Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Детское техническое творчество...

Детское техническое творчество: от досуга – к старту в профессию


Марченко Людмила Михайловна
начальник Департамента образования Надымского района
Департамент образования Надымского района
г. Надым

Детское техническое творчество: от досуга – к старту в профессию

Организация и развитие системы дополнительного образования – одна из приоритетных задач системы образования Надымского района. Дополнительное образование является важным средством самореализации  и социализации детей,  профилактики правонарушений, формирования активной жизненной позиции. 

В 2009 году был проведен анализ эффективности предоставляемых дополнительных образовательных услуг, выявивший ряд противоречий:

· Нарастающая потребность в стране кадров с инженерно-техническим образованием – и низкий процент охвата детей научно-техническим творчеством - 7%, из них менее 15%  продолжали обучение в инженерно-технических вузах и техникумах, отсутствие результатов в региональном этапе олимпиады школьников по физике (социально-значимый аспект);

· Рост рейтинга популярности научно-технического творчества в муниципальной системе образования (с пятого на третье место) – и отсутствие системного и результативного  участия детей  в конкурсах, фестивалях технической направленности (личностно – значимый аспект);

· Наличие кадрового потенциала, способного осуществлять эффективную работу с детьми в данном направлении – и отсутствие современной материально-технической базы,  адресной курсовой подготовки (социально –личностный аспект).

  Стало очевидно, что уровень организации и содержания работы в рамках научно-технической направленности не обеспечивает в полном объеме выполнение требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов в части развития компетенций, социализации и профессиональной ориентации обучающихся.

Была поставлена задача: сформировать управленческие и организационно-педагогические условия и механизмы эффективного развития муниципальной системы детского технического творчества (ДТТ), муниципальную  модель организации научно-технического творчества.

 

Определены механизмы  формирования  искомых условий.

А именно:

1.             Модернизация организационных структур и форм предоставления услуг в сфере научно-технического творчества (от традиционных занятий в творческих объединениях - к многокомпонентным, интегрированным структурам,  реализующим инновационные технологии обучения):

 

· Технопарк на базе МОУ ДОД «Центр детского творчества», как базовое ядро инновационной модели организации научно-технического творчества. Работа 6 лабораторий  (конструкторское бюро, мастерская по ремонту радиотехнического оборудования, экологическая лаборатория, дизайн-мастерская, детско-юношеская студия телевидения,  бизнес-клуб) строится на основе методов поискового конструирования (2010г.- муниципальная экспериментальная площадка«Техническая робототехника»).

· Пилотные площадки на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма», «Средняя общеобразовательная школа №4  г. Надыма» по отработке форм организации и технической деятельности обучающихся  в рамках урочной и внеурочной деятельности, их интеграции с целью формирования компетентностей школьников, адекватных современным требованиям (2011).

· Интенсивная каникулярная школа на базе летней оздоровительной площадки реализует программы развития технического творчества (2012-1, 2013 – 2).

·   «Креативные группы» для детей дошкольного возраста в рамках системы предшкольной подготовки (2012).

Две последние структуры реализуют проактивный[1] стиль управления: призваны обеспечить пропедевтику технического образования, стимуляцию и активизацию творческой деятельности детей и подростков.

2.    Внедрение продуктивных форм подготовки кадров и позиционирования опыта:

· Организована диалоговая площадка районных методических объединений учителей физики, информатики и педагогов дополнительного образования, результатом деятельности которой явился план совместных действий по развитию системы детского технического творчества в муниципальной системе образования (2011г.). 

· Запущены системы обучения через мастер–классы на базе стажировочной площадки в Центре детского творчества, тьюторское сопровождение (с 2012г.).

· Проведены первые муниципальные соревнования по робототехнике (2012г.), Ассамблея юных изобретателей (2013г.), которые мы рассматриваем как мощный стимул и эффективный способ обучения в процессе деловых (ситуационных) игр.

· Организуются публичные лекции ученых, работающих в направлении научно-технического творчества (с 2012г.).(Зайцев Александр Николаевич, д.ф-м.н. ИЗМИРАН г.Москва;   Волченко Сергей Викторович, директор по развитию учебного центра «Российская ассоциация образовательной робототехники» (г. Челябинск);Кузнецов Игорь Геннадьевич, учёный секретарь регионального отделения ВОО «Русское географическое общество» в ЯНАО ( г. Надым);

Осокин  Алексей Борисович, зам. директора инженерного технического центра ООО «Газпром добыча Надым» по инжинирингу мониторинга наблюдения за объектами (г. Надым).

·  Для продуктивного обучения и профессионального взаимообогащения активно используем мероприятия регионального и федерального уровней (Челябинск, Москва).

 

[1] Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств (прим. редактора)

  • admin 05 ноября 2014 г.
    .
    .

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт