Ивличева Елизавета Владимировна, МБОУ «СОШ№ 2», Пуровский район, г.Тарко-Сале
«Документальные воспоминания фронтовика – неисчерпаемый кладезь исторической памяти подрастающего поколения»
Введение
Неумолимо летит время, но эпохальные события не исчезают из памяти людей. Таким событием является историческая победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Память её непосредственных участников – фронтовиков, тружеников тыла – людей нелёгкой судьбы и великих свершений, постоянно напоминает нам о долге перед погибшими, об ответственности оставшихся в живых и их наследников за судьбу спасённой России.
Тема войны для ветеранов – это оценка прожитой жизни, своей собственной и страны. Для нас, молодых – это прикосновение к великой истории народа, к подвигам наших дедов и прадедов. Их воспоминания пробуждают в наших душах всё лучшее, всё доброе и прекрасное. Воспоминания моего прадеда, Ильчик Григория Матвеевича, о первых днях войны бесценны. Они заставляют нас задуматься и понять историю нашей страны, нашей семьи. Война стала особой вехой в жизни прадеда.
Цель: проследить боевой путь прадеда в период военного лихолетья.
Задачи:
1.изучить литературу по теме.
2. познакомиться с книгой воспоминаний прадеда.
3. побеседовать с близкими родственниками прадеда.
Объект исследования: жизненный путь прадеда в годы ВОВ.
Предмет исследования: рукописная книга воспоминаний Ильчика Григория Матвеевича – участника ВОВ.
Методы исследования:
поисковый: сбор информации, фотографий,
аналитический: обработка архивного материала.
Актуальность:
В связи с попытками западного мира пересмотра событий второй мировой войны и роли стран в этой войне, воспоминания непосредственных участников Великой Отечественной войны являются бесценными.
Гипотеза:
Подлинные свидетельства участников событий ВОВ являются подтверждением героического прошлого нашего народа и главенствующей роли нашей страны в победе над фашизмом.
Основная часть
Время и история оставляют неизгладимый след. Череда событий в жизни нашей страны в минувшие десятилетия двадцатого века и уже девятнадцатый год века двадцать первого неразрывно связаны и нашли своё отражение в судьбах поколений.[2]
В канун 75-летия Великой Победы внуки и правнуки тех, кого опалила война вновь и вновь перелистывают семейные альбомы, с волнением слушают рассказы о войне. Когда мы говорим о героических подвигах, совершённых Красной Армией на фронтах Великой Отечественной войны, то, прежде всего, вспоминаем о защитниках Брестской крепости, тех, о тех, кто защищал Москву, бил врага под Сталинградом, на Малой Земле, освобождал Севастополь, воевал на Курской дуге, в логове фашистов - Берлине. В первые дни войны было предельно ясно, что надо отстоять свободу и независимость нашей Родины, уберечь всё человечество от угрозы порабощения фашизмом. Высокогуманные и справедливые цели войны пробудили у народа, воинов армии и флота богатырский дух, неиссякаемую энергию, величайшую самоотверженность.[1]
В 1942 году была выпущена Памятка солдату «Обязанности бойца в бою по разгрому немецко-фашистских захватчиков», в ней были такие слова «В самой тяжёлой обстановке никогда не падай духом, не унывай и бейся до последних сил. Всегда будь бодр, весел и поднимай боевой дух своих товарищей. Помни: наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Вся страна стала единым и сплочённым военным лагерем. Никогда не изгладятся из памяти бессмертные подвиги всех тех прославленных и безвестных героев, которые не жалели своей крови и жизни, чтобы остановить фашистские орды, повернуть их вспять и полностью разгромить.
В моей семье бережно хранится небольшая в красном переплёте книга с изображением Ордена Отечественной войны на обложке. От каждого из 195 исписанных ровным, слегка витиеватым почерком листов словно исходил дух того времени. Листаю их, и душа переполняется гордостью за силу моего прадеда, которая помогла выстоять и победить. Одну из глав своей рукописной книги прадед назвал «В памяти моей всегда». Книга, как реликвия, как нечто бесценное, к чему боишься прикоснуться. Это дневник солдата. Представляете, самый настоящий дневник, который вёл мой прадед Григорий Матвеевич Ильчик. Здесь сокрыто всё – и переживания, и мысли, и чувства. Взяв в руки историю и заглянув глазами прадеда в великое прошлое страны, постаралась увидеть то, что переживали бойцы и мой прадед в первые и последующие дни войны.
