Древо нравственных ценностей, или как культивировать духовные и нравственные ценности в подрастающем поколении
Ткаченко Алена Сергеевна,
МБУ ДО «Детская школа искусств №2»,
г. Новый Уренгой
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет (Пс.1:1-4)[2].
Тема нравственного воспитания молодого поколения всегда была одной из актуальных проблем общества. Ученые и мыслители прошлого замечали, что нравственность является неотъемлемой частью каждого человека, так как она в нем заложена Создателем от рождения.
Поиск методов и средств нравственного воспитания описывается еще в античной педагогике (Демокрит, Платон и др.) Также этим вопросам уделяли внимание философы, выдающиеся педагоги (среди русских педагогов можно назвать Ушинского К. Д., ТолстогоЛ. Н., Сухомлинского В. А.).
На сегодняшний момент духовно-нравственное отчуждение, а также нравственная неграмотность в обществе требует определения новых целей, содержания и форм духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Таким образом, данная проблема имеет актуальность и требует пристального внимания, как со стороны родителей, так и со стороны общественности.
Сегодня Россия переживает важный этап в своем историческом развитии: происходит переустройство всех сфер общественного и государственного развития, включающая экономическую реформу, преобразования политической системы и совершенствование сферы образования.
В «Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, мы читаем: «Воспитание детей – стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном и муниципальном уровнях…Приоритетная задача РФ в сфере воспитания детей – развитие высоконравственной личности…» [4].
Процесс общественного переустройства неразрывно связан с совершенствованием человека не только как главной производительной силы, но и как активного гражданина, духовно-нравственной личности.
Надо сказать, что история нашей страны уже не раз претерпевала изменения с точки зрения духовно-нравственных ценностей. И здесь нет ничего нового. Еще мудрый Соломон сказал: «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем…» (Еккл.1:9) [2]. Это естественное течение жизненного цикла.
«И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете, вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший».
А. С. Грибоедов [1].
Ни для кого не секрет, что при всей нашей нынешней благополучной жизни, у многих школьников XXI века мало стремления к учебе, совсем отсутствует желание работать физически, но зато зашкаливает желание развлекаться, покурить, выпить…
Слабое здоровье, отсутствие цели в жизни и чувства патриотизма, легкомыслие, злоречие – вот, на наш взгляд, характеристика подавляющего большинства молодого поколения нынешнего века, за исключением положительного меньшинства.
Сегодня редко можно встретить людей с твердыми моральными принципами. Все этические и моральные принципы, которым когда-то нас учили, попраны. Надо признать, к сожалению, что за последние годы в нашей стране многие понятия деформировались в сознании наших граждан. Аморальное поведение не осуждается, а даже приветствуется и пропагандируется в средствах массовой информации.
Куда же исчезают честность и неподкупность? Все ли средства хороши для достижения цели? Где доброта и сострадательность, ответственность, верность и другие моральные ценности?
Отсутствие чувства ответственности у взрослых, родителей – это бич нашего времени. Похоже, что люди живут и не задумываются о том, что их решения должны быть обусловлены нравственными ценностями, и что эти решения имеют важные последствия для них самих, для их детей и для окружающих.
Но надо понимать, что поколение не живет одно, само по себе. Когда мы говорим о молодом поколении, мы всегда должны иметь ввиду, в каком отношении это поколение стоит к взрослому миру, и что взрослый мир ему предлагает, какую реальность существования. Нам необходимо понимать и осознавать, что мы, взрослое поколение, находимся в той же ответственности перед ними, как и они перед своей жизнью.
Откуда такое странное безволие у современных взрослых? Одна из причин – начитавшись современных журналов по психологии, взрослые боятся ограничивать своих детей вообще: «Мы не подавляем волю ребенка», «Мы хотим вырастить лидера», «Пусть ребенок учится принимать решение сам».
