Складанная Дина Алексеевна,
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 2»,
пос. Ханымей, Пуровский район
О пороках нашего времени.
Будет ли вам интересно то, о чем я поведаю, не знаю? Совесть и знания, которыми я располагаю, меня обязывает это сделать. Речь пойдет о самых страшных и разрушительных пороках всего человечества: о пьянстве, курении, наркоманиии возможности избавления от этих пороков с помощью молитвенного правила, а именно многодневного чтения акафиста Пресвятой Богородице пред иконою «Неупиваемая чаша». К большому сожалению, эти пороки общества могут существовать как по отдельности, так и в совокупности. Ни один человек не может гарантировать, что он не собьется с правильного пути и не окажется на «скользкой дорожке». Впасть в тот или иной грех нетрудно, трудно его обойти, отказаться от него, освободится раз и навсегда.
Актуальность данной темы очевидна, поэтому я предлагаю свой проект, в котором есть положительный результат по искоренению пагубных привычек у людей, есть реальный выход из «тупика». Думаю, вы согласитесь, что в нашей стране должны жить люди красивые и душой, и телом, с чистым ясным умом, с добрыми поступками и с красивыми делами. Россия – это центр духовной нравственности, и если Господь дал нам возможность жить в этой великой стране, значит, наш долг быть достойными гражданами этой великой страны! Нам нельзя быть равнодушными к беде своих родных и близких, а может, и совсем посторонних людей. Мы единая семья, и мы должны жить единым духом, объединенные здоровыми идеями и целями, шагать к ним по открытой прямой дороге.
Целью является определение путей искоренения людских пороков посредством молитвенного правила.
Задачи проекта-беседы включают:
Выявление проблемы увлечения людей вредными привычками, ведущими к разрушению личности и приводящими к трагизму рядом проживающих людей.
Перенос личного опыта на реализацию проекта по искоренению негативных и опасных для общества и страны явлений: алкоголизма, табакокурения и наркомании.
Нравственное и духовное воспитание старшеклассников.
Приведем некоторую статистику из интернет-источников:
за три последних года уровень заболеваемости алкоголизмом в России вырос на 45 %.
Алкогольные напитки потребляют 80,8 % подростков и молодежи.
• Для современной России характерна проблема пивного алкоголизма молодежи.
80,8 % молодежи употребляют алкоголь.
Массовое потребление пива начинается в среднем в 12 лет, вина – в 15 лет, водки – в 16 лет.
Среди работающей молодежи пьют 93 %, учащихся - 77 %, безработных 93 %.
Средний возраст приобщения молодого поколения к потреблению алкогольных напитков – 14 лет.
Весомый «вклад» в формирование «пивного» поколения россиян вносят массовые фестивали пива, проходящие по всей стране по инициативе производителей пива.
Подростки и молодежь в возрасте с 11 до 24 лет в год тратят на алкогольные напитки и табачные изделия 2,5 млрд. 113,4 млн. руб.
В последние годы в России наблюдается интенсивное приобщение молодежи, особенно девушек, к курению.
Всего среди этой категории курят 49,5 %, то есть почти 16 млн. чел.
Больше всего заядлых молодых курильщиков в бедных семьях.
Курят среди юношей 58,3 %, среди девушек 40,5 %.
Даже среди 11-летних курят 15 %.
И девочки и мальчики делают это из интереса, и чтобы почувствовать себя взрослее.
Статистика утверждает, что сегодня каждый второй россиянин курит. Мальчики начинают курить раньше девочек. Если девочка пристрастилась к курению, бросить ей намного труднее.
Доля курящих женщин почти сравнилась с долей мужчин.
Средний возраст курения – 13 лет.
В колледжах и техникумах курят больше всего – 60,1 %.
Годовой объем сигарет на 1-го курящего составляет 4380 штук, или 219 пачек.
На всех курящих подростков в год приходится 3 млрд. 481,9 млн. пачек сигарет.
Воспоминания из детства.
На моей детской памяти пьющих и курящих мужчин было много. Пьяных мужчин можно было встретить лежащими на обочине дороги, под деревом, на скамейке, у забора. Пьющие, а особенно курящие женщины – редчайший случай. Женщины не ходили по улицам с дымящейся папироской, не курили в общественных местах, не потягивали пиво из бутылочек на виду у прохожих, как это делается сейчас повсеместно и почти массово.
Несмотря на то, что мы были послевоенными детьми, родившимися от Великой Отечественной войны на расстоянии десяти лет, это не давало повода женщинам быть распущенными, циничными и вульгарными. Благодаря высокой нравственности и порядочности русский народ и выиграл войну. Особенно женщины, прошедшие все круги ада Великой Отечественной войны, несли в мир тот нравственный пласт, который составлял основу морального образа советского человека во время войны и потом на многие годы вперед.
Почему-то многие мужчины после войны оказались, наоборот, сломленными, недооцененными и просто выброшенными за какую-то запредельную грань своей ненужности. То ли их сделала такими война, то ли расслабились они после войны, я не смогу ответить на этот риторический вопрос, однако было такое, что за редким исключением кто-то из мужчин не пил в период моего детства и отрочества.
А вот курящая женщина – нонсенс того времени.
Впервые курящую женщину я случайно увидела в компании мужчин в тамбуре вагона, когда наша семья переезжала из Алтайского края на Украину. Да, точно на Украину, тогда использовали в речи такой предлог, когда речь шла об Украине. Родители уезжали по комсомольской путевке на освоение целинных земель в Казахстан, а теперь возвращались домой в Луганск. Мне в ту пору было 5 лет. Поезд следовал в сторону Москвы, в дороге мы находились почти неделю, и эта недельная жизнь в поезде мне запомнилась надолго. Вагон был купейный, из-за разницы во времени, мы, детвора, просыпались рано и бегали вдоль закрытых купе до тех пор, пока кто-то из взрослых не делал нам замечание. На замечания мы реагировали адекватно, ведь уважению к старшим и послушанию учили детей в особой строгости.
В тот день, делая утреннюю пробежку по коридору вагона, я вдруг увидела элегантную красивую женщину с сигаретой в руке. На ней была черная облегающая одежда, шелковые черные чулки и туфли на шпильке. Она что-то рассказывала, смеялась, а молодые, не менее элегантные мужчины подыгрывали ей улыбками, жестами, взглядами. Я онемела от увиденного, потому что даже не могла себе представить, что курить могут не только мужчины, но и женщины! Следующее, что меня потрясло, понимание, что это падшая женщина! К сожалению, ее внешность не соответствовала моим представлениям о падшей женщине. Такого слова я тогда не знала, но что-то мерзкое о ней я подумала. Об этом случае я никому не рассказывала, хотя в поездке я была с папой, мамой и бабушкой. Со мной ехали еще два брата: старший и младший. Эта детская тайна и сильнейший стресс оставили в моей памяти глубокий неизгладимый след. Контраст человеческой красоты и нравственного уродства остался в памяти на протяжении всей моей жизни! От этого ощущения какой-то ненормальности я не избавилась и поныне.
О наркоманах я долгое время не знала абсолютно ничего. Впервые услышала от подруг, будучи студенткой, кто такие наркоманы, и что они на самом деле из себя представляют. Эти откровения меня сильно удручали, они еще были наполнены информацией более обширной с пониманием всего трагизма для тех, кто таковым являлся. Несмотря на то, что я лично наркоманов не знала и никогда не видела, легче на душе не становилось. Ведь такие люди существовали, и они были обреченными! Это было страшное открытие для меня! К большому счастью, среди моих родных и знакомых таких людей не было.
Папа в сетях дурных привычек.
Мой дорогой и любимый папа, участник и инвалид войны был для меня светом в окне. Это был красивый, высокий, стройный мужчина, много читающий и великолепно поющий. С нами, детьми, а нас в семье было четверо, устраивал семейные чтения, рисовал, рассказывал военные истории из своей армейской жизни. Папа в войну был снайпером, ему было что рассказать нам о военной жизни. В любой компании – искрометный и остроумный собеседник. В нем было столько шарма, что не любить его было невозможно, поэтому односельчане часто приглашали его на различные застольные посиделки. Он работал заведующим магазином в селе Приветном Луганской области, а позже стал бригадиром молочно-товарной фермы. Своей должностью никогда не кичился, но имел слабость к водке и сигаретам; много не пил, но выпивал часто, а курил больше, чем пил. Сигарета была постоянным спутником его жизни. Когда был навеселе, пел, шутил, всех обнимал и никогда не грубил, не буянил, но почему-то все равно от этого было тяжело на душе у мамы и у нас, детей. Мы понимали, что с водкой уплывали наши деньги, предназначенные на еду и одежду. Зарплата была у родителей маленькая, а семья большая. Мама много плакала, а папа говорил, что все нормально. Да, папа не упивался до того, чтобы валятся в грязи, наверно, его спасало то, что, будучи на фронте, и, получая свои 100 грамм для храбрости, менял их на кусок хлеба, поэтому большой зависимости к спиртному не приобрел! О папе я бы сказала так, что алкоголиком он не был, но в кругу приятелей немного лишнего себе позволял! Папу я все равно любила, но как помочь ему избавиться от такого порока, я не знала. Так шли годы, папа сильно заболел, болезнь прогрессировала, он отказался от сигарет и водки, но это ему уже не помогло, слишком поздно папа отказался от дурных привычек. На 73 году жизни его не стало!
Жизнь в соседстве с порочными людьми.
