Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Деятельность Технопарка ...

Деятельность Технопарка как инновационной структуры системы дополнительного образования детей


Роговцова Жанетта Петровна
методист научно-технического отдела
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Надым
Протопопова Валентина Владимировна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Надым

Организация творческой, научно-технической, естественнонаучной, исследовательской деятельности  Технопарка представляет собой систему интегративного взаимодействия лаборатории «Экология и техносфера», конструкторского бюро «Робототехника», мастерской «Ремонт, конструирование и изготовление радиотехнического оборудования», дизайн-мастерской «S класс», студии «Медийное пространство», бизнес-клуба «Новые горизонты».

В рамках технопарка «ЭНИГМА» в 2012/2013 учебном году реализуется 8 образовательных программ дополнительного образования детей. В инновационный  блок  вошли следующие  образовательные программы дополнительного образования детей: «Основы телекоммуникации», «Юный эколог», «Спортивная робототехника», «Технология изготовления легкого женского платья», «Мир вокруг нас»,  «Основы радиотехники и радиоэлектроники», «Электромоделирование и конструирование игрушки», «ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования».

Эффективность организации образовательного процесса обеспечивается  использованием современных образовательных технологий:  информационно-коммуникативные и коммуникативно-деятельностные технологии; технологии проблемного обучения; ТРИЗ, АРИЗ,  педагогика сотрудничества; здоровьесберегающие технологии;  технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, в том числе технология портфолио;  арт-технология; имитационная (игровая) технология и др.

Основными деятельностными формами обучения являются: защита проекта, презентация научно-исследовательских, опытно-экспериментальных работ, турниры, викторины, практические занятия, экскурсии,  занятие-лекция, семинар, практикум, лабораторные занятия,  занятие-зачет, выставка, конкурс, олимпиада, конференция, соревнование, защита портфолио и др.

Образовательные продукты   изобретательской и рационализаторской, экспериментальной деятельности обучающихся регулярно представляются на различные мероприятия окружного, Всероссийского, Международного уровня.

Информация о функционировании инновационного проекта технопарка «Энигма» освещена на официальном сайте МОУ ДОД «Центр детского творчества» (http://сdt.far-north.ru)  в разделе «Технопарк».

Перспектива. Развитие материально- технической базы с целью повышения качества образовательного процесса. В целях повышения эффективности деятельности Технопарка заключение  договоров с образовательными учреждениями, учреждениями, занимающимися проведением конкурсных мероприятий различного уровня. 

Деятельность Технопарка как инновационной структуры системы дополнительного образования детей

Техническое творчество – наиболее многогранная интересная область детской и юношеской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Ни что другое не составляет такого разнообразия, как деятельность, связанная с техникой в тех или иных ее проявлениях.  Научная организация и постановка массового развития технического творчества - требования научно-технического прогресса, требования нашей жизни, духа времени.

Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека. Творчество изобретателя и рационализатора, конструктора, научно-естественное и научно-техническое творчество, организаторские способности по внедрению достижений научно технических решений  особенно востребованы в  период экономических кризисов и социальных потрясений. Но не менее важна в современной жизни и роль художественного творчества в качестве источника для духовного подъема, гармонизации и совершенствования личности и общества в целом.

Все виды творчества имеют между собой глубокую взаимосвязь. Например, изобретателю и рационализатору, конструктору необходимо иметь также и способности к организаторскому творчеству, экологу - к техническому творчеству для успешной организации проведения исследований в своей области.

Разрабатывая  структуру Технопарка, мы понимали, что будущее,  несомненно, за интеграцией различных видов творческой деятельности. Поэтому, в основу организации научно-технической, естественнонаучной, исследовательской,  творческой деятельности Технопарка положена  система интегративного взаимодействия 6 структурных подразделений:  конструкторского бюро «Робототехника», мастерской «Ремонт, конструирование  и изготовление радиотехнического оборудования», лаборатории «Экология и техносфера», дизайн-мастерской «S класс», телестудии «Медиа - полюс», бизнес-клуба «Новые горизонты».

