Детское техническое творчество: от досуга – к старту в профессию
Организация и развитие системы дополнительного образования – одна из приоритетных задач системы образования Надымского района. Дополнительное образование является важным средством самореализации и социализации детей, профилактики правонарушений, формирования активной жизненной позиции.
В 2009 году был проведен анализ эффективности предоставляемых дополнительных образовательных услуг, выявивший ряд противоречий:
· Нарастающая потребность в стране кадров с инженерно-техническим образованием – и низкий процент охвата детей научно-техническим творчеством - 7%, из них менее 15% продолжали обучение в инженерно-технических вузах и техникумах, отсутствие результатов в региональном этапе олимпиады школьников по физике (социально-значимый аспект);
· Рост рейтинга популярности научно-технического творчества в муниципальной системе образования (с пятого на третье место) – и отсутствие системного и результативного участия детей в конкурсах, фестивалях технической направленности (личностно – значимый аспект);
· Наличие кадрового потенциала, способного осуществлять эффективную работу с детьми в данном направлении – и отсутствие современной материально-технической базы, адресной курсовой подготовки (социально –личностный аспект).
Стало очевидно, что уровень организации и содержания работы в рамках научно-технической направленности не обеспечивает в полном объеме выполнение требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов в части развития компетенций, социализации и профессиональной ориентации обучающихся.
Была поставлена задача: сформировать управленческие и организационно-педагогические условия и механизмы эффективного развития муниципальной системы детского технического творчества (ДТТ), муниципальную модель организации научно-технического творчества.
Определены механизмы формирования искомых условий.
А именно:
1. Модернизация организационных структур и форм предоставления услуг в сфере научно-технического творчества (от традиционных занятий в творческих объединениях - к многокомпонентным, интегрированным структурам, реализующим инновационные технологии обучения):
· Технопарк на базе МОУ ДОД «Центр детского творчества», как базовое ядро инновационной модели организации научно-технического творчества. Работа 6 лабораторий (конструкторское бюро, мастерская по ремонту радиотехнического оборудования, экологическая лаборатория, дизайн-мастерская, детско-юношеская студия телевидения, бизнес-клуб) строится на основе методов поискового конструирования (2010г.- муниципальная экспериментальная площадка«Техническая робототехника»).
· Пилотные площадки на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма», «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма» по отработке форм организации и технической деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, их интеграции с целью формирования компетентностей школьников, адекватных современным требованиям (2011).
· Интенсивная каникулярная школа на базе летней оздоровительной площадки реализует программы развития технического творчества (2012-1, 2013 – 2).
· «Креативные группы» для детей дошкольного возраста в рамках системы предшкольной подготовки (2012).
Две последние структуры реализуют проактивный[1] стиль управления: призваны обеспечить пропедевтику технического образования, стимуляцию и активизацию творческой деятельности детей и подростков.
2. Внедрение продуктивных форм подготовки кадров и позиционирования опыта:
· Организована диалоговая площадка районных методических объединений учителей физики, информатики и педагогов дополнительного образования, результатом деятельности которой явился план совместных действий по развитию системы детского технического творчества в муниципальной системе образования (2011г.).
· Запущены системы обучения через мастер–классы на базе стажировочной площадки в Центре детского творчества, тьюторское сопровождение (с 2012г.).
· Проведены первые муниципальные соревнования по робототехнике (2012г.), Ассамблея юных изобретателей (2013г.), которые мы рассматриваем как мощный стимул и эффективный способ обучения в процессе деловых (ситуационных) игр.
· Организуются публичные лекции ученых, работающих в направлении научно-технического творчества (с 2012г.).(Зайцев Александр Николаевич, д.ф-м.н. ИЗМИРАН г.Москва; Волченко Сергей Викторович, директор по развитию учебного центра «Российская ассоциация образовательной робототехники» (г. Челябинск);Кузнецов Игорь Геннадьевич, учёный секретарь регионального отделения ВОО «Русское географическое общество» в ЯНАО ( г. Надым);
Осокин Алексей Борисович, зам. директора инженерного технического центра ООО «Газпром добыча Надым» по инжинирингу мониторинга наблюдения за объектами (г. Надым).
· Для продуктивного обучения и профессионального взаимообогащения активно используем мероприятия регионального и федерального уровней (Челябинск, Москва).
[1] Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств (прим. редактора)