Григорий Матвеевич Ильчик родился 1 мая 1917 года в Сибири в многодетной семье. В голодные годы семья перебралась на малую родину, в село Тарасовка Тульчинского района, что на Винничине. Здесь Григорий пошёл в школу. Учился неполных шесть лет, летом работал «за харчи» помощником пастуха. В 1933 году сбежав из дома, поступил в Тульчинский педагогический техникум, после которого решил продолжить учёбу в Херсоне, в пединституте. Но приняли его только на вечерний курс, а в дневное время набирался практики – работал учителем начальной школы в детском городке-коммуне для беспризорников, недалеко от Херсона. В 1938 году Григорий Ильчик пошёл служить в Красную армию, за период службы успел окончить второе танковское училище в городе Саратове. В1940 году диплом и назначение получил из рук маршала Советского Союза Климента Ворошилова. Службу молодой офицер продолжил в городе Львов в 8-ой танковой дивизии (Киевский военный округ), получив назначение командира танкового взвода. В марте 1941 года, как пишет Григорий Матвеевич, полки дивизии получили новые танки «Т-34», на «вручение» которых приезжал первый секретарь ЦК КП(б)У, Член Военного Совета Киевского особого военного округа Н. С. Хрущев . Изучать новые танки моему прадеду пришлось не больше месяца, в апреле он был назначен командиром учебной роты учебного батальона полковой школы. Здесь его и застала весть о приближающейся войне…Из воспоминаний прадеда:
«В ночь с 17 на 18 июня по тревоге были вызваны в Дом офицеров города Львова все командиры.
Начальник гарнизона генерал – лейтенант Музыченко И. К. сделал заявление о том, что ожидается нападение гитлеровской Германии на СССР.
Дата не называлась. Но среди «сведущих» настойчиво называлось 28 июня. Заявление было сделано под расписку каждого присутствующего на совещании.
Была дана команда - к утру 18-го выйти в лесной массив в 40-50 км. юго-западного городка Яворов. К 00:30 ч. 18.06.41 г. явился в танковый 15 полк командир танкового взвода. «Наши семьи ничего не знали. Сказать что-либо им мы не имели права», - вспоминает Григорий Матвеевич.
19, 20 и 21 июня прошли в хлопотах размещения и маскировки личного состава и боевой техники.
21.06.41 г. в 15.00 ч. Ильчик получил приказ командира батальона принять командование первой танковой ротой и отправиться для несения службы сторожевого охранения аэродрома (называли его Яновский), что в 15-20 км. от района нахождения.
Аэродром размещался вдоль шоссе Львов - Перемышль, там находились боевые самолёты, заправленные горючим боекомплектом. Самолёты все были: «И-15», «И-16», 4 новых, только что прибывших «Пе-2»- двухмоторные пикирующие и два звена «По-2» («кукурузники»). Они стояли в красивом строю, на правом фланге и чуть сзади основного ряда. Все самолёты были полностью готовы к вылету.
Лётный и технический состав авиагородка 21 июня с16.00 был отпущен на выходной день к семьям, которые преимущественно жили в городе Львове. Караульную и внутреннюю службу в авиагородке нёс, как обычно, комендантский взвод и внутренний наряд БАО (батальон аэродромного обслуживания).
Танки роты были расставлены согласно приказу и находились в боеготовности №1. Это значит - один из членов экипажа находится внутри танка и ведёт беспрерывное наблюдение за воздухом и местностью, остальные члены экипажа находятся поблизости от танка.
Примерно в 3ч. Григорий Матвеевич с начальниками охраны и караула возвращались с очередного обхода. Начало светать.
В 4-00 ч. - 4-10 ч. танкисты вышли из караульного помещения и начали любоваться красивым рассветом, предвещавшим замечательный день». Прадедушка пишет, «Я обратил внимание на красивый строй самолётов вдоль шоссе, которые были построены как для парада. Привлёк внимание розовый рассвет. Горизонт особенно был ярким. Вдали из-за леса выкатывался диск солнца. Вверху над ним появились какие-то чёрные точки. Они с большой скоростью приближались и увеличивались. Через несколько секунд этими точками оказались самолёты, молнией пронесшиеся над головами. Очередь, другая из пулемётов и перед глазами предстаёт ужасная картина: четыре загоревшихся самолёта «По-2». В следующую секунду пронеслась очередная волна самолётов-истребителей со стрельбой».
Григорий Матвеевич вместе с капитаном – дежурным по авиагородку кубарем попадали на землю и скатились в кювет у дороги. Лёжа на спине, они увидели на плоскостях и фюзеляжах самолётов чёрные кресты. «Это война!- крикнул авиатор. - Это немецкие мессершмидты!». В ряду самолётов уже горело более десятка «И-15», «И-16». После мессершмидтов волна за волной пошли бомбардировщики «Ю-88»- юнкерсы. В течение примерно 3 часов аэродром беспрерывно бомбили. Был полностью разрушен авиагородок, база батальона аэродромного обслуживания, уничтожены все самолёты. Чудом остались невредимыми четыре «Пе-2».
Самый большой, самый продолжительный и непрерывный налёт юнкеров, а проходили они стаей по 17 машин, был в 7.30 ч. 22 июня. Этим налётом были уничтожены и «Пе-2» и бензинохранилище. Это был последний налёт, бомбить уже было нечего. Аэродром перестал существовать.
В 7.50 ч. начал прибывать из Львова лётный и технический состав. Но, увы!.. Велики были потери. Из охраны авиагородка и БАО осталось около полутора десятка человек. Рота потеряла пять танков «Т-34» из 17. Убиты семь танкистов и пять тяжело ранены. Такими были первые часы первого дня войны.
Не скоро, лишь около 9 -00ч. утра, удалось по радио связаться со штабом дивизии. Получив приказ прибыть в район нахождения дивизии, Григорий Матвеевич был поражён тем, что дивизия была подвержена бомбёжке и понесла немалые потери.
В 10.00 ч. полки 8-ой танковой дивизии вступили в бой с прорвавшимися танками и мотопехотой противника.
Весь день ,22 июня, танкисты и отходящие с боями части стрелковых войск артиллерии вели тяжёлые оборонительные бои. Все отходили на Львов. Наши войска вели кровопролитные бои на рубежах городов Золочев, Тернополь, Староконстантинов, Проскуров, Винница, Житомир, Киев….
С волнением вчитываюсь в строки из книги воспоминаний моего прадеда:
«Дорогой мой читатель: сын, дочь, внук или внучка, все, кто будет читать эти мои строки! Я нисколько не преувеличиваю ужаса первых дней войны. Отход наших войск продолжался на всё новые и новые оборонительные рубежи. На некоторых из них нам удавалось зацепиться на какое-то время. А иногда и этого не удавалось, чтобы сколько-нибудь задержать рвущегося вперёд противника. А представьте себе, при всём при этом тысячи и тысячи бредущих по дорогам и просёлкам людей, уходящих в тыл с уже оккупированных противником районов, городов, сёл. Это было более чем страшно. Вы можете себе представить, что немецкие истребители «мессершмиты» буквально издевались над нашими людьми. Они в издевку гонялись по полям и просёлкам за одиночно бежавшим человеком, нагоняя страх и панику. Это была тактика вооружённого до зубов врага над безоружными мирными людьми. Вражеская армия была вооружена на то время новой техникой, натренирована в захватнических походах в странах европы, которые теперь работали на гитлеровскую машину… Начиная войну против СССР, фашисты ставили своей задачей физически истребить наши народы и оставить лишь столько, сколько понадобится рабочей силы – рабов». Далее прадедушка описывает как мстили завоевателям за то горе, которое принесли фашисты нашему народу.