Приобщение детей и подростков  к научно-техническому творчеству очень актуально: ведь именно в детском возрасте формирование творческого воображения, вариативности мышления, способностей генерирования нестандартных идей происходит наиболее продуктивно. Учёные-психологи доказали, что наибольшая творческая активность человека приходится на 12-14 лет, то есть на подростковый возраст. Вот почему 10 образовательных программ дополнительного образования детей, реализуемых  в рамках Технопарка,  рассчитаны на обучающихся среднего и старшего школьного возраста. В Технопарке обучается более 150  девчонок и мальчишек, имеющих склонности  к научно-исследовательской, научно-технической, опытно-экспериментальной, творческой  деятельности. В учебные группы,  творческие учебные группы Технопарка принимаются обучающиеся с соответствующим уровнем подготовки, желающие обучаться по образовательным программам: «Спортивная робототехника», «Основы радиотехники и радиоэлектроники», «Юный эколог», «Бумажные фантазии», «Курс на бизнес», «Основы телекоммуникации».

 Обучающиеся, осваивающие программы  «Электромоделирование и конструирование игрушки», «Мир вокруг нас»,  «ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования», «Технология изготовления легкого женского платья» уже с первого,   второго  или  третьего года обучения  мотивированы  на продолжение обучения по данным образовательным программам второго или четвертого года обучения повышенного уровня сложности  в Технопарке. На начальном этапе обучения  педагог и психолог наблюдают за уровнем подготовки обучающихся, оценивают уровень обученности,  интеллекта, личностных качеств и формируют из способных обучающихся учебные группы.

Мастерская «Конструирование, изготовление и ремонт радиотехнического оборудования» является центром объединения обучающихся, проявивших интерес к высокотехническим сферам (механика, автоматика, электроника, компьютерная сфера и информатика) и получающих профессиональные навыки по ремонту электрооборудования. Руководит мастерской Отличник народного просвещения, педагог высшей квалификационной категории Долинский Валерий Сергеевич. Почему выбрана такая форма организации образовательного процесса? Мастерская - это совокупность пространств: учебного, творческого, игрового и культурного. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, открывает новое. Главное условие мастерской - свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества. В основу организации процесса познания в мастерской положена система взаимодействия целей, содержания обучения, деятельности субъектов познания, к числу которых на равных относятся как обучающиеся, так и мастер. В  процессе освоения   модифицированной образовательной программы «Основы радиотехники и радиоэлектроники» у обучающихся формируются  специальные компетенции в конструкторской, изобретательской, рационализаторской, научно-исследовательской  и производительной сферах. В программе заложена система подходов, методик, технологий, таких как инженерное проектирование, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), алгоритм решения изобретательских  задач (АРИЗ),  метод мозгового штурма, метод проблемного обучения, способствующие успешной  реализации потенциала обучающихся, выявления скрытых резервов личности, так как  непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной образовательной  продукции, подготовки профессионально-ориентированных выпускников.

  Обучающиеся мастерской вовлечены в продуктивную научно-техническую деятельность: ремонт теле-, аудио- и видео аппаратуры, изготовление различных радиотехнических  приборов на заказ. Ребята также выполняют заказы  социальных партнеров. За период функционирования технопарка обучающимися мастерской было сконструировано и изобретено более 20 технических моделей и устройств, которые были успешно представлены  на  конкурсных мероприятиях различного уровня.  На X Российском соревновании юных исследователей «Шаг в будущее. ЮНИОР», г. Москва  Ушаков Никита, обучающийся мастерской,   стал дипломантом I степени по результатам защиты научно-исследовательской работы «Конструирование основных автоматических устройств» в секции «Технические устройства, транспорт и космонавтика» и  победителем соревнования, завоевав диплом  II степени и медаль, а на IV  окружных заочных соревнованиях юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор» работа была отмечена особым призом жюри. Награжден дипломом II степени XI Российских соревнований юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор» за технический проект «Устройство для автоматического поддержания максимальной выработки электроэнергии солнечными генераторами в течение светового дня». На XVIII Всероссийскую научную конференцию молодых исследователей Костюченко Сергей представил работу «Гибридная автоматическая электростанция на базе дизель-генератора и солнечной батареи» и стал лауреатом I степени в номинации «Инженерные науки. Проектирование и технология производства электронной аппаратуры», а также получил медаль и диплом «За лучшую научную работу». Баранов Павел стал лауреатом II степени (направление «Физика» в области «Нам электричество в жизни всё даёт»). Проект «Электронный прибор для проведения экспресс-анализа подлинности лекарства», который был подготовлен в соавторстве с Хабаровым Дмитрием, был признан одним из лучших на главной Национальной молодежной научной выставке.

    В Конструкторском бюро «Робототехника»  обучающиеся разрабатывают, конструируют  робототехнические  устройства, в том числе на основе лего-конструкторов. В конструкторском бюро ребята проектируют и создают любые робототехнические устройства и конструкторскую документацию на технические изделия. У них формируются специальные компетенции в области высоких технологий (робототехники). В КБ работают два педагога высшей квалификационной категории, имеющие высшее инженерно-конструкторское и физико-математическое образование: Роговцова Жанетта Петровна и Долинский Валерий Сергеевич. Педагогами успешно реализуются  авторская образовательная программа «Электромоделирование и конструирование игрушки» и модифицированная образовательная программа «Спортивная робототехника» повышенного уровня сложности. Робототехникой ребята занимаются с 2008 года. За 2011-2013 года обучающимися разработано более 40 робототехнических устройств: робот каток, кубик-рубик, робот - базовая модель с управлением по блю-тузу, робот-няня, роботы: вездеход, сурдопереводчик, чертежник, гольфист, футболист и др; разработано 25 робототехнических конструкций и    проведено не менее 100 мини-исследований. Из обучающихся КБ сформирована команда «Техническая робототехника», которая представляет « Центр детского творчества» г. Надыма на престижных научно-технических мероприятиях Международного, Всероссийского и окружного уровня. В ноябре 2011 года члены  команды  Хабаров Дмитрий и Баранов Павел приняли участие в Мировой Олимпиаде роботов в г. Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты). По результатам Олимпиады  получен сертификат об отличном представлении конструкторского проекта «Робот - миноискатель». На Международной  научной и инженерной выставке Intel ISEF в мае 2013 года Баранов Павел  за данный проект был удостоен медали финалиста.

 Ребята приняли также результативное участие, получив академическую медаль, дипломы II и III степени, в мероприятиях  Российской научно – социальной программы «Шаг в будущее» как  по Уральскому федеральному округу, так и во Всероссийских. Робототехнические Фестивали, которые являются ключевым мероприятием общероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», являются и  ключевым мероприятием для юных конструкторов. Ежегодно мы успешно принимаем участие в них.  В 2012 году  на  IV робототехническом фестивале Бондаренко Виктор и Дунаев Николай презентовали проект «Робот-сурдопереводчик» в Творческой категории,   Осокин Алексей и Ушаков Никита представили проект «Робот-Колумб» в Основной категории.  Баранов Павел и Сырай Андрей продемонстрировали в работе значимый и зрелищный проект «Робот-няня» в Творческой категории. За такие интересные технические проекты ребята награждены медалями III степени и дипломами за самый оригинальный проект, за разработку самой актуальной темы, за лучшую техническую разработку.  По результатам Фестиваля  ребята  приняли участие в ноябре 2012 г. во Всемирной  олимпиаде роботов в Малайзии, получив диплом за самый креативный проект. Ущаков Никита и Осокин Алексей заняли III место за проект «Робот - охранник» на I Всероссийском фестивале научно-технического творчества "РобоМИР", апрель 2013 год, Баранов Павел стал финалистом Международного конкурса Intel® ISEF (Intel International Science and Engineering Fair), который прошел с  12 по 17 мая 2013г. в г. Финикс, США.

