Самое резкое, бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более и всегда ближе всего знаком со своим отечеством, а русский человек всего менее знаком именно с тем, что к нему ближе: со своей родиной и всем тем, что к ней относится
К. Д.Ушинский
Сейчас эти слова стали ещё более актуальны, чем прежде, поэтому в современном образовании всё более насущной становится проблема обеспечения исторической преемственности поколений, которая обеспечивает сохранение и развитие национальной культуры. События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность всё более заметной утраты нашим обществом традиционных ценностей России, основанных на православной культуре, а именно духовно-нравственного стержня личности. Глубокие социально-экономические преобразования в государстве привели к смене идеологических ориентаций, изменили нравственные ценности, усилилось влияние культа денег, насилия, власти, вседозволенности, безнаказанности. Появились и другие серьёзные проблемы: низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребёнка. Это также отрицательно сказывается на воспитании подрастающего поколения.
Подрастающему поколению свойственны такие качества, как повышенная агрессия, безнравственность, лень, бездуховность и распущенность. Алкоголизм, наркомания, преступность всё больше разрушают общество. Души искалечены, нанесён непоправимый вред здоровью нации. Чтобы вернуть утерянные обществом традиционные ценности в декабре 2014 года в Госдуме прошло обсуждение «Стратегии развития воспитания до 2025 года». Эта стратегия необходима для реализации положений закона «Об образовании», который был принят в 2012 году.
В стратегию вошло одно из основных направлений – духовно-нравственное развитие детей: «воспитание уважения к матери, отцу, учителю, старшему поколению, сверстникам, другим людям», развитие «коллективизма, солидарности, милосердия и сострадания».
Перед сотрудниками ГКУЯНАО «СРЦН «Гармония» в МО г. Ноябрьск» стоит задача первостепенного приоритета в образовании – это духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи. И мы прилагаем максимум усилий, чтобы воспитать прекрасные ценности личности.
Каков же духовный человек, в которого мы вкладываем любовь, милосердие, сострадание, долготерпение? Прежде всего: он интеллектуальный, владеющий родным языком, а также одним из иностранных языков, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, знает компьютер, ведёт здоровый образ жизни, гражданин и патриот, человек с сильным национальным характером; осознает ответственность за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа, знающий свою национальную культуру, свои истоки, свой родной язык, нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважающий детство и старость, осознающий ценности семейной жизни, в его душе всегда живут идеалы – мечта о совершенном.
У специалистов ГКУ ЯНАО «СРЦН «Гармония» в МО г. Ноябрьск» уже имеется с годами накопленный опыт по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи, однако обращение к опыту православной педагогики является особенно актуальным, потому что наше общество остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Целью просветительской работы в области духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи центра является повышение духовно-нравственного воспитания посредством приобщения воспитанников к основам православной культуры.
Перед нами стоят следующие задачи, которые заключаются в
ü формировании представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность милосердие);
ü ознакомлении воспитанников с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;
ü приобщении ребёнка к истокам православной культуры посредством сопричастия к церковным праздникам и восстановлением традиций народов России;
ü способности становления духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников;
ü содействии формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, духовно-нравственного содержания в повседневной жизни центра.
Для успешной реализации поставленных задач создана развивающая среда, обеспечивающая воспитанникам особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний средствами яркой образности и наглядности.
Оформлен Православный уголок. Здесь находится православная литература: «Библия для детей», «Евангелие в пересказе для детей»», «Новый Завет. Библейские рассказы», «Семейное чтение. Библейские истории», «История церкви для детей» и др., икона «Николая Чудотворца», «Матерь Божия», «Изображение чудотворной Коренно-Курской иконы».
Православный уголок
Мы сеем в души наших воспитанников это «разумное, доброе, вечное»,а Господь взращивает, и главный результат, на который мы нацелены - это жатва таких ценностей, как добро, совесть, милосердие, сострадание, правдолюбие, благочестие.
Работа по духовно-нравственному направлению подрастающего поколения проводится специалистами нашего учреждения во взаимодействии с представителями Храма и Мечети, ежегодно подписываются соглашения о взаимодействии с мусульманской организацией МАГЪРИФАТ и Храмом Архистратига Михаила, составляется план совместных мероприятий с представителями религиозных конфессий города на 2015 год.
Форма реализации духовно-нравственного направления: просмотр детских христианских фильмов на Библейскую тематику, беседы, чтение христианских рассказов, посещение Храма, Мечети, проведение христианских праздников, участие в конкурсе «Дорога к Храму», христианские конкурсы и выставки различного уровня, где дети с удовольствием реализуют себя, занятия на христианскую тематику: «Великая сила любви и красоты», «Светлый праздник Пасхи», «Рождество Христово», «О чём поёт колокол?», «Для чего нужны колокола?», «Христианское представление о любви», «Почитай отца и мать свою…», «Праздник Жатвы», ««Доброе дело и милосердие – основные правила христианской жизни».
Наш опыт работы показал: для того чтобы добиться хороших результатов в воспитании подрастающего поколения, в первую очередь необходима правильная организация жизни ребёнка, не ставить в центре внимания его обучение, а показать правильные ориентиры на пути его самореализации. Нравственность это не только правильные отношения с окружающими ему людьми, но в первую очередь это понимание смысла жизни и предназначение себя в обществе. Именно нравственность является показателем степени духовности Человека и Общества. И если в обществе считаётся «нормой» безнравственность, лень, бездуховность, распущенность, то, безусловно, наступает кризис семьи и её семейных ценностей. И в этом случае большая ответственность за свои поступки возложена на самого человека, на его нравственный выбор.
Наши воспитанники получают знания в области духовно-нравственного воспитания и могут дать правильную оценку своего поведения и поступков других людей, что очень важно в жизни каждого человека! И основная задача нашего коллектива в воспитании в данном направлении состоит в оказании помощи несовершеннолетнему в его выборе той или иной позиции, которая обеспечит в душе мир, покой, благоденствие.
Много ли, мало ли времени пройдёт, но с уверенностью можно сказать, что приобрести принципиально новый виток духовности, может общество, в котором сохранены духовные ценности и высший уровень православного развития нашего общества достигается исполнением Библейской заповеди: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».