Сценарий библиотечного театрализованного мероприятия, посвященного
«Повести временных лет» Нестора-летописца
Автор – Соколова Лия Геннадьевна, заведующая библиотекой МБОУ СОШ с УИОП
г. Салехард
Оформление:
1. На сцене у кулис стол со стулом для Нестора-летописца.
2. На экране эпиграф к «Повести временных лет» - «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть».
3. Перед сценой с одной стороны - выставка книг древнерусской литературы, с другой – плакат с содержанием «Повести временных лет»:
Повесть временных лет
(1113 год)
Автор – Нестор
Перевод - Дмитрия Сергеевича Лихачева
Содержание
На сцену выходит Нестор:
Я написать всегда хотел
Историю страны своей.
Народ ведь русский не имел
Единой повести о ней.
Пошел я по Руси великой
Искать преданья старины,
Истоки нашей многоликой,
Вольнолюбивой стороны.
Нестор сходит со сцены, проходит перед ней и поднимается на сцену с другой стороны:
Собрал я свитков старых много,
Преданий много накопил,
А после, помоляся Богу,
К труду всей жизни приступил.
Нестор крестится и садится за стол, зажигает свечу, берет перо и начинает писать:
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записываю я..
Я пишу зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Я пишу из года в год
Про великий наш народ.
Нестор пишет и произносит вслух:
«Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть».
Оглянусь на предков наших,
На героев прошлых лет,
Вспомню всех их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы русичи знать могли
О делах родной земли.
Инсценировка учащимися 5 класса повести о создании славянской азбуки.
Нестор:
Описываю я, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни был:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны.
Инсценировка учащимися 8 класса повести о выборе веры.
Нестор:
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно, последнее сказанье.
Инсценировка учащимися 6 класса повести о Никите Кожемяке.
Нестор:
Опять перед лампадой
Я летопись свою веду.
Опять мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на моровом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни и злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Еще одно последнее сказанье -
И летопись окончена моя…
Инсценировка учащимися 7 класса повести о белгородском киселе.
Нестор:
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Не даром много лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деяния
Спасителя смиренно умоляют.
Нестор встает, задувает свечу и уходит со сцены.