IV Епархиальные Рождественские образовательные чтения в этом году были посвящены князю Владимиру и тому цивилизационному выбору, который сделал он и по которому Русь-Россия следует уже более тысячи лет.
Тема выбора культуры и религии актуальна всегда и для каждого. Для целой страны и для всего народа это тем более важно и драматично. Можно попытаться представить себе простого землепашца на просторах Восточной Европы, которому сначала предлагают поклоняться одному богу (Перуну), а затем, через десяток лет – совсем другому и непонятному вдобавок. Это, думается, было посерьезнее, чем отказ от коммунизма в 90-е годы. Об этой проблеме пишет в своей статье С.Бочкарева, которая признает необходимость перехода Киевской Руси к христианству, но констатирует насильственный характер этого перехода. Автор приводит мудрые слова Н.Бердяева: «Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда. Тогда только вера свободна. Никто не насилует человеческой совести в явлении Христа. Религия Голгофы есть религия свободы».
Л. Кузикова приводит в своей работе еще одно нетрадиционное мнение: «Дух православия тяжким камнем упал на молодую незрелую душу народа — привел к женственности духа, как атрибуту нашей духовности». [Может, имелась в виду жертвенность? – Ю.П.] Мысль, возможно, спорная, но заставляющая задуматься о том, кто мы и какие мы есть. Кстати, известная история о выборе веры Владимиром носит, как считают многие серьезные ученые, мифологически-ле
Но именно такого рода обсуждение не состоялось в поданных работах. Мне пришлось прочитать более 130 работ, но уже по прочтении первых двух десятков у меня появилась мысль: либо что-то не в порядке с компьютером, либо что-то с моей головой. И действительно, как можно реагировать на 18 работ с одинаковым названием «Влияние христианских ценностей на духовно-нравстве
Чтобы не завершать мое вступление на грустной ноте, отмечу, что десяток серьезных статей было прислано в журнал, но они не касались прямо заданной к обсуждению темы. Это, к примеру, замечательные краеведческие статьи Л.Липатовой, связанные с распространением христианства на нашем Севере, интересная статья К.Шульжицкой «Патриотическое воспитание подростков и молодёжи посредством современной отечественной мультипликации». Эта последняя статья была, пожалуй, единственной попыткой связать современную культуру, кино, СМИ с историей и духовным наследием нашего народа.
Не могу не сказать также о статье ученицы 10 класса Анастасии Окотэтто, которая пишет: «Совсем неправильным я считаю вторжение религиозных служащих в школьное пространство, потому, что школа является государственной светской площадкой воспитания детей. Если РПЦ хочет формировать мировоззрение молодежи, то она должна делать это на собственной базе как, например, в воскресных школах и собственным духовным примером. Иначе, всякий одевший крест и рясу будет считать себя вправе учить и воспитывать детей в школах. Большая часть родителей, я думаю, придерживаются этой же позиции, так как наука и религия очень плохо сочетаются…»
Хотелось бы, чтобы на это мнение отреагировали наши уважаемые отцы церкви.
В целом же, мое «Слово…» не есть некий окончательный и бесспорный диагноз или приговор, а приглашение к серьезному обсуждению важных проблем, касающихся нашей истории, духовной жизни, отношения к религии и церкви, взаимоотношений между собой и народами всего мира. Ни в коей мере я не хотел бы затронуть или обидеть чувства верующих. Я хотел лишь напомнить вам ответ Льва Толстого своим церковным оппонентам. Он приводит слова английского поэта Кольриджа: «Тот, кто начнет с того, что полюбит Христианство более истины, очень скоро полюбит свою Церковь или секту более, чем Христианство, и кончит тем, что будет любить себя больше всего на свете».