Основной задачей обучения математике в общеобразовательной школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества и достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
В то же время задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться, так как современное общество требует от человека «обучения всю жизнь». Таким образом, умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, работать с различной информацией является важным компонентом формирования личности, готовой к саморазвитию.
Основным в обучении математике пятиклассников, на мой взгляд, является вопрос: как научить школьников самостоятельно и творчески учиться? Достижение желаемого эффекта обучения возможно при условии реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, и на формирование его индивидуальных способностей. Проблема в том, что у большинства пятиклассников не сформированы мотивы и цели учебной деятельности («зачем учить математику»).
Психологами давно доказано, что лучше всего мы усваиваем то, что обсуждаем с другими, и запоминаем то, что объясняем другим. Кроме того, ученые единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика.
Решая данную проблему, на уроках я стараюсь создать ситуацию успеха, когда каждый ученик вовлечен в посильную для него деятельность, видит результат этой деятельности и может его оценить. Такие возможности учащимся можно предоставить через групповую работу или работу в парах, при которой каждый ученик выполняет отведенную ему роль: учителя (при устной самостоятельной работе) или генератора идей, оформителя, докладчика и т.д. (при выполнении проекта). Свою роль в этот момент я вижу в коррекции ошибок в момент их возникновения, и в оценивании не только того, кто отвечает, но и качества работы всей команды или «учителя». Результаты такой работы напрямую перекликаются со стандартами второго поколения – именно в групповой работе развиваются коммуникативные УУД.
С целью вовлечения учащихся в деятельность на уроках, я предлагаю проблемную ситуацию и направляю детей на путь ее решения. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину – эти навыки будут помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет воплотить принцип системности на практике.
Деятельностный подход на уроке включает в себя несколько этапов:
I этап. Постановка учебной цели.
II этап. «Открытие» детьми нового материала.
III этап. Первичное закрепление.
IV этап. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Vэтап. Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.
VI этап. Контроль и коррекция знаний.
VII этап. Итоги урока. Рефлексия.
I этап. Постановка учебной цели
Это этап мотивации и целеполагания деятельности.
Учащиеся – выполняют задания, актуализирующие их знания. В задания включаются проблемные вопросы, то есть проблемная ситуация, лично значимая для ученика и формирующая у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит, не знаю, как происходит, но могу узнать – мне это интересно!). В результате чётко формулируется цель.
Например, «ребята, для школьного театра нужно покрасить декорации. Сколько краски определенных цветов потребуется, если известно, что на один квадратный метр нужно 100 грамм краски?». Ученики ставят перед собой цель найти площади геометрических фигур и фигур нестандартной формы. Рисунки декораций учащимся предоставляются на карточках.
II этап. «Открытие» детьми нового материала
Учащиеся сами решают проблему:
1) дискутируют, обсуждают, моделируют деятельность;
2) находят все возможные действия по решению проблемы;
3) применяют полученные знания, умения и навыки в изменённой ситуации (работа в паре), осуществляют взаимоконтроль.
Учитель:
1) предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к «открытию» нового знания;
2) в завершении обсуждения подводит итог, знакомя учащихся с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.
Этап «открытие» детьми нового материала по теме «Упрощение выражений» (математика, 5 класс) осуществляется следующим образом: «Ребята, давайте вспомним свойства сложения и вычитания натуральных чисел. Для чего мы применяем эти свойства? Подумайте, как можно выполнить вычисления в выражениях удобным способом: 91×8, 7×59?». В ходе выполнения задания обучающиеся делают вывод о том, что число 91 надо представить в виде суммы слагаемых 90 и 1, выполнить умножение каждого слагаемого на 8 и полученные результаты сложить. Аналогично поступают и со вторым выражением, представив 59 в виде суммы 50 и 9, а затем в виде разности 60 и 1, и выбирают оптимальный вариант. Учитель обобщает их выводы и формулирует правило распределительного свойства умножения.
III этап. Первичное закрепление
Осуществляется через: комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действий (что делаю и почему, что идет и за чем, что должно получиться).
Данный этап приводит к усилению эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая работа в его сознании.
Этап «Первичное закрепление» по теме «Прямоугольный параллелепипед» (математика, 5 класс): «Какие предметы, имеют форму прямоугольного параллелепипеда?»
IV этап. Самостоятельная работа с проверкой в классе
Задача этапа – самоконтроль и самооценка деятельности.
Действия не сопровождаются громкой речью, ученик выполняет работу самостоятельно, проговаривая алгоритм действия про себя. Очень важно на данном этапе создать для каждого ученика ситуацию успеха (я могу) для того, чтобы у него возникло желание закрепить удачный результат.
С целью формирования умения работать с заданиями в тестовой форме учитель предлагает обучающимся самостоятельно выполнить задания с выбором ответа.
V этап. «Применение полученных знаний умений и навыков на практике»
Отработка и закрепление изученного материала, выведение изученного материала на уровень автоматизированного умственного действия.
Закрепление материала не носит лишь воспроизводящий характер, а ведётся параллельно с исследованием новых идей.
В своей практике я часто использую задачи, приближённые к реальной ситуации, например, на обобщающем уроке по теме «Решение уравнений» реализуем проект: «Составь смету расходов для проведения дня рождения».
VI этап. Контроль и коррекция знаний
На данном этапе выполняется завершающая контрольная работа.
Условия работы – принцип минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль по нижней). Таким образом, для ученика негативная реакция школьников сводится к минимуму.
Задача учителя - вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.
VII этап. Итоги урока. Рефлексия
Действия учителя – контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.
Действия ученика – самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
Результаты показывают, что реализация деятельностного подхода в обучении математике способствует формированию и развитию у учащихся умения учиться творчески, самостоятельно и ведёт к повышению качества обучения.
Деятельностный подход в обучении математике в нашей школе реализуется и на уроке «Занимательная математика». Он проводится один раз в неделю. Учащимся предоставляется возможность решать в большей степени нестандартные задачи, задачи, которые решаются многими способами, логические и занимательные задачи, геометрический материал, развивающий пространственное мышление. Такие мероприятия как «Математический ринг», «Умники и умницы», «КВН для математиков», проводимые на городском уровне, позволят обучающимся не только быть активными участниками этих внеклассных мероприятий, но и повысят их мотивацию к успеху. Летние профильные смены в детских оздоровительных лагерях дадут возможность отдохнуть и продвинуться в изучении выбранного подростками предмета при работе над определённым проектом на краткосрочных курсах.
Мне близка цель системно-деятельностного подхода в обучении, поскольку моя цель научить не знаниям, а работе – самостоятельной, активной, творческой. Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых повышение своей квалификации считаю одной из главных. Достигнуто это может быть посредством обмена опытом с коллегами, участием в семинарах и конференциях, обучении на курсах.