Юсупова С.Р., Куцурова Е.В., Полудницына Э.А.,
учителя истории, экономики, обществознания и права,
русского языка и литературы
Тазовская школа – интернат среднего
(полного) общего образования
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ И ЕДИНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА
Проводимые в нашей стране политические, социальные, духовные, информационные и иные преобразования коренным образом изменили общественное сознание России. Это не могло не сказаться на отношении к религии. Вера есть сложное духовное явление, которое имеет разнообразные культурно-исторические, религиозно-нравственные, национально-этнические корни. Наряду с глобализацией политических процессов в обществе не только сохраняются, но и получают невиданную ранее силу факторы национальной, культурной и религиозной идентичности. Современный мир полон противоречий: возрастающая техническая мощь с одной стороны и угроза уничтожения человечества с другой, расцвет информатизации с одной стороны и духовная нищета с другой… Подобные противоречия растут и приобретают глобальные масштабы. Человек становится все больше и больше частью единой системы различных взаимосвязей.
Информатизация общества, бесспорно, благоприятно сказывается на развитии общества и самого человека в целом. Но важным моментом является способность и умение «фильтровать» получаемую информацию. Этот фактор все больше и сильнее определяет развитие человечества.
В российском обществе наблюдается не только социально-экономический и политический кризис, но и духовный, нравственный, культурный, что влечет за собой отход от Веры, особенно подрастающего поколения, которое растет, отрицая религию, а если и верят, то лишь отдавая дань моде. Причины этого в значительной степени связаны с деформацией мировоззрения русского народа.
Снижение авторитета религии, распространение в СМИ и сети интернет нападок различного характера можно связать и с многолетним существованием в социалистической стране отрицания религии. Между тем, развитие религиозного сознания имеет важную значимость для повышения уровня развития общей культуры людей, формирования религиозной идеологии, формирующей уважение к стране и людям, живущим рядом.
Формирование религиозной культуры должно являться обязательной составляющей государственной политики.
«…без зачатков священного и прекрасного нельзя пускать человека в жизнь»
Ф.М.Достоевский
Русский человек обладает самобытной, яркой, неповторимой, непонятной во многом для Запада, душой. Именно этой душой и силен Человек, живущий издавна на Руси. Сочетание слов «русская душа» уже воспринимается, как постоянный эпитет. Можно дать разные толкования этому словосочетанию, но чаще всего подразумевают сильную или загадочную личность. При этом, чаще всего, удивляясь неимоверной силе и выдержке этого народа, негодуя, подчас, откуда же это берется. А все просто: основу составляет и силу черпает русская душа в святой Вере, в этом и вся отгадка. Феномен Веры проявляется как один из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, в основе которой лежит высший уровень развития человечества.
Святую Веру, Христианство, пришедшее к нам их Византии, связывают с именем Владимира. Эта религия была выбрана им, потому что была необходимость в послушной церкви, каковой она и являлась; не нужно было тратиться на проповедников, т. к. близка была православная Болгария; существование давних контактов с Византией было тоже на пользу.
Необходимость стать на равных среди европейских государств установлению на Руси Христианства, а становление ее как государственной религии произошло достаточно быстро. Значит, принятие Христианства для Руси - это глубокая государственная реформа, а не только религиозный акт.
В 10 веке на Руси господствовало язычество. Приобщение к новой религии князь Владимир начал с крещения киевлян, вошедших в реку Днепр. Таким образом, священники провели обряд крещения.
В других русских городах обращение в христианство русского населения заняло несколько лет. Во многих городах противились введению новой религии. Особенно сильное сопротивление оказали в Новгороде, где язычество было в большой силе. Тогда люди Владимира подожгли пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов. До сих пор современники говорят о том, что «мечом и огнем была крещена Русь». Так возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники.
