3].
Последователи «Gospel Gangstaz» стали Cross Movement, выходцы из Филадельфии. Выпустив, начиная 1997, года пять альбомов, они первыми из всех христианских рэп-команд освоили тиражи в 150 тысяч копий. В 2006 году с альбомом «Higher Definition» («Более высокое определение») номинированы на Грэмми в номинации «Лучший евангельский альбом».
Участниками коллектива были выпущены также и сольные альбомы, особый интерес представляет творчество «Flame» («Пламя»). В своих альбомах, дебютном «Flame» (2004), и следующий за ним в 2005-ом «Rewind» («Перемотка»), он, по сути, дает краткий музыкальный обзор греховной человеческой сущности по мотивам Библии [3].
Среди исполнителей в этом направление существует деление на тех, кто ведет себя как проповедник Евангелия, которые пытаются обратить неверующих, и тех, кто является просто рэп-исполнителем, которые, будучи христианином, выпускает музыку, отражающую их веру.
Существует множество мнений по поводу того, какую форму рэпа можно считать христианской. Но, в общем, большинство соглашается в том, что если тексты песен являются христианскими, то песню можно назвать христианской. Существует некоторые церкви, которые внедрили хип-хоп в служение поклонения. Однако еще существуют люди и церкви, ассоциирующие христианский рэп с мэинстримом, который несовместим с христианскими учениями [2].
В России появление христианского рэпа, как и рэпа в целом явление относительно новое, и сказать однозначно, когда он появился, не представляется возможным. Еще одной из проблем в ходе исследования данного течения является, как и в США, определения критерия по которому группу можно отнести к исполняющей христианский рэп.
Так, исследуя творчество групп отечественной рэп-сцены, можно говорить о том, что одной из первых групп, которая в своих текстах упоминает и обращается к Богу, является группа «Многоточие». Несомненно, при этом, что определить группу как исполняющую христианский рэп недопустимо, основной смысл текстов – проблемы социального характера: наркомания, продажность властей, взяточничество и т.д. Обращение и упоминание Бога здесь выступает в качестве обращения к «последней инстанции», от безысходности, когда человек не может уже самостоятельно решить проблемы, а не от наличия веры…
Исследование в Интернет, в частности социально сети «ВКонтакте», показали, что участники сообществ посвященных христианскому рэпу из русскоговорящих выделяют порядка 120 исполнителей, при чем критерии отбора не обозначены. Из представленного списка известность на отечественной рэп-сцене, данный момент с нашей точки зрения важен, т.к. популярность исполнителя способствует увеличению количества его последователей, имеет только группа «Иезекииль 25/17» (в наст. вр. – «25/17»). Но, как и предыдущий, данный коллектив, нельзя отнести к христианскому рэпу, т.к. основной смысл текстов, помимо социальной тематики определяется как «З.О.Ж.» и «правый рэп». Упоминание и обращение к Богу значительно ниже, чем у группы «Многоточие».
Единственной группой из составленного списка, наибольшей интерес представляет группа «Соль Земли (Саграда)» — российская рэп-группа, образованная в 2005 году, в подмосковных городах Жуковский и Раменское. Группа в прошлом являлась участником лейбла «ЦАО Records». Состоит из пяти человек: Артём «Саграда» Лещук (тексты, вокал), Александр «Малый Кристал» Шмаков (тексты, вокал), Роман «Танк» Роднов (тексты, вокал), Дмитрий «Тот Самый» Снешко (музыка), Михаил «DJ Алхимик» Галактионов (музыка). Группой издан дебютный альбом «Символика» (2007), интернет-релиз «Сокровища Бродяг» и интернет-альбом «Культ Силы» (2010), сольный альбом Малого Кристалла — «Кристаллизация» (2011) и ЕР «Горизонт» (2014), ЕР «Ультиматум» (2012), сольный альбом Саграды «Via Dolorosa» так и не был завершен, готовится сольный альбом Саграды «Иордан».
Среди основных идей, которые, так или иначе, отстаивают участники коллектива, идея возвращения к духовным истокам Русского народа – Православной Вере, противостояние духовной всеядности общества потребления, постоянная работа над собой как в моральном, так и в физическом смысле [5].
Вместе с тем, в отношении остальных групп не представляется возможным, дать однозначного ответа – исполняет группа христианский рэп или нет? Такая ситуация, обусловлена, прежде всего, наличием большого количества текстового материала требующего детального анализа, не позволяющего произвести в рамках данной исследовательской работы. Вместе с тем, становиться очевидным необходимость дальнейшего проведения исследовательской работы по изучению отечественного христианского рэпа.
Таким образом, резюмируя все выше сказанное, мы пришли к следующим выводам:
1. Рэп как часть молодежной субкультуры оказывает безусловное влияние на своих последователей;
2. Среди текстов произведений рэп-музыки, есть тексты, которые можно определить как религиозные, в том числе относящиеся к христианской религии – христианский рэп;
3. Среди исполнителей христианского рэпа выделяют две категории: проповедники и те, кто рассказывает о своей вере;
4. Наибольшую популярность данный жанр приобрел в США, однако встречается и представители христианского рэпа в других странах, в том числе и в России;
5. В России среди исполнителей христианского рэпа в большинстве встречаются «те, кто рассказывает о своей вере», нежели проповедников;
6. Тема христианского рэпа в России представляет большой исследовательский материал, т.к. работ на данную тему не проводилось.
Материалы сети Интернет:
1. Интернет-форум «Мир в стиле рэп». [Электронный ресурс] Точка доступа: http://freestylerapworld.mybb.ru/viewtopic.php?id=117
2. Интернет-форум «Hip-Hop. Ru Форум». [Электронный ресурс] Точка доступа: http://www.hip-hop.ru/forum/gospel-rap-holy-hip-hop-christ-hop-istoriya-269800-print/
3. Статья «Gospel Gangstaz». [Электронный ресурс] Точка доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Gospel_Gangstaz
4. Статья «Stephen Wiley». [Электронный ресурс] Точка доступа: http://www.thefullwiki.org/Stephen_Wiley#cite_ref-p1037_1-3
5. Статья «Соль Земли (Саграда)». [Электронный ресурс] Точка доступа: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8_%28%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0%29