И бедным взрослым невдомек, что садовые деревья требуют обрезки, а дети – разумных ограничений. Невозможно вырастить лидера из того, кто элементарно не научился послушанию или смиряться с отказом. «Все мне позволительно, но не все полезно…» (1.Кор.6:12) [2].
Еще одна причина – это душевная лень взрослых. Намного легче пойти на поводу у ребенка, свалив всю ответственность на него, и дозволить ему делать все, что он пожелает, чем всякий раз тратить свои нервы и находить доводы, аргументы и объяснения тому, что «хорошо», а что «плохо».
Современная статистика просто кричит о вопиющих фактах насилия и жестокости среди молодежи: 5 сентября 2017 года в Подмосковье 15-летний школьник пришел в школу и расстрелял свою учительницу [5]. В Санкт-Петербурге 19-летние готы убили и съели старшеклассницу [7]. Эпидемия СПИДа прогрессирует. Тысячи христиан страдают от массового угнетения и репрессий… «Озверение вкусов идет рука об руку с озверением нравов, – пишет в своем трактате наш современник, композитор С. М. Слонимский. – Толпы подростков с плеерами на головах, с рэпом, тяжелым роком (то и другое в примитивнейших формах) в ушах – небезопасны, особенно в вечернее время. Агрессивно зомбирующая слух (а тем самым и психику) нарочито однообразными шумовыми ударами и выкриками аудиозапись, вполне соответствует телевизионным сериалам и компьютерным картинкам, смакующим убийства, избиения, изощренные формы насилия и пыток, битвы в стиле пещерного века, неизменный нецензурный сленг, апологию грубой хамской силы, садизма, разврата и предательства. Это целенаправленная агитация и пропаганда результативны. Для незрелых, еще несамостоятельных молодых людей и подростков стало престижным быть фанатом (как будто это какая-то трудоемкая профессия!)…Высмеиваются или пренебрежительно замалчиваются юные музыканты, поэты, художники…» [3].
Подобные явления стали повсеместными во всем мире. Люди отвергают Бога и Его ценности и пожинают горькие плоды безнравственности и вседозволенности. «…Ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом»Лк.16:15 [2].
Данные, опубликованные на сайте Института социологии Российской академии наук, показывают, что, по мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64 % молодых респондентов и 70 % представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36 % и 28 %, соответственно).
46 % опрошенных представителей молодежи в ходе опроса согласились, что многие традиционные моральные нормы уже устарели. Не только многие молодые россияне полагают естественным процесс моральной коррозии общества. Почти каждый третий респондент старшего возраста (31%) признал, что моральные нормы «стареют» и уже не соответствуют современным нормам и ритму жизни. Они полагают, что моральные ценности относительны и зависят от ситуации и людей, что не существует абсолютных правил поведения [6]. Но они очень ошибаются! Слово Божие дает нам точные ориентиры в этом вопросе. Оно расставляет нужные акценты в нашей жизни.
И тем не менее, в данный период времени мы можем наблюдать интерес общества и власти к нравственным ценностям, к духовности, и Слава Богу, что мы живем именно в этот исторический период, когда у нас в стране наступила некая стабильность, нет революций и серьезных экономических потрясений. Ведь когда в стране народ думает, как бы выжить, вряд ли он станет размышлять о высоко- моральных ценностях.
Наблюдая же за процессом духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных школах, мы можем констатировать некоторые факты и сделать некоторые выводы. Как бы ни старались учителя привить учащимся моральные принципы поведения, сколько бы ни обобщался опыт разных поколений ученых, философов, педагогов, подростки остаются подростками, и с каждым поколением эти подростковые проявления все острее режут слух.
Школа может и должна помочь развивать и поддерживать, поощрять эти качества в детях, но согласитесь, именно на родителях лежит серьезная ответственность за воспитание в детях христианских вечных непреложных ценностей; основные жизненные принципы дети выносят в свою взрослую жизнь из семьи. Школа – это вспомогательный элемент в системе воспитания духовно-нравственной личности, полноценного гражданина общества.
