Когда человек делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Большой объём фактических знаний в изменившемся мире – потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Поэтому усвоение фактов (результат – знания) необходимо перенести на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения).
Г.А. Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию необходимости его появления». Я думаю, что сущность её в том, чтобы «не вводить» знания в готовом виде, а приступать к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Я считаю, что деятельностный подход адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека – ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, возможность широкой ориентации, т. е. умение учиться, а учителю позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В данном случае самореализация личности – это когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас".
Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Значит необходимо организовать участие учеников в разнообразных видах деятельности. Учащиеся высказывают свое мнение, выслушивают точку зрения одноклассников. В свою очередь понимание и принятие нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающихся на проблеме, требующей разрешения противоречия: ты знаешь – я не знаю, ты умеешь – я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность). Например, вопросы на которые отвечает ученик:
1. Зачем я это изучаю?
2. Каковы мои успехи и что у меня не получается?
3. Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?
4. Правильно ли я решаю эту задачу?
5. Какая учебная задача стоит передо мной?
Его ответы на вопросы решают задачу или выводят на новую задачу. Таким образом, ученики идут от собственного опыта к познанию нового и назад к своему опыту, но уже обогащённому новой информацией и заметно личное продвижение каждого ученика при решении данной проблемы. Чтобы себя хоть как-то реализовать, учащийся должен действовать. Для таких действий просто необходимы новые приемы работы. Конечно на подготовку к занятию уходит очень много времени – любое «начинание» всегда сложно. Но когда есть результат, все можно привести в систему. Можно много о приемах говорить. Но все зависит от времени и места в учебном процессе, а также от подготовленности класса. Заметно тормозит работу на уроке счет. Просто необходимо развитие беглости счета.
Прием 1.
1. Познание и знание - следствие преодоления трудностей. Например, при нахождении значения дроби вида используем макет цифры 0: .
Также на уроке в 7 классе по теме «Как построить график функции » очень помогает макет параболы при ее движении в системе координат. Заодно оценивается значение коэффициента k, указывающего на пологость параболы.
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.
Прием 2. Можно:
· в начале урока высказать добрые пожелания детям, предложить пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони) и т.п.;
· предложить детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
· девиз, эпиграф (например «С малой удачи начинается большой успех» и др.)
Некоторые приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся.
Прием 3. Собери слово
Прием основывается на умении детей выделять важное, направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового. Можно использовать при изучении новой темы.
Например: – Соберите слово из первых букв данных слов:
Формула, умение, находить, карандаш, циркуль, измерять, информация. Получим тему урока "Функции".
Если есть возможность и необходимость можно при подведении итогов урока составить предложения из этих слов или добавить в предложения новые «слова из урока», или провести решение логических задач.
Например: «Я умею находить формулу», «Информация о функциях находится на странице…», «Могу ли измерять циркулем функцию?», и т.д.
Содержание текстов, иллюстраций, заданий вызывает эмоционально-положительное отношение учеников – удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться.
Прием 4. Ситуация «яркого пятна»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
Например: на уроке в 8 классе предлагается строка: ≤, ÷, √ , +, *
|
Задача 1. Найдите сторону квадрата, если его площадь 9 кв.ед.
Решение: ? Какое бы понадобилось действие?
Какой символ?
Задача 2. Найдите сторону квадрата, если его площадь 2 кв.ед. (решение). Определяется тема: Арифметический квадратный корень.
Прием 5. Домысливание
1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на уроке в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с одной переменной" (графический способ решения) можно предложить схему:
1. |
2. у = у = |
3.
|
4. (х;у) |
2) Предлагается тема урока и слова - "помощники":
Повторим…
Изучим…
Узнаем…
Проверим…
С помощью слов-"помощников" дети формулируют задачи урока.
3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение – есть задача урока.
Прием 6. Проблема предыдущего урока (группировка).
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Например: на уроке в 8 классе по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат.» дома заготовить четырехугольники, изученные ранее. На следующем занятии предлагаю детям ряд слов, предметов, фигур, цифр разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Прием 7. Игра «Таинственный предмет»
Например: на уроках геометрии в 7 классе задается домашнее задание творческого характера: описать фигуру, не называя ее. Затем на уроке по описанию, подготовленному дома, учащимся необходимо найти фигуру в «вещном ряду», который заранее подготовил учитель.
Прием 8. Игра «Ожившие экспонаты»
Например, на уроке геометрии в 7 классе при изучении признаков равенства треугольников: двое учеников выполняют роль треугольников. При встрече рассказывают, что же у них одинакового. Обнявшись, радуются, что они равны. Можно как заранее подготовить учащихся-актеров, а можно на уроке.
Прием 9. Математические диктанты.
Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, постепенно увеличиваю. Этому способствует и работа с рубриками «Кросс-опрос», «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др. Ее учащиеся выполняют на двух листах, приготовленных заранее, один из которых перед поверкой сдается учителю, чтобы не было желания «подправить» себе (соседу) ответ. Такая работа важна прежде всего для предотвращения тех сбоев, которые могут возникнуть в ходе объяснения нового материала, так как проверка осуществляется сразу и недостатки в знаниях детей сразу устраняются.
Прием 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
В заключение хотелось бы воспользоваться античным афоризмом «Примеры полезнее наставлений». Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.