Долгое время считалось, что принятие Христианства сказалось на Руси положительно, повлияв на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа. Церковь поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси. Новая религия укрепляла институт семьи, ратуя за моногамию, протестовала против жестоких, по своей сути, варварских обычаев: жертвоприношение языческим богам, убийство жен, слуг на похоронах мужей и господ.
Все это не могло ни сказаться на изменениях в культуре и искусстве. Новая религия в лице церкви способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов. Были переведены основные библейские тексты: богословские книги, агиографическая, житийная литература, некоторые произведения отцов церкви. Постепенно формировалась собственная литературная традиция. Открытие библиотек и школ при монастырях способствовало развитию и увеличению числа образованных людей.
Храмы на Руси всегда были наглядной формой воплощения религиозного вероучения, являясь своеобразным символическим связующим звеном в отношениях между Богом, человеком и собором. В этот период появляется необходимость в строительстве церквей, что влечет за собой расцвет развития ремесленного мастерства: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика; появляется иконопись, фресковая живопись.
Храмы указывали и на время: уникальный звон их колоколов отмерял время для всех жителей Руси. Символическим воплощением христианской истории, христианского миропонимания становится в русской архитектуре крестово-купольная композиция, выступающая воплощением единства небесного и земного, вечного и преходящего, святого и духовного, Божественного и человеческого. Постепенно складывается общерусский национальный стиль в архитектуре, отражающий самобытность русской культуры.
Можно сказать, что христианизация положила начало перестройке духовной сферы жизни древнерусского общества, внося в сознание дух «свободной благодати», делая человека свободным от «рабского закона». Велики были культурные последствия, нашедшие воплощения в книжности, зодчестве, фресковой росписи, иконописи, книжных миниатюрах, художественных ремеслах.
В последнее время все чаще можно услышать и другие мнения. Многие ученые считают, что Христианство не сформировало в русском человеке трудовой этики, выражающейся в любви и почитании простого труда. Зато повлияло на формирование в русской культуре элементов крайности: нет середины, есть только добро и зло, черное и белое. Людей, почитающих языческих богов многие поколения, нельзя было заставить принять нового бога сразу и без применения жестоких мер. За 12 лет насильственной христианизации было уничтожено 9 миллионов славян, отказавшихся отречься от Веры Предков. Уничтожение славян-староверов не прекращались еще долгие годы.
В СМИ и сети интернет можно найти различные мнения. В частности на можно увидеть громкие обвинения в адрес Христианства и церковнослужителей, называя крещение на Руси «геноцидом»[1], христиан называют «подлыми предателями, татаро-монгольскими холуями»[2]. Участились случаи нападения на Храмы, где грабят и убивают. [3]
Происходит это от отсутствия веры и невежества. Поэтому необходимо принятие законодательного акта, ограничивающего возможность грубой, жесткой идеологической агитации, психологического воздействия на молодежь религиозных экстремистских организаций и отдельных деятелей. Так, например, 26 сентября 2012 года на рассмотрение нижней палаты Госдумы РФ был внесён, законопроект с поправками в Уголовный Кодекс, которые ужесточают ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Закон был подписан 30 июня 2013 года Президентом Путиным и вступил в силу 1 июля этого же года.
Должно измениться общество, должны возродиться элементарные нравственные ценности. Пусть эти ценности с элементами крайности: добро и зло, черное и белое. В этом вопросе середины быть не может. От решения этой задачи, воспитания и признания семейных ценностей, знания истории своей страны зависят ценностные ориентации, чувства патриотизма и гордости за свой народ и свою историю, способность самостоятельно получать и делать правильные выводы для оценки прошлого и понимания настоящего. Тогда можно будет избежать духовного и религиозного кризиса.
Не следует забывать о том, что русская национальная культура – средство самовыражения души русского народа. В ней проявляются особенности национального характера, его величия, сознания. Она уникальна и прошла сложный путь развития.
[1] http://www.babyblog.ru
[2] http://www.dazzle.ru
[3] http://www.nsad.ru/articles/pochemu-ubivayut-svyashhennikov