Данный доклад представляет собой описание опыта духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания младших школьников средствами музейной педагогики, на примере реализации школьного проекта «Открытие школьного музея».
Духовно-нравственное развитие и воспитание являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь учащегося.
Воспитательная цель, заложенная в основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Школа № 6» – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника [2].
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального восприятия фактов и событий, и зависит этот процесс, прежде всего от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств, форм и методов воспитания.
В начальной школе одной из наиболее эффективных инновационных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей и компетенций учащегося, формированию навыков саморазвития и самообразования является проектно-исследовательская деятельность. В нашей школе она реализуется через проект «Открытие школьного музея» [1].
Сам по себе школьный музей как эффективная форма организации исследовательской деятельности в воспитательной работе с детьми – явление далеко не новое. Традиционно «музей» воспринимается как хранилище, демонстрационное место музейных предметов. Новизна нашего проекта состоит в том, что, мы перенесли акцент на сам процесс подготовки музейных предметов, предшествующий открытию новой музейной экспозиции.
Замысел создания проекта возник в тот момент, когда детям показали старинный предмет, и при ответе на вопрос «Что это?» у детей возникла потребность исследовать историю необычного предмета. Так под руководством педагогов, ребята занялись поисково-исследовательской деятельностью, в результате которой появился ученический мини-проект «Музейный предмет». Этот проект, на наш взгляд и по отзывам родителей, является одним из наиболее эффективных средств формирования ключевых компетенций, духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Основу мини-проекта составляет алгоритм проектных действий участника. В общем виде, это рекомендации по содержанию проектной деятельности с указанием формируемых компетенций (для педагогов). Для детей – это памятка, построенная с учётом возрастных особенностей учащихся, с ключевыми исследовательскими вопросами, доступными и понятными ребёнку. С помощью памятки школьник создаёт мини-проект, выполняет простейшие исследовательские действия: ищет информацию, извлекает интересные факты, сравнивает, описывает, оформляет результат.
С познавательной стороны вопроса, учащиеся изучают объект со всех сторон его жизни: определяют толкование названия, где и как используется и встречается в жизни людей, собирают сведения об особенностях объекта, истории его происхождения, в каких художественных произведениях упоминается, какими изобразительными средствами описывается.
Дети при помощи родителей и поддержке учителя в итоге поиска, сбора и обработки информации создают проектный продукт. Далее авторы в свободной творческой форме в виде информационно-иллюстрированного материала, проводят презентацию.
Проектная идея состоит в том, что в музейной комнате открывается новая экспозиция всякий раз, когда меняется музейная тематика, связанная с определённым образовательным событием. Так, в 2009 году в качестве подарка детей к юбилею школы состоялось открытие «Музея ремёсел». При этом школа решала свою педагогическую задачу – создать условия для предпрофильного воспитания младших школьников.
В 2010 году как результат подготовки детей к школьной ярмарке-выставке «Свистунья» открылся «Музей народного творчества». Учителями, в свою очередь, были созданы условия для творческой активности младших школьников через проведение социально значимой акции «Доброе сердце».
В 2011/12 учебном году мы провели школьное образовательное событие «Гостиная литературного героя». В связи с этим был открыт «Музей литературного героя». Параллельно мы решаем свою педагогическую задачу – разработка проекта «Читательская грамотность в школе 1 ступени».
Новую тематику на 2012 – 2014 годы определили такие знаменательные события, как «Год 100-летия В. И. Муравленко» и «Год истории». В музейной комнате школы была открыта экспозиция под названием «История города в лицах и событиях». Музейными предметами стали ученические мини-проекты: «Победа деда – моя победа», «Мой пример для подражания», «Служат наши земляки», «Родина для каждого из нас». Исследовательский материал проектных работ размещался на стенде под названием «Мои земляки. Когда жизнь подвиг и пример…».
Мы, педагоги, в это время решали вопрос патриотического воспитания школьников, активного привлечения родителей к жизни класса и школы, а также образовательную задачу – освоение проектных действий младшими школьниками. Стенд работает и на сегодняшний день. Смена стендового материала происходит по мере завершения и представления ученических мини-проектов.
В 2014/15 учебном году в рамках реализации школьного инновационного проекта «Музейный предмет» был реализован социальный проект «Бессмертный полк», посвященный 70-летию Великой Победы, включающий в себя детско-взрослые мини-проекты «Солдаты Великой войны», оформление стенда «Стена Памяти», Книга памяти. Основная идея проекта – формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся, сохранение преемственности поколений.
В ходе проекта «Бессмертный полк» школьники изучали исторические события и факты из биографии своих родственников, участников Великой Отечественной войне. Память о народных героях, о бессмертных подвигах солдата в Великой Отечественной войне нашла своё отражение в книге памяти «Бессмертный полк», оформлен патриотический стенд «Стена памяти». В рамках данного проекта состоялись следующие мероприятия:
· Конкурс сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войны», проведённый с целью формирования патриотического воспитания подрастающего поколения, развития детской исследовательской, познавательной, литературной деятельности (27 учащихся).
· Акция «Знамя Победы» (нанесение надписи с помощью трафарета на копию Знамени Победы), которая была призвана напомнить всем людям о героическом прошлом отцов и дедов, воздать им почести и ещё раз сказать спасибо за мирное небо над головой (45 учащихся, 6 педагогов, 2 родителя).
· Почётный караул у Знамени Победы «Вахта памяти». В ученических коллективах были проведены классные часы, на которых ребята самостоятельно выбрали одноклассников, имеющих достижения в учёбе, спорте, активистов школы для несения почётного караула у знамени (120 учащихся).
· Шествие «Бессмертный полк». Ученики, родители, работники школы приняли участие в крупномасштабном шествии «Бессмертный полк» (100% участие) с выносом портретов своих родственников-участников Великой Отечественной войны (22 портрета +19 фамильных).
· Акция «70 секунд тишины». В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне ребята, родители и работники школы на школьном дворе запустили воздушные шары в знак памяти о погибших (100%).
· Музейный урок «Есть такая профессия – Родину защищать!». На Ямале 2015 год объявлен «Годом защитника Отечества». Побывав на уроке в музее, ребята продолжили свое знакомство с родами войск Российской армии и их основными задачами. Важное, что усвоили дети, это то, что защита нашей Родины – повседневная, ответственная и напряжённая работа, от качества выполнения которой зависит мир в нашей стране (43 учащихся).
Все выше перечисленные мероприятия, позволили младшим школьникам узнать о наиболее значимых страницах истории страны, своей семьи, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.
Выполнение мини-проекта создаёт для каждого ученика развивающие условия освоения и реализации простейших проектных действий, которые помогают в самоорганизации учебной деятельности, учат ясно ставить цель, планировать, искать средства и способы её воплощения, двигаться вперед. Являясь одновременно «исполнителями», «искателями», «разработчиками», «дизайнерами» и «риторами», дети проживают социально значимые роли, а с ними и взрослые включаются в исследовательскую работу в качестве «проводников», «тренеров», «консультантов», «организаторов», «советников». В реально полезном деле, рождаются новые формы общения, сотрудничества взрослых и детей. На основе объединения интересов формируется толерантность, что значимо для нашей школы с контингентом учащихся двадцати одной национальности.
Эффекты для родителей – возможность увидеть реальные достижения ребенка, совместно поучаствовать в интересном, творческом проекте. Эффекты для педагогов – это технологический способ формирования проектных действий, ключевых компетенций, условия для организации внеурочной деятельности (экскурсий, мероприятий, презентаций).
На сегодняшний день в фонде музейной комнаты 36 музейных предметов, с сертификатами из них 30, но наша музейная комната не хранилище, все творческие проекты о музейных предметах востребованы и работают на успех детей-авторов. Ребята представляют свои работы на выставках в дни открытых дверей для родителей, воспитанников детских садов, на городской конференции младших школьников, отправляют на конкурсы разного уровня. Например, на городской научной конференции «Малая Академия» в 2009 году был представлен мини-проект «Лапти», проект был удостоен дипломом 3 степени, на Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку» этот проект занял 1 место. В 2012 году на Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку» мини-проект «Керосиновая лампа», был отмечен дипломом 2 степени. В 2014 году исследовательская работа «Ложка» на городской научной конференции «Малая Академия» была награждена дипломом 2 степени. В 2015 году социальный проект «Бессмертный полк» на Всероссийском конкурсе, с международным участием «Победный май! Великий май!», занял 1 место.
Защита музейного предмета – особо важный и ответственный момент. Предмет, который исследовали дети, становится «Музейным предметом» только тогда, когда к нему прилагается история его жизни, представленная в ученическом мини-проекте.
Оценка проектного продукта осуществляется Музейным Советом, в состав которого входят представители ученической, родительской и педагогической общественности. Эксперты изучают объективность, полноту и достоверность информации о предмете, обозначают его музейную ценность, в соответствии с утвержденными критериями. Решением Совета предмету присваивается статус «музейного предмета». Авторам проекта выдается авторское свидетельство. На каждый музейный предмет оформляется музейная карточка-сертификат, которая становится единицей каталога музейного фонда.
Восемь лет работы проекта «Открытие школьного музея» подтвердили, что начальные основы проектирования доступны младшим школьникам. Проектная деятельность позволяет им знакомиться с материалом, выходящим за пределы учебной программы, использовать информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и с привлечением Интернет-ресурсов. Младшие школьники не только осваивают технологию создания проекта, но активно упражняются в работе с письменным и устным текстом, совершенствуются в оформительском деле. Самостоятельное создание мультфильмов поднимает самооценку учащихся, способствует формированию новых отношений с педагогом и одноклассниками, раскрывает, развивает и реализовывает творческий потенциал личности учащихся. Защита проекта для младших школьников - важный и нужный опыт публичных выступлений.
Число новых предложений постоянно увеличивается, разрабатываются интерактивные занятия, мультимедийные программы, ролевые и интеллектуальные игры. Накопленный за время реализации проекта опыт, даёт возможность разрабатывать новые предложения таким образом, чтобы они легко воспринимались как младшими школьниками, так и широкой аудиторией.
Накопленный за время реализации проекта опыт, публичные презентации ребятами своих мини-проектов, экскурсии, проводимые ребятами в музейной комнате для сверстников, родителей и гостей, способствуют увеличению числа детей, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Происходит не только количественное, но и качественное совершенствование детских работ. При поддержке педагогов и помощи родителей ребята становятся инициаторами и разработчиками интерактивных занятий, мультимедийных программ, ролевых и интеллектуальных игр.
Таким образом, «музейная комната» переросла рамки внутришкольного пространства, и недавно ребята вышли с инициативой по расширению возможностей школьного музея как территории, доступной для всех социальных групп города.
Список литературы
1. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования». М. №3. – 2013.