Введение
Древнерусская иконопись – это выдающееся явление мирового искусства, часть драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших свидетельств духовного и художественного гения России.
Начиная с X века (времени принятия христианства на Руси), в качестве государственной религии, тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоценными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочисленных последователей христианского учения – проповедников.
Киев, Владимир, Новгород, Псков, Москва, Тверь – города, являющиеся древнейшими центрами искусства, оставили нам бесконечное разнообразие местных памятников живописи XI–XVвеков, главным образом, икон, порой весьма различных по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по идейным основам.
Необходимостью изучения является то, что икона – это не только художественное достояние современной системы, она также несёт эстетическую ценность, изначально заложенную в ней для общечеловеческого идеала красоты и высокого гуманизма.
Предметом исследования является искусство древнерусской иконописи.
Объектом исследования является икона.
Цель данной работы – раскрыть влияние древнерусской иконописи на развитие культуры.
Древнерусская иконопись как уникальное явление МХК
Христианству на Руси чуть более тысячи лет, и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греч. «эйкон» – образ, изображение) возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах.
А появились иконы в Древней Руси в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху её расцвета, что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением [1, с. 79]. Нигде церковное искусство не было развито так, как в Византии. Новообращенная Русь в это время получила уникальнейший шедевр православного искусства – икону Богоматери, впоследствии названная Владимирской.
На Руси имелись в тот момент благоприятные предпосылки для быстрого освоения византийского наследия и, можно сказать, уже подготовленная почва. Согласно последним исследованиям языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Немного погодя, русские мастера совместно с византийскими вели сотрудничество и достаточно плодотворно. Новообращённый народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.
Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная.
Русь приняла крещение от Византии и вместе с этим унаследовала главную задачу живописи – «воплотить слово», то есть воплотить в образы христианское вероучение. И в связи с этим, в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово» [2, с. 132]. Воплотить слово нужно было как можно яснее - это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, создав художественную систему, невиданную никогда ранее и больше не повторившуюся, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.
В течение долгого времени древнерусская живопись несла людям духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.
Иконой, в узком смысле, мы называем изображение, сделанное на доске. Причина этого явления очевидна, в связи с тем, что основным строительным материалом в то время служило дерево. Икона есть изображение, которое может быть написано как на стене, так и на металле, на предметах церковного обихода, и не только написано, но и выгравировано, и вышито, и выложено мозаикой.
Икона совершенно не похожа на обычную картину. В ней передаётся не совсем то, что художник видит обычно своими глазами, а то, что он рассматривает в реальной действительности, так сказать, «духовными очами». Как говорил русский художник И.С. Остроухов: «Древняя русская икона… радостно-близкая и понятная старым русским людям, открывается изумленному миру как искусство высочайших достижений человеческого духа…»
Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной духовной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на Руси, способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного мира сакральных ценностей [3, с. 89].
Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения, являлись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышавших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для эпохи средневековья.
Древнерусские иконы имеют свою индивидуальную особенность в изображении образов, фигур. В отличие от других религиозных сюжетов итальянских, европейских художников, которые славятся объемистыми фигурами, на русских иконах изображены фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль плоскости икон.
Художники-иконописцы выражали в своих сюжетах разнообразные символы, приемы, с помощью которых они передавали в иконах идею, мечты и чаяния как свои, так и русского народа. Эти символы были понятны народу, оттого иконы были им так близки и дороги.
Древние русские мастера расточали краски с такой простодушной детской щедростью, на которую никогда не решится ни один взрослый художник, по-видимому, это должно было соответствовать евангелистским словам: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» [4, с. 156].
Фон иконы традиционно покрывали золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мерцающий, мистический свет, который озарял икону трепетным пламенем лампады и образ на ней то выступал, то отодвигался за ту черту, куда нет доступа смертным.
Наши предки относились к святым образам с большим благоговением: их не продавали, а старые, «облинявшие» иконы нельзя было просто выбросить или сжечь — их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили при пожаре из дома и за большие деньги выкупали из плена. Иконы были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце или дворянской усадьбе. «Без Бога — ни до порога» — так отражала реальный быт людей того времени эта поговорка. Иногда иконы объявлялись чудотворными, чудесными, на их счет относили военные победы, прекращение эпидемий, засух. К иконам до сих пор относятся бережно, они источают радость, наслаждение жизнью, силу и чистоту.
Иконопись – особый вид искусства, чаще всего анонимный, в котором был недопустим произвольный полет фантазии иконописца [5, с. 123]. Живое человеческое чувство всегда пробивается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный канон; любой иконописный сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чутким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку.
Список использованной литературы
1. Даниэль, С. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи [Текст].– М.: Азбука, 2000. – 79 с.
2. Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII века [Текст].– М.: Искусство, 2002. – 132 с.
3. Майорова, Н., Скоков, Г. Шедевры русской иконописи[Текст]. – М.: Белый город, 2006. – 89 с.
4. Православная энциклопедия[Текст].– М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. – 156 с.
5. Скрынников, Р. Г. Русь [Текст]. - СПб.: Питер, 2005.– 123 с.