Лютикова Л. А., директор
муниципального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества", г. Лабытнанги,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Поддержка инициатив творческой молодёжи, содействие её успешной социализации и эффективной самореализации, развитие её потенциала и использование его в интересах инновационного развития Российской Федерации и автономного округа, определены приоритетными направлениями Региональной стратегии действий в интересах детей в ЯНАО на 2012–2017 годы. Деятельность клуба «Наша территория» содействует реализации прав обучающихся на участие в общественных объединениях, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законодательством порядке и прав на развитие творческих способностей и интересов обучающихся (ст. 34 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Клуб «Наша территория» создан 04.02.2013 года и имел статус муниципальной инновационной площадки до 31.12.2013 года. Клуб «Наша территория» – структурное подразделение муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г. Лабытнанги, расположен в отдельно стоящем здании в центре города.
Клуб «Наша территория» – это та территория, которую каждый ребёнок может считать своей, там его ждут, поймут, там он занят делом – интересным, важным и полезным. На базе Клуба осуществляют деятельность следующие объединения социально-педагогической направленности: координационный совет Лабытнангской ассоциации детских и юношеских организаций (ЛАДиЮО), молодёжное движение «Молодёжный резерв г. Лабытнанги»; молодёжное добровольческое объединение «ДРУГ», Детская общественная приёмная; клуб дебатов «Есть идея!»; клуб «Красота и здоровье», клуб «Драйв».
Цель деятельности: создание условий для эффективного развития, стимулирования, роста значимости и расширения сфер проявления детских и молодёжных социальных инициатив.
Задачи:
- организация взаимодействия детских и молодёжных объединений, направленного на формирование городского лидерского сообщества, вовлечение детей и молодежи г. Лабытнанги в социально значимую добровольческую деятельность, защиту прав и интересов детей, популяризацию навыков здорового образа жизни в среде молодежи, создание социально-культурной среды для развития творческого потенциала детей и подростков, эффективную социализацию личности участников клуба;
- организация внедрения инновационных технологий социального проектирования, организационно-деятельностного практикума, дебат-технологий, технологий межличностного взаимодействия;
- организация и проведение методических мероприятий, в рамках которых педагоги учреждения делятся инновационным опытом работы.
Клуб «Наша территория» обеспечивает благоприятную обстановку и необходимые условия для формирования социально значимых качеств личности, а именно:
1. Оптимально-организованное педагогическое пространство клуба «Наша территория» выполняет функцию социального воспитания детей, в которой интегрируются составляющие процесса развития личности: обучение, воспитание, социализация. Площадка клуба, объединяет различные детские и молодёжные объединения, с разумно организованной деятельностью детей – являющейся средой их жизнедеятельности, в которой ребёнок может реально проявить себя, как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, приобрести личный жизненный опыт самостоятельности, опыт человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
2. Детские и молодёжные общественные объединения клуба «Наша территория» ориентированы на созидание жизненной перспективы в виде разработки и реализации краткосрочных и долговременных социально значимых проектов. Любой участник клуба может предложить свою идею, собрать команду единомышленников для её реализации. В ходе этой деятельности жизненная перспектива обретается личностью, как субъектом жизни в результате целеориентированной многообразной деятельности за счёт накопления жизненного опыта.
3. Взаимодействие детей и взрослых детских и молодёжных общественных объединений клуба «Наша территория» представляет собой ситуации, когда педагоги вступают в деловое и межличностное общение и своим примером, содержанием деятельности содействует саморазвитию ребёнка. В роли предмета взаимодействия выступают деятельность и отношения, способствующие достижению цели; определяется пересечение целей взрослого и ребёнка, когда взрослый считает определяющим для себя способствовать самоорганизации такой деятельности, которая соответствовала бы потребностям ребёнка; устанавливается контакт взрослого участника клуба и ребёнка, состоящий как из делового, так и межличностного общения. Успех данного взаимодействия обеспечивает высокая квалификация педагогических работников, организующих деятельности клуба (два педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории, педагог-психолог первой квалификационной категории, педагог – организатор первой квалификационной категории; педагогический стаж всех педагогических работников свыше 15 лет; 2 педагога входят в состав Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦПТ им. К. Д. Ушинского по теме «Социальная работа по профилактике и преодолению агрессии в подростковой среде»; 1 педагог – автор социальной технологии «Курс самоуправления от Инны Тереш и Кирилла Лишера 2014-1» (свидетельство о регистрации права авторского агентства «Новые социальные и педагогические технологии»).
Устойчивость результатов деятельности клуба обеспечена следующими механизмами:
Первым механизмом устойчивости результатов является освоение педагогами технологий социального проектирования, организационно-деятельностного практикума, дебат-технологии, технологии межличностного взаимодействия. Как показывает многолетний опыт педагог, руководствующийся этими принципами, уже не может работать по-другому – это становится для него нормой педагогической практики.
Вторым механизмом устойчивости результатов является формирование коллектива единомышленников, постепенно выстраивающих единую среду, способствующую эффективной социализации личности.
Третьим механизмом устойчивости результатов является создание привлекательного для молодёжи образа социально-активной личности. Так, в 2013/14 учебном году участники Клуба стали инициаторами и участниками 26 мероприятий социально-значимой направленности. 16 участников клуба стали призёрами всероссийских конкурсов, 3 – окружных, 22 – муниципальных.
Разработанные в рамках деятельности клуба инновации, позитивный педагогический опыт может быть полезным для всех заинтересованных структур системы образования ЯНАО, а также может распространяться за пределами округа. Итоговые продукты могут быть использованы окружными и муниципальными методическими службами при организации КПК, стажировок педагогов.