Костина А.И.
методист
МБУ «Дворец молодежи»,
г. Ноябрьск
Духовное наследие святого князя Владимира в патриотическом воспитании молодежи
В истории России Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, остался в памяти народной как собиратель земель и населяющих эти земли славянских народов. На киевском престоле он правил 37 лет. Во время своего правления принял христианство и в 988 году окрестил Русь, повелев «сокрушить идолы и храмы идольские до основания разрушить». Дружины во главе с подчиненными лично ему воеводами — посадниками в городах и землях Руси стали регулярной вооруженной силой, во многом способствовавшей централизации власти, созданию единого государства со столицей в Киеве. Так зачинались единые исторические, культурные, религиозные и воинские традиции и идеалы.
На протяжении многих веков Православие для Руси было и мировоззрением, и культурой, и философией, и педагогикой. Создание князем Владимиром, а затем и Ярославом Мудрым первых школ положило начало становлению систематического образования на Руси. В течение многих столетий в деле просвещения на Руси принципиальную роль играли монастыри, в них велось переписывание книг, из учёных монахов начало формироваться сословие профессиональных учителей, что, безусловно, свидетельствует о неразрывной связи просвещения в России с православной культурой.
И вот, прошло более тысячи лет. Смогли ли мы за этот долгий, очень долгий срок, сохранить и преумножить наследие святого равноапостольного князя Владимира? Попробуем ответить на этот вопрос.
Дело начатое князем Владимиром продолжается через тысячелетия. Лучшие военачальники опирались на нравственный авторитет Церкви и примеры её святых. Крепкая, здоровая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия. Прервать эту связь, подорвать эту основу, значит совершить преступление против русского народа.
Роль православия состоит в формировании духа защитника Отечества. А защищать Отечество приходится не только на поле брани. Интересы Отечества многократно приходилось отстаивать в тяжёлом противоборстве и в дипломатической, и в общественно-политической, и в экономической, и в научно-технической, и во многих других сферах. Совершённые при этом подвиги всегда основывались на духе защитника Веры и Отечества. Тем более это проявляется в нынешнее время, когда возникли совершенно новые способы и методы воздействий на целые народы.
Время напоминает нам о необходимости активной позиции граждан России по вопросам самоидентификации, сохранения преемственности и национального облика. Это требование времени особенно усугубляется в свете последних молодежных столкновений, имеющих и национальную подоплеку. Только уважение к своим национальным корням позволит большинству России сохранять твердость и национальное достоинство, а меньшинству - считаться с народом, даровавшим им свободу, мир и благополучие.
Многовековая история россиян свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильную державу. Патриотизм в России всегда был символом мужества, доблести и героизма, несгибаемой силы народа.
В настоящее время нарушилась преемственность поколений, в обществе наблюдается духовный вакуум, происходит переоценка ценностей. Этот вакуум заполняют различные экстремистские организации националистического, шовинистического характера. Они имеют печатные издания, свою идеологию, ценности. Все это используется для привлечения молодежи.
Подростки и молодежь относятся к категории граждан, наиболее остро воспринимающие патриотические чувства, т.к. находятся на таком этапе своего жизненного пути, когда восприимчивость личности ко всему новому – знаниям, опыту предшествующих поколений наиболее высока.
От детей, которые приходят к нам сегодня, завтра будет зависеть безопасность и благополучие государства.
Руководствуясь Государственной программой «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» Дворец молодежи проводит большую работу по воспитанию у подрастающего поколения любви, верности, гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.
Что понимают под «патриотизмом» подростки и молодежь? Для ответа на этот вопрос было проведено анкетирование, в котором приняло участие 120 воспитанников МБУ «Дворец молодежи». Объектом исследования явились воспитанники объединений по рукопашному бою, атлетической гимнастике, участники молодежного отряда правопорядка в возрасте от 12 до 18 лет.
Анализирую ответы воспитанников можно сделать следующие выводы: подавляющее большинство уверены, что патриотизм – это «прежде всего ответственность за судьбу своей страны, любовь к семье». Большинство респондентов (56%) на вопрос «Гордитесь ли Вы тем, что проживаете в России?» отвечают положительно. Около 35% молодых людей хотели бы уехать из страны, 51% респондентов считают, что служба в армии необходима и является выполнением гражданского долга. Во время беседы выявлены скудные знания о городах героях, событиях первой мировой войны.
На вопрос «Что значит по-настоящему любить свою Родину?» воспитанники затрудняются ответить. Это и понятно. Наряду с положительными примерами подростки и молодежь видят и слышат немало негативного. И это тоже Родина. Наша задача не заострять внимание на том, что есть в стране отрицательного, а настраивать воспитанников на то, чтобы они в будущем не совершали ошибок, были честными в делах, а не в словах.
Проанализировав существующие методы и формы организации гражданско-патриотического воспитания, мы выделили основные направления: военно-патриотическое, героико-патриотическое; национально-патриотическое; гражданско-патриотическое, интернационально-патриотическое.
По каждому направлению в учреждении проводятся соответствующие мероприятия.
Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование глубокого патриотического сознания, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение славных воинских традиций. В настоящее время это направление особенно актуально, так как резко упал престиж военных профессий, юноши не хотят служить в армии. По данному направлению в МБУ «Дворец молодежи» ежегодно проводятся: акция «Посылка Ямальскому солдату». В этой акции активно участвуют воспитанники, которые занимаются рукопашным боем. Посылки отправляются бывшим воспитанникам, которые были признаны в армию. А также круглый стол «В армии – служить почетно!» с допризывниками и с отслужившими в армии выпускниками; организовано участие в окружной патриотической акции «Служили наши земляки»; театральной постановке, посвященной Дню Победы «Письма с фронта»; городской акции «Парад победителей».
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать молодежи. Арсенал форм и методов работы в этом направлении велик. История – рядом с нами. Поэтому, организуя с детьми уроки мужества, встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, понимаешь, что это самый действенный метод воспитания. Один из уроков «Хоть война – не детское дело…» был посвящен детям войны, подвигу сверстников. Дети мало читают, поэтому такие мероприятия оказывают сильное эмоциональное воздействие. Митинг памяти, посвященный выводу советских войск из Афганистана; организация и проведение городской акции 22 июня «Мы помним»; "Дни воинской славы России"; участие в торжественном параде, посвященном Дню Победы, возложение венков к Вечному огню, конкурсах: молодых исполнителей патриотической песни «Дорогами поколений», окружном молодежном фестивале патриотической песни «Димитриевская суббота», Всероссийском фестивале-конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» в городе Москве.
Национально-патриотическое воспитание формирует в молодежи чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.
С этой целью проведены викторины "Мой край, Ямал!", конкурсно-игровой программы "Северные загадки", экскурсии в музей на краеведческие выставки, интерактивные площадки «Эх, не перевелись богатыри на Руси»; интерактивная игра "1150 лет зарождение Российской государственности".
Гражданско-патриотическое направление. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он всегда за все в ответе. По этому направлению ежегодно проходят акции: «Триколор», "Государственные символы России", «Георгиевская ленточка», посвященные Дню Государственного флага России «Символы величия России».
Воспитанники Дворца молодежи активно принимают участие во всероссийских, окружных, городских спортивных мероприятиях. Следят за успехами наших спортсменов, радуются победам, огорчаются проигрышам. Особенно любимы рукопашный бой, киокусинкай каратэ, спортивные танцы.
Во Дворце молодежи разработана и апробируется технология проведения интернет - конкурсов. Опыт тренера-преподавателя по рукопашному бою Караева Алика Джултаевича современный способ интеграции нескольких видов деятельности (в данном случае – спорт, история и информационные технологии), а так же форма повышения познавательной мотивации воспитанников. Данная технология отвечает современным требованиям активизации познавательной деятельности, радикально изменяет количество участников интеллектуальных состязаний.
В 2012-2013 годах в МБУ «Дворец молодежи»прошел Интернет - конкурс «Сыны России», посвященный Дню защитника Отечества. Целью Интернет - конкурса является выявление и поощрение наиболее одаренных воспитанников и их педагогов, повышение интереса к истории страны.
Интернационально-патриотическое направление. Россия – многонациональное государство, поэтому основной целью интернационального воспитания молодежи является привитие любви к своей культуре, истории, языку своего народа, народу с толерантным отношением к чужим культурам.
Второй год воспитанники участвуют в окружном конкурсе «Палитра» на самое дружное интернациональное объединение; круглые столы с представителями различных конфессий.
Мероприятия формируют у молодежи национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, чувство гордости за свою Родину и свой народ.
Как повысить эффективность мероприятий? Какими средствами поддерживать у молодежи интерес? Использовать новые технологии и методы проектов, нестандартные формы работы с молодёжью, видеоматериалы, интернет-ресурсы, проводить акции.
Подводя итог, нужно отметить, что работа по патриотическому воспитанию должна вестись постоянно. Специалисты по работе с молодежью, в свою очередь, на своем примере должны показать, что им не безразлично, какими станут его воспитанники, что происходит в стране, и что ожидает ее в будущем. Если дети, подростки и молодежь будет чувствовать и видеть, что их руководитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло.
Самое главное, что во Дворце молодежи собрались единомышленники. Понятие служения на благо отечества – для нас не пустой звук, - это кредо пройденного пути, а это значит, что есть надежда на победу.