Покидко О. П.,
педагог дополнительного образования
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Ноябрьская Православная гимназия», г.Ноябрьск
Православие и образование, воспитание
«Добродетели как система духовных ценностей»
На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества было религиозное начало. Именно религия определяла фундаментальные основы бытия общества и человека. Поэтому закономерно, что и в воспитании почти у всех народов главным было формирование почитания и любви к Богу.
Князь Владимир – великий реформатор духовной жизни. В Крещении Владимировом зародилась Русская Церковь, и не столько храмы или новый политический менталитет, сколько великое начало всего того, что ныне связывается с духовностью, по выражению историка Л.Н. Гумилёва: «победа православия подарила Руси её тысячелетнюю историю». Христианство сформировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную. Таким и было на протяжении веков воспитание в России. Осознавая катастрофические последствия атеизма, российское общество пытается сегодня восстановить систему духовно-нравственного воспитания, направленную на развитие в человеке подлинной духовности и нравственности.
«Задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставратора икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок, гармонию лика» [40, с.5].
За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. При рождении ребенка духовная сторона его жизни не является совершенной. Она повреждена наследуемым от прародителей первородным грехом, который проявляет себя как склонность ребенка к греху... Смысл воспитания в том, чтобы уяснить путь спасения, связать детскую душу с Церковью и напитать её дарами свыше, живущими в Церкви. Связать проблему воспитания с темой спасения, значит уяснить себе смысл воспитания» [29, с.154].
Потребность ребёнка в религии не есть что-либо внешнее, искусственно прививаемое ему. Эта потребность коренится в духовной природе человека. Поэтому религиозное воспитание ребёнка должно быть естественным и способствовать раскрытию его прирождённых способностей. Православная церковь принимает активное участие в возрождении и развитии духовных традиций России. Она берет на себя задачу восстановить религиозное преподавание и воспитание подрастающего поколения, укрепить семейные связи, обновить нравственное воспитание детей, очистить человеческие души. В современной России стало возможным открытие православных школ и гимназий. В г. Ноябрьске уже 15 лет работает Православная гимназия. При гимназии создана школа раннего развития «Светлячки». Это вид дополнительного образования, которое предоставляет гимназия будущим учащимся с целью подготовки к обучению и ориентации их на получение православного образования и воспитания в стенах Ноябрьской Православной гимназии. А поскольку у нас в городе нет православных детских садов, да и изучение основ православной культуры присутствует в единичных садах, возникает необходимость познакомить детей, которые станут гимназистами, с основами веры, дать начальное понятие о законе Божьем, с Божьей помощью воспитать в детях уверенность в непреложном бытии Бога. Все это поможет в дальнейшем воцерковлению детей, приобретению добродетелей, более успешному усвоению вероучительных дисциплин.
В качестве систематизации педагогического опыта мною была составлена рабочая программа «Мир света и Любви» для работы с дошкольниками 6 – 7 лет. Программа реализуется в рамках Школы раннего развития «Светлячки» при Ноябрьской Православной гимназии Салехардской епархии.
Цель программы: формирование у детей христианских добродетелей в процессе реализации религиозно-нравственного воспитания; помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней для Бога. Выражаясь словами блаженного Августина, помочь осознать ребенку, что «если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Что же такое добродетель и как она помогает человеку жить?
Воспитание христианских добродетелей создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности, которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка.
В системе нравственных ценностей добродетель занимает одно из центральных мест.
Слово “добродетель” как термин и как понятие является в настоящее время забытым. В языке церковной проповеди, этот термин никогда не исчезал. Хотя смысл его очень обеднел и потускнел, отмечает архимандрит Платон, в сравнении с его прежним блеском и достоинством, некогда он выражался в эквивалентных ему понятиях “доблесть” и “красота.” В настоящее время добродетель стала рассматриваться преимущественно в нравственно-практической плоскости как конкретное доброе дело или поступок.
Время детства – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения всевозможных познаний, время образования всех навыков и привычек, хороших и дурных. В это время можно не только ввести ребенка в область религиозных чувствований, но и сообщить ему первоначальные уроки веры. Начинать эту трудную работу необходимо уже с детского сада, ибо детям, которые сейчас ходят в детский сад – жить в обновленной России.
В.В. Зеньковский писал: «К Церкви нужно вести детей с раннего возраста... Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий».
Формирование добродетелей – совместное дело сотрудничества Церкви, государства, семьи, детских учреждений, школы, которое нуждается в четко разработанной системе педагогического сопровождения и современных педагогических средств.
Цель нравственного воспитания может быть понята как достижение нравственного идеала, обретение личностью нравственного здоровья, нравственной и, в конечном счете, духовной целостности. В.В.Зеньковский говорит: «Цель воспитания в свете Православия есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия» [29, с.151].
По учению большинства святых отцов, первая и главная добродетель – смирение. Вершина всех добродетелей – любовь. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели и голову, и ноги, подобно телу... Ноги добродетели – смиренномудрие; а глава – любовь».
Нравственные добродетели составляют исключительную привилегию человека, созданного по образу и подобию Божию. Достижение святости и вечной жизни возможно только стяжанием специфически христианских добродетелей — веры, надежды, любви — по примеру Христа. В подвиге добродетельной жизни христианин исполняет завет Господа: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин 12. 26).
Святые отцы употребляют слово «добродетель» в двух значениях: во внешнем аспекте – как доброе дело, и во внутреннем – как духовно-нравственное состояние личности. Добродетели являются не только одеждами души, но и составляют новую природу человека, воплощаясь в его внешнем облике. Сияние святости неотделимо от сияния добродетели. Жизнь по добродетели означает истинную жизнь личности в идеальной соотнесенности друг к другу всех ее структур…»[49, с.180]. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Воспитывающие задачи: помогать ребенку правильно выстраивать отношения в детском коллективе; познакомить детей с «Золотым правилом нравственности» (относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе); Формировать такие добродетели как: внимание к человеку, признание его достоинств, честность, искренность, доверие, благодарность, любовь, – вообще, всякое участие в судьбе ближнего.
Обучающие задачи: расширять представления детей о мире как творении Божием, дать начальные знания о событиях и значении праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и других.
Развивающие задачи: развивать способности к оценке явлений жизни с позиций православной этики; добиваться достижения устойчивости эмоционального состояния.
Весь материал разбит на семь тематических блоков: Бог – Творец мира, молитва – общение с Богом, Храм – дом Божий, Древняя Русь, радость добра и послушания, герои – освободители Руси и их духовные наставники, православные праздники как часть православной культуры.
Для более успешной реализации программы используются разные формы работы: беседы, экскурсии в храм, интегрированные занятия, музыкально-литературные композиции, утренники, кукольные спектакли, продуктивная деятельность детей, выставки творческих работ детей и родителей. Современные дети привыкли воспринимать информацию не столько из книг, сколько из видеоряда, сопровождаемого комментариями. Наглядные пособия и в прошлом служили залогом достижения наилучших образовательных результатов, тем более это актуально в XXI веке. Ребенку необходимо дать почувствовать, что православная вера не является каким-то неразвивающимся атавизмом, а, напротив, использует достижения цивилизации, воцерковляя их и ставя на служение людям и Богу. В этом отношении хорошим пособием является мультимедийное издание «Применение информационно-компьютерных технологий в духовно- нравственном воспитании детей и молодежи на основе традиций и ценностей православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.
Для более успешной реализации программы был записан диск с подборкой мультимедийных приложений для работы с детьми. Приложения соответствуют темам каждого блока учебно-тематического плана программы.
Библиографический список
Первоисточники
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Российское Библейское Общество. - М.: 1995. - 1376 с.
2. Брянчанинов Игнатий, свт. Аскетические опыты: О добродетелях, противоположных восьми главным страстям. Полное собрание творений. Т.1. - М.: Паломникъ, 2001. - 602 с.
3. Григорий Богослов, свт. Слово 9. О человеческой добродетели. Собрание творений в двух томах, Т.2. - ТСЛ, 1994
4. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на IV cъезде лидеров мировых и традиционных религий 30 мая 2012года [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.patriarchia.ru/index.html
5. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений в 12-и томах. Т.12. Слово 26. О добродетели и пороке. Репринтное воспроизведение издания. - СПб.: Издание С-Петербургской Духовной Академии, 1904. - 1615 с.
6. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений в 12-и томах. Т.12. Беседа первая. О любви. Репринтное воспроизведение издания. - СПб.: Издание С-Петербургской Духовной Академии, 1904. - 1615 с.
7. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т.4. // ПСС. СПб.: 1994.
8. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. - 275 с.
9. Максим Грек, прп. Духовно-нравственные слова. - Сергиев Посад, 2006.
10. Нилус С. А. Святыня под спудом. Собрание сочинений в шести томах. Т.3. - М.: 2003. - 709 с.
11. Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитскаго. Слово 43. О вере. Новый перевод с греческого. Репринтное воспроизведение издания. СТЛ, 1902. - 418 с.
12. Савва, схиигумен. Опыт построения истинного миросозерцания. - М.: Паломник, 2001. - 919 с.
13. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 22. Творения в трех томах. Т.1. ТСЛ, 1993
14. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 4. Творения в трех томах. Т.1. ТСЛ, 1993
15. Тихон Задонский, свт. Наставление христианское. Репринтное воспроизведение издания. Т.5. - М.: 1899
16. Феодосий Печерский, прп. Поучение о терпении и смирении. Т.1. БЛ ДР.
17. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. - М.: 2005
18. Феофан Затворник, свт. Наставления о преспеянии в христианской жизни. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www/ biblioteka.3.ru.
Учебно-методическая литература
19. Амфилохий (Радович), митр. Основы православного воспитания. Церковь и образование. - Пермь: ПО Панагия, 2000. - 208 с.
20. Безрукова В.С., свящ. Алексий Мороз. Образ русской школы. - СПб.: Сатисъ, 2002
21. Вишневская В.Н. Свет Руси. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 - 7 лет. - М.: 2004
22. Георгий (Шестун), игум. Православная школа. - М.: 2004. - 368 с.
23. Гладких Л.П. Основы православной культуры. Науч.- метод. пособие для педагогов детских садов. Мир - прекрасное творение / Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. - Курск, 2008
24. Духовная основа развития Российской школы ХХI века. Проект концептуальных и базисных положений. - Екатеринбург, - М.: 2007
25. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста./ Сост. Л. П. Гладких, О.М. Потаповская. - М.: 2002
26. Духовно-нравственное воспитание дошкольников: опыт реализации региональных образовательных проектов. Духовные основы образования и Основы социокультурного подхода в образовании. Урал. Человек. Истоки. Королькова И.В., - Екатеринбург, 2008
27. Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно - практического семинара «Государственная политика РФ по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи». Сборник статей / Составление и общ. ред. - М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. - Импэто, 2004. - 80с.
28. Зайцева В.А. Закон Божий для детей 4 - 5 лет. Программа, методические рекомендации, материалы к урокам. - Екатеринбург, 2008
29. Зеньковский В., протопр. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: 1996. - 270 с.
30. Зеньковский В.В. прот. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь». - Клин, 2004. - 222 с.
31. Ильин И.А. Путь духовного обновления.
32. Ириней, епископ Екатеринбунгский и Ирбитский. О воспитании детей. /Епископ Екатеринбунгский и Ирбитский Ириней. - М.: 2009. - 121 с.
33. Истоковедение. Т.5. - М.: Изд. дом «Истоки».
34. Киприан (Ященко), игумен. Воспитание добродетелей: лекции и интервью /Игумен Киприан (Ященко). - М.: Благотворительный фонд «Покров», 2013. - 368 с.
35. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. - М.: 2005.
36. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. - М.: Мартис, 1994. -189 с.
37. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Книга для учителя /Сост. О.К. Харитонова под ред. прот. В. Дорофеева. - М.: 2002
38. Основы православной культуры. Программа курса для дошкольников и начальных классов /Сост. О.К. Харитонова. - Богородск, 2000
39. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания
40. Православное воспитание. Афоризмы и поучения/Сост. А. Яций.-М.: 2007
41. Протоиерей Вадим Леонов. Основы христианской антропологии. Учебное пособие. Издательство Московской патриархии РПЦ.- М.: 2013
42. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. Учебно-методическое пособие. - М.: 2007
43. Руководство к домашнему религиозно-нравственному христианскому воспитанию детей. Изд-во «Отчий дом». - М.: -2001. - 158 с.
44. Русская православно-ориентированная школа. Сост. и науч. редактор к.п.н. Иванова С.Ф. - М.: 1999
45. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. Изд-во Владимирской Епархии, 2000. - 495 с.
46. Теоретические проблемы воспитания духовной культуры детей и подростков. Гл. ред. Королькова И.В. - Екатеринбург, 2008
47. Фельдшеров Г. Духовно-нравственное воспитание детей подросткового периода. Дипломная работа. - Жировичи, 2002.
Справочная литература
48. Большая Российская энциклопедия в 30-и томах. Т. 9. - М.: 2007.- 766 с.
49. Вадим Леонов, протоиерей. Основы христианской антропологии. Учебное пособие. Изд-во Московской патриархии РПЦ. - М.: 2013
50. Платон (Игумнов) арх., Православное нравственное богословие [Электронный ресурс]. Адрес: http://azbyka.ru/dictionary/13/platon_nravstvennoe_bogoslovie_45-all.shtml
51. Платон (Игумнов), арх. Понятие о добродетелях в философских учениях //Православная энциклопедия/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 15. - М.: 2007
52. Платон (Игумнов), арх., Священное Писание о добродетели// Православная энциклопедия /Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 15. - М.: 2007
53. Философский энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004
54. Философский энциклопедический словарь. 2010
55. Фокин Л.Р., архим. Платон (Игумнов). Понятие добродетели в патристической традиции. //Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 15. - М.: 2007