Судьба готовила мне много раз испытания такого рода, когда моими соседями оказывались люди пьющие, гневливые и неспокойные. Я работала архитектором в проектном институте азотной промышленности. Проживала в общежитии. Это была трехкомнатная квартира, арендованная в обычной пятиэтажке под общежитие. Блокадница Ленинграда тетя Маша часто просила «трешку» до пенсии, пропивала ее и в пьяном состоянии говорила всякую чушь о женщинах и мужчинах, что вызывало у меня брезгливость и жалость к ней одновременно.
Со временем я вышла замуж и уехала жить на Север. Нам с мужем было по тридцать лет, когда мы стали вести общее хозяйство и воспитывать единственного сына. Муж и до женитьбы увлекался спиртными напитками, а в семейной жизни стал крепенько напиваться. В противоположность моему папе, муж оказался не таким уж добрым после очередных «возлияний», и не таким спокойным, чтобы не доставлять беспокойства близким людям. Отношения в семье становились тяжелыми и порой несносными. Постоянные придирки, ворчание, недовольство, бранные слова, а иногда и рукоприкладство. Нет, он меня не избивал до полусмерти, но для завершения своих «поучений» мог толкнуть или одним ударом кулака отправить на больничную койку. Такое совместное проживание становилось опасным, и в душе моей царил постоянный страх! Я могла в очередной раз оказаться не то чтобы на больничной койке, а где-нибудь поглубже метра на два в земле. Боялась я и переживала не только за свою жизнь, больше переживала за сына, который мог остаться сиротой.
Сомнительный спасательный круг.
Семейная жизнь не радовала меня. Единственно верным решением, как мне тогда казалось, заключить с мужем устный договор, соглашение что ли. В один из вечеров, когда он был трезв, я сообщила, что согласна на любые его выходки и поступки, постараюсь стерпеть все, но без рукоприкладства. Так мы попытаемся прожить три года, а потом разведемся. Я хотела, чтобы сын запомнил, что у него был отец, а так как любить и уважать меня муж не мог, как мне казалось, то более трех лет вместе нам нет смысла жить. По истечении трех лет, если муж пожелает остаться в семье, то должен будет отказаться от дурных привычек, принять мои условия, то есть быть мне хорошим мужем, а сыну заботливым и любящим отцом. Прошел год и три года, и пять лет, а муж не менялся. В итоге, наш договор был пустым звуком, хотя о нашем договоре я частенько ему напоминала.
Православная жизнь.
В храм я стала ходить по той же причине, чтобы сохранить семью, наладить хоть какие-то мало-мальские отношения с мужем. Я ходила на службы регулярно, молилась, исповедовалась, причащалась, но перемен к лучшему не происходило. Может, и были улучшения, но незначительные для меня. Уже сын окончил школу, поступил в институт, уехал в другой город, а я все пребывала в ожидании перемен к лучшему. Бог давал мне силы выносить все «чудачества» мужа и защищал меня в опасные моменты, но мне хотелось, чтобы наши отношения были человеческими, а не относительно терпимыми.
Господь не оставляет своих чад.
В один из осенних дней в наш сельский храм приехали семинаристы из Тобольска. Они посетили школу, где я преподавала. Провели беседы с учащимися школы и после официальной части в свободной форме общались со школьниками. Дети почему-то с вопросами подходили только к одному из семинаристов. Этот паренек выделялся какой-то интеллигентностью и дворянской внешностью. Я решила вечером в храме тоже поговорить с этим молодым человеком о своих личных проблемах, желательно наедине с глазу на глаз. Мне на тот период было почти 50 лет, а семинаристу от силы лет 25, и, побеседовав со мной, он мне дал полезный совет для моей безопасности, чтобы я читала Иисусову молитву в момент опасности. Иисусова молитва звучит так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного (ую)!» или коротко: «Господи, помилуй!» Тогда я поняла, что сам Господь послал этого юношу мне в помощь. Как же я радовалась, что получила такой совет, а с другой стороны, смущалась, что этот юноша знает о духовной жизни больше, чем я пожилая женщина. Проку что я хожу в храм, а защитить себя не умею. Полвека прожила, а ума не набралась. Так я и стала поступать. «Господи, помилуй!» у меня не сходило с уст. Муж перестал поднимать на меня руку, а если и поднимал, то словно кто-то его держал и не позволял мне причинять боль. Слава тебе, Господи! Если начинал кричать, то быстро успокаивался.
Немного об иконе «Неупиваемая чаша».
Я уже много читала различной духовной литературы. Знала, что такое акафисты, для каких целей их читают. Об этом немного позже, а сейчас коротко из истории появления иконы «Неупиваемая чаша». В Тульской губернии жил отставной солдат, который беспробудно пил и не мог бросить, несмотря на постигшую его нищету и болезни. От пьянства у него даже отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды он увидел сон, в котором явился старец, повелевший отслужить молебен перед иконой Божией Матери в Серпухове во Владычнем монастыре. Не сразу пошел в монастырь этот человек: и денег нет, и ноги не ходят. Но сон повторился еще 2 раза, тогда уже пополз старик в монастырь. В монастыре никто не знал иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» и не мог подсказать, перед какой иконой служить молебен. Тогда кто-то предположил, что речь идет об иконе с изображением Чаши, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша!» Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвратился совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
История иконы «Неупиваемая Чаша» берет начало от Никейской иконы «Бысть чрево Твое Святая Трапеза», которая прославилась в 304 году во время осады Амиром города Никеи, находящегося в Малой Азии. «Некто Константин, отчаявшись в победе над врагом и виня в этом Бога, увидел недалеко от себя икону Богоматери и решил в гневе и ожесточении совершить поругание над нею: он разбил икону, бросив камень, а затем начал топтать ногами чтимый святой образ. Но Бог поругаем не бывает! В эту же ночь ему явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил Мне великое поругание. Знай, что сделал это себе на погибель». Наказание святотатца не замедлило последовать. Во время сражения Константин вместе с другими воинами устремился на стены для отражения неприятеля и, пораженный камнем в голову, пал бездыханный».
Вот насколько сильна эта икона!
Любовь и подвиг.
Убедившись в том, что мне хватит сил и упорства прочитать акафист в честь Пресвятой Богородицы перед иконой «Неупиваемая чаша» в течение сорока дней, я взялась за этот труд. Для людей, более духовных, чтение подобных молитв – обычное жизненное состояние. Для меня это был подвиг во имя спасения мужа от пьянства и пьяного безумства. Совершала все это я во имя любви к родному человеку. Вычитав 40 дней акафист, я стала ждать положительного результата, но его не было. Прошел год или более, а муж продолжал безумствовать. Я вчитывалась в любую информацию, где говорилось об исцелении людей от пьянства и снова приходила к выводу, что я должна повторно читать этот акафист, ничего другого надежного не существует.
На второй раз я все сделала по правилам, а именно взяла благословение у батюшки на чтение этого акафиста с целью помочь мужу избавиться от пагубной привычки. Второй раз читалось мне легче. Так же как и в первый раз перед акафистом вычитывала утренние молитвы, затем сам акафист, в дополнение прочитывала еще молитвы к святым угодникам, помогающим избавиться от пьянства, на что у меня уходило до полутора часов времени. И за вторым разом перемен к лучшему не произошло. Опять шли годы, а муж выпивал. Мне было обидно и больно оттого, что мой подвиг был напрасным. Улучшения не было, а тревога и страх переполняли мое сердце. Дело двигалось к разводу. Я была в отчаянии, мое терпение меня покидало. И тогда я решила взяться последний раз за подвиг прочтения акафиста по батюшкиному благословению, но к этому правилу добавила подвиг поста. Третий раз, читая акафист, я была уже уверена, что Царица Небесная обязательно мне поможет.
Путь к выздоровлению.
Наступило лето, и мы с мужем отправились из Севера в отпуск в Украину. У нашего племянника состоялась летом свадьба, на которой выпивали все, в том числе и мой муж. Через сутки у него стали опухать ноги; все происходило стремительно быстро. После серий иглоукалывания мужу стало легче, и мы вернулись с отпуска на своей машине домой на Север. Дорога выдалась тяжелой, так как боли в ногах у мужа не прекращались, а дорога была в четырех днях пути. Вернувшись домой, муж совсем перестал ходить. Через какое-то время лечащий врач выехал из поселка, а лечения никакого не назначил. Состояние здоровья было критическим. Тогда я заказала сорокоуст о здравии, пригласив священника домой, после чего все сдвинулось с мертвой точки. Буквально на следующий день после духовного очищения появилась надежда на выздоровление. Вернулся врач, пошло интенсивное лечение и у мужа восстановилось здоровье. Боль в ногах прошла и опухоль спала.
Подарок от Богородицы.
После такой экстремальной ситуации муж бросил пить. В этом году был юбилей этому событию, десять лет как все это произошло. Я рада, что смогла выпросить счастье для семьи у Богородицы. За этот долгожданный подарок от Царицы Небесной, сделанный для нас двоих, я Ей очень благодарна! Благодарна не только Ей, но и Царю Небесному, поэтому постоянно хожу в храм и молюсь за своих родных и близких, с благоговением и нежностью смотрю на чудотворные иконы, целую их и низко кланяюсь.
Тогда я не сразу поняла, что же было с мужем? Только позже меня посетила благоразумная мысль, что таким образом Богородица показала трагичность ситуации для пьющего человека. От пережитого страха, от непереносимых болей муж как будто добровольно отказался от употребления спиртны