За последние 2 года  26 обучающихся КБ приняли участие в  11 Международных и Всероссийских интеллектуальных мероприятиях, качество участия составило 85%.

7 обучающихся в 4 окружных  мероприятиях, качество участия – 87%;  6 обучающихся в 5 муниципальных, качество участия - 83%.  

С созданием лаборатории «Экология и техносфера» у обучающихся появилась прекрасная возможность получить углублённые знания в области естествознания,  в полной мере реализовать свои экологические  проекты, проводить научные и экспериментальные исследования, делать анализы, приобрести новые экологические знания локального и регионального характера с помощью современного лабораторного оборудования.  В рамках экологического практикума (лабораторного и полевого) используются стереоскопические микроскопы, оборудование мини-экспресс лаборатории «Пчелка-У» и специализированного класс-комплекта-лаборатории «ЭХБ»  (экология-химия-биология), предназначенных  для экологических исследований воды, воздуха, почвы.

В основном обучающиеся осуществляют свои  естественнонаучные исследования с помощью приборов и устройств,  разработанных в радиотехнической мастерской,  получая дополнительные знания  о технических науках,  взаимосвязи экологии с  техносферой, ее влиянии на природную среду и здоровье человека, знакомятся с технической документацией, устройством    технических приборов, учатся использовать их в практической деятельности.

Педагогами лаборатории Хажиной Венерой Гафуровной и  Ахметшиной Гульшат Ганиевной совместно с обучающимися  предпринята попытка решения существующих экологических проблем локального уровня, разработана система практического участия  обучающихся  в деле охраны окружающей среды нашего города. Ученые  отдела экологического мониторинга и  биомедицинских технологий ГКУ  ЯНАО «Научный Центр изучения Арктики» предложили  юным экологам принять участие в практической реализации проекта по восстановлению растительности города Надыма.

Обучающиеся в процессе освоения образовательных программ «Юный эколог» и «Мир вокруг нас» в рамках лаборатории демонстрируют свои  презентационные умения, навыки публичной и открытой демонстрации с результатами исследований, экспериментов на научно-практических конференциях, семинарах, фестивалях, олимпиадах.

Только за 2011-2013  года ребята приняли результативное участие в  14  конкурсных мероприятиях различного уровня.

    Научно-естественная деятельность   в  лаборатории «Экология и техносфера» способствует  формированию специальных компетенций у обучающихся: экологической грамотности и экологической культуры, технической грамотности, поисково–исследовательской, формированию активной жизненной позиции у обучающихся по защите окружающей среды.

 В дизайн-мастерской «S класс» созданы все условия для практического применения знаний и умений  обучающихся в области профессионального полихудожественного  пространства, дизайна изделий и интерьера, разработки художественно-конструкторских проектов,  в том числе на заказ.

Технология дизайн-мастерской помогает педагогу лучше узнать своих обучающихся, в ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят - это прорыв, самореализация на занятии. Особенность дизайн-мастерской как формы организации деятельности обучающихся в том, что ребенок  не получает, а приобретает, взращивает, познает проблему на основе собственного опыта. Он  свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы, его не сковывают рамки, он чувствует себя открытым для творчества и самовыражения, в результате которого создается индивидуальный образовательный продукт.

В процессе реализации образовательных программ «Технология изготовления изделий», «Изобразительное искусство с использованием  нетрадиционных техник рисования»  педагогами Барановой Татьяной Федоровной, Сахаутдиновой Гульнарой Габдельбаяновной активно используются проектно-исследовательские, информационно-коммуникативные технологии, способствующие развитию у обучающихся дизайнерского мышления и исследовательских навыков.  

Обучающимися  выполнены 2 исследовательские работы:  дизайн – проект «Современный интерьер комнаты подростка» и проект «Легенды о Ямале» с иллюстрированием сказок, автором которых является Волчкова Светлана Петровна, педагог – организатор Центра детского творчества.