Григорий Матвеевич Ильчик принимал участие в боях в качестве командира танковой роты, а позже был назначен заместителем командира отдельного танкового батальона, входившего в состав 130 танковой бригады Юго-Западного фронта. В январе 1942 г. он принял участие в Изюм- Барвенковской- Лозовской наступительной операции. По её итогам среди других отличившихся офицеров был награждён орденом Красного Знамени. «Это была моя первая и самая высокая государственная награда»,- пишет Григорий Матвеевич. Затем он был откомандирован в резервный офицерский полк. «Мы, фронтовики, считали своё нахождение в Москве наказанием. Всеми силами рвались на фронт»,- вспоминает ветеран. Подлогом ему удалось получить направление в действующую армию. «До конца своей службы стал я штабным-оперативным офицером. Не суждено уже мне было быть в линейных подразделениях»,- пишет прадедушка. Воевал в должности офицера связи, старшим помощником начальника оперативного отдела в штабе танкового корпуса, некоторое время исполнял обязанности адъютанта генерала Рокоссовского. Был дважды ранен. Прадедушка очень сожалел, что великий день Победы не встретил в столице Германии. Перед танковым корпусом, в котором проходил службу офицер, была поставлена особая задача – уничтожить в районе Берлина оставшиеся в окружении группы противника, которые «серьёзно нарушали тыловые коммуникации и снабжение наступающих советских войск». День Великой Победы прадед и его боевые товарищи встретили в районе населённых пунктов Раудтен – Дорнбруш (Германия). До конца жизни он гордился, что приближал этот праздник вместе со всем советским народом.
За мужество и отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками прадед, Ильчик Г.М., был награждён орденом Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина».
Самые молодые, самые дорогие годы отданы военной службе, а служба в армии совпала с годами тяжелейших испытаний нашего народа - периодом войны. После демобилизации из рядов армии работал на партийной, административной, хозяйственной работах. За свой труд награждён медалью «За трудовую доблесть», многими почётными грамотами.
С теплотой отзывается прадедушка о своих однополчанах, товарищах, с которыми его сводила служба в армии и военные годы. Некоторые друзья остались на всю жизнь, с ними он поддерживал отношения и после окончания войны. Было время для воспоминаний. Прадед не смог забыть бессонных ночей, грохот артиллерийско–миномётных кананад, рёв пикирующих бомбардировщиков, стоны раненых, далёкие и трудные огненные вёрсты, короткие между боями передышки. Идут годы, проходят десятилетия, а память о Великой Отечественной войне, память о нашей Победе, память о павших и не доживших до дня Победы - живёт. И жить будет!
Заключение
Воспоминания прадеда, Ильчик Григория Матвеевича, о первых днях войны, о боевом пути, о друзьях-товарищах огненного лихолетья
являются для нашей семьи бесценными, в дальнейшем будет издана книга по его воспоминаниям. Разве могут оставить нас равнодушными строки из его дневника?
«Самые молодые, самые дорогие годы отданы военной службе. А служба совпала с годами тяжелейших испытаний нашего народа - периодом Великой Отечественной войны. Служил, воевал, как миллионы советских солдат и офицеров. Выполнял священный долг солдата по защите Родины и выполнил его до конца».
В год своего семидесятилетия, в 1987 году, книгу воспоминаний Григорий Матвеевич подарил внучке, т.е. моей маме. Уверена, что воспоминания прадеда, подлинного свидетеля тех событий, будут сохранены в нашей семье и переданы будущим поколениям.
Воспоминания станут своеобразным памятником ему и всем советским людям, не щадивших своих жизней ради победы над фашисткой Германией и ради мира на Земле.
Литература
1.Зайцев И.Е., Платонов С.П. Вторая мировая война 1939-1945гг.
Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, Изд.№7/9839, Москва, К-9- 930с.
2.Общественно-политическая газета «Северный луч»№25 от 21 июня 2013г.
3.Рукописная книга воспоминаний Ильчик Г.М. 1987г.(Семейный архив Ивличевых)