Дело в том, что пытаясь изменить внешне наших детей путем строгих правил или запретов, мы не учитываем некоторые неоспоримые факты, которые лежат не на поверхности, и заметить их может далеко не каждый, а лишь глубоко духовный человек! Во-первых, греховная природа человека всегда дает о себе знать (все мы произошли от Адама, а значит и унаследовали первородный грех). И с этим фактом трудно спорить. Во-вторых, человек, незрелый духовно, особенно подросток с неокрепшей психикой и неспособностью делать правильный выбор в сторону полезного, (а не того, чего хочется), не способен сказать греху «нет!». Плюс гормоны, проявление которых порой пугает не только взрослых, но и самих подростков. Зачастую они не способны справиться со своими эмоциями, желанием идти наперекор всем взрослым и т.д.
Поэтому, учитывая эти факты, мы можем сделать промежуточный вывод о том, что человек слаб по своей натуре (природе) и не способен сделать правильный выбор в пользу добра. Для этого каждому такому человеку необходим духовный наставник, который наставлял бы его на путь праведный и помогал преодолевать искушения, восстающие на его душу.В особенности в этом нуждаются неокрепшие души наших детей. И это первоочередная задача родителей: с самого младенчества приучать детей ходить в церковь, научить размышлять о духовных вещах и т.д. ну и, само собой, показывать пример собственной жизнью, ведь, как известно, дети запоминают и подражают не тому, что слышат, а тому, что видят в реальной жизни.
Если с детства дети слышат о таких библейских понятиях, как совесть, честь, дружба, милосердие, сострадание и т.п., то у них неизбежно сформируется иммунитет ко греху. И, повзрослев, они десять раз подумают совершать то или иное преступление или нет. Поэтому мы можем посоветовать родителям, не игнорировать эту проблему и уделять этому вопросу как можно больше времени.
Взрастить ребенка. Этот процесс можно сравнить с тем, как садовник выращивает дерево. «Ибо всякое дерево познается по плоду своему…Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе…ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:44-45) [2].
Что необходимо для того, чтобы вырастить ребенка?
Хорошие генетические данные. Точно так же, как одни люди выше ростом, а другие ниже, некоторые по природе своей более сострадательны, чем другие. Это зависит от генетического состава, как и способность некоторых проявлять свои лидерские способности, успешнее справляться с давлением сверстников и быть более ответственными. Это обусловлено врожденными качествами их личности.
Значит ли это, что некоторые не способны усвоить основные нравственные ценности? Конечно, нет! Но, похоже, им потребуется больше учиться, заниматься и доверять Богу! Люди обладают тем, что они получили в детстве. Но не стоит отчаиваться! Необходимо помнить, что каждый человек ценен в глазах Божьих и обладает безграничным потенциалом.
Отношения между родителями и детьми можно сравнить с «почвой», в которой растут наши дети. Наблюдая за поведением детей, мы замечаем, что даже в одной семье одних легче воспитывать, чем других. Что до тех, у кого трудный характер, нам придется во многом изменить домашнюю атмосферу так, чтобы они могли развиваться в благоприятном климате.
Человек по-настоящему проявляет себя именно в семье. Если, к примеру, в семье принято высмеивать и унижать друг друга, то ребенок научится этому, если принято врать, то и ребенок будет копировать эту модель поведения в своей взрослой жизни.
К примеру, ситуация в доме: звонок в дверь. Ребенок открывает дверь, мама намеренно не подходит. Ребенок поворачивается в сторону мамы и кричит: «Мам, хочешь, я скажу, что тебя нет дома?» Вот современный урок честности, а малыши, несомненно, способные ученики.
Дети учатся распоряжаться своим временем, глядя на то, на что тратят его родители. Ваш выбор свидетельствует о ваших моральных ценностях. Как вы проводите свободное время? Можете ли вы отложить компьютер или выключить телевизор и поговорить с ребенком? Вам нужно уделять детям много внимания и времени, прежде чем вы сможете воспитать в них то, о чем мечтаете.
Детям, как и растениям, также нужен «солнечный свет»: это наша безусловная любовь и тепло; ежедневный полив: это ласковое наставление, основанное на Божьем слове и жизненном опыте; подкормка удобрением: обучение нормам поведения; обрезка: дисциплинарные меры и защита: отражение от сильных ветров штормов, которым трудно противостоять в их возрасте.
Как же добиться успеха в этом нелегком деле воспитания? Вернемся к древу нравственных ценностей. Во-первых, тщательно подумайте, какие нравственные ценности вы хотите привить своему ребенку. Если вы не имеете точного представления, какими нравственными качествами должен обладать ваш ребенок, то процесс воспитания будет хаотичным и не принесет хороших плодов.
Рассмотрим правила, которые помогают в воспитании благочестивого характера.
Будьте честны с вашими детьми, умейте признаваться перед ними в своей неправоте, и Ваши дети будут Вас гораздо больше уважать за Ваше признание в несовершенстве и откровенность, нежели за притворное совершенство. Ведь они отлично знают, какие Вы на самом деле!
Обсуждайте с детьми ваши решения и возможные их последствия. Порой нелегко жить в соответствии с моральными ценностями, но всякий раз, когда дети видят, что вы поступаете правильно, ваши моральные принципы становятся тверже и для вас самих, и дети понимают, что это не просто слова, что эти принципы действительно важны для вас!
Ваш авторитет – основной способ повлиять на детей. Ваша жизнь – это пример, который они не могут игнорировать. Начинайте наставления в раннем возрасте. Чтобы ваш ребенок мог переплыть реку во взрослом возрасте, не испугавшись сильного течения, вы должны научить его хорошо плавать сейчас. В бурлящем потоке уже слишком поздно давать уроки плавания. А взросление неизбежно.
Прививайте нравственные ценности своим детям. Пусть они знают, что для вас действительно важно в этой жизни. Таким образом, со временем у ваших детей сформируются свои ценности. И научатся они этому не на улице или из телевизора (интернета), а перенимая их у своих родителей.
Памятка для родителей (советы):
Прививать детям нравственные ценности – не то же самое, что учить математике. Зубрежка здесь не поможет. Процесс воспитания требует времени, вовлеченности и чувствительности. Обучайте и наставляйте своего ребенка, предвидя те решения или дилеммы, с которым ему придется столкнуть позже. Живите в соответствии с теми ценностями, которые хотите передать вашим детям. Тогда добрые плоды воспитания не заставят вас ждать и будут радовать ваше родительское сердце и в старости! « Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6) [2].
При подготовке материала был использован 20-летний педагогический опыт автора, опыт работы в духовно-нравственных проектах «Твори добро» и «Я выбираю жизнь» среди учащихся средних и старших классов Детской школы искусств № 2 города Новый Уренгой, а также 15-летний опыт в роли мамы в воспитании собственного ребенка.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что содержащиеся в ней выводы и методические рекомендации реализуются в процессе внеучебной деятельности Детской школы искусств № 2 города Новый Уренгой преподавателем Ткаченко А. С. в проектах «Твори добро» и «Я выбираю жизнь!».
Список литературы
1. Грибоедов А.С. Горе от ума // Детская литература. – М., 2000.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета.Изд.Московской Патриархии, 1992.
3. Слонимский С. М. Мысли о композиторском ремесле. – СПб.: Композитор, 2006. – 24 с.
3. Хабенихт Д. 10 христианских ценностей, о которых должен знать каждый ребенок. Изд. Источник жизни, 2009. – 448 с.
4. https://rg.ru.
5.https://www.perm.kp.ru/daily/26726/3753530/.
6.http://www.isras.ru.
7.https://www.gazeta.ru.