Юными дизайнерами разработаны 2 каталога с вариантами представления образовательной продукции и услуг.  Изготовлено более 250 изделий  по направлениям: эксклюзивные поздравительные открытки, аксессуары для дома, именной декор, полиграфическая продукция, 3Д вышивка,  пошив штор. Для учебных кабинетов, рекреаций общеобразовательных школ п. Ныда, Нори, Кутопьюган  выполнен заказ на дизайн и пошив штор.

Продукты творческой деятельности обучающихся  дизайн-мастерской были представлены на 22  конкурсных мероприятиях различного уровня. Качество участия составило 87%.

Реализуемые изделия, дизайнерские проекты, выполненные на современном оборудовании, соответствуют всем требованиям, предъявляемым к высокохудожественной, технологичной продукции и востребованы социумом.

Студия «Медиа - полюс» - это детско-юношеская студия телевидения, объединяющая обучающихся, увлеченных тележурналистикой. Юные операторы и журналисты учатся работать в информационном пространстве, свободно выражать свое мнение, передавать информацию через мультимедийную продукцию, аудиовизуальные программы в процессе освоения модифицированной образовательной программы «Основы телекоммуникации» под руководством педагога дополнительного образования  Зайчиковой Виктории Валерьевны, а операторскому искусству ребята учатся у профессионального оператора Шмакова Дмитрия Васильевича.

Обучающиеся студии создают продукты творческой деятельности  с использованием информационно-коммуникативных  технологий, осуществляют рекламную кампанию и освещают деятельность Технопарка «ЭНИГМА» и всего учреждения. Обучающиеся студии приняли активное участие в создании 23 видеосюжетов, в разработке  фото-видео-презентаций к 11 мероприятиям, таких как «Виват, Надымским педагогам», «Я выбираю жизнь», «Нам мир завещано беречь», квест-экскурсии по Технопарку «ЭНИГМА».

Образовательные продукты телестудии «Медиа - полюс» пользуются большим спросом и конкурентноспособны на рынке видеопродукции города  Надыма.

Бизнес-клуб «Новые горизонты» объединил подростков с активной жизненной позицией, интересующихся бизнесом и экономикой. Обучающиеся получают  основы функциональной экономической грамотности, учатся разрабатывать бизнес-планы в процессе реализации модифицированной  образовательной программы «Курс на бизнес».

Особо хочется  отметить получение грантовой поддержки талантливыми обучающимися Технопарка. В 2011/2012 учебном  году присужден грант Президента РФ Баранову Павлу, грант Губернатора ЯНАО Хабарову Дмитрию, грант Главы Администрации МО Надымский район Ахметшину Айдару  по итогам результативного участия в конкурсных мероприятиях различного уровня.

Созданная инновационная структура Технопарка позволила вывести научно-техническое творчество на более высокий качественный уровень развития  посредством сочетания  развития технического творчества обучающихся и формирование их профессионального и жизненного самоопределения с получением дохода от реализации образовательных продуктов путем предоставления  услуг, востребованных социумом, что позволило поднять рейтинг Центра детского творчества города Надыма по организации научно-технической деятельности обучающихся среди учреждений дополнительного образования  как на муниципальном, так и на окружном уровне. Одним из основных  показателей  эффективности деятельности Технопарка является вовлеченность обучающихся в научно-техническую деятельность и удовлетворенность как родителей, так  детей и подростков образовательными услугами, предоставляемыми Технопарком. По результатам опроса, в котором приняло  участие  97%  от общего количества родителей  обучающихся Технопарка, все участники анкетирования отметили  высокое  качество дополнительного образования. Удовлетворенность родителей и обучающихся качеством предоставляемых образовательных услуг в Технопарке составило 100%.

Анализируя результаты деятельности структурных подразделений Технопарка можно с уверенностью сказать, что  такая форма организации научно-технической деятельности обучающихся как Технопарк является одной  из перспективных  и оптимальных форм организации научно-технического творчества детей и подростков в учреждении дополнительного образования. 

 Технопарк - это не место работы,  это состояние ума! Это образовательное поле деятельности креативно мыслящих молодых людей, людей нового поколения, профессионально ориентированных.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт