Г. Песталоцци
Проблема сиротства существует, пожалуй, столько же, сколько существует человечество. Однако в конце XX века сиротство обрело новое лицо. Ненужные никому дети, не знавшие ласки материнских рук, заботливой опеки отца. Раньше их называли беспризорниками, сегодня – социальными сиротами. Среди общего количества детей-сирот их подавляющее большинство.
Социальные сироты – особая категория детей. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. В результате в детских домах оказался сосредоточен весьма специфический контингент детей, которые отличаются отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, - с одной стороны, а с другой стороны ярко выраженным депривационным[1] синдромом. У таких детей наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни в детском доме и тем самым как бы заменяющих ему личность, в результате чего личность оказывается не сформированной или слабо сформированной.
Воспитание духовно-нравственного человека – это воспитание не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества, в котором предстоит жить, использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью. В настоящее время это не просто. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. К большому сожалению, первые уроки безнравственности большинство наших воспитанников получают в семье. Дети, воспитание которых возложено на плечи детского дома, не имеют кровной семьи и лишены родительской любви и заботы, а следовательно не имеют перед собой примера духовно -нравственных семейных отношений. Та часть жизни, которую они прожили до поступления в детский дом, в условиях асоциальной семьи приводит к негативным последствиям в развитии их нравственности.
Именно личностно-ориентированный подход является эффективным в организации процесса духовно - нравственного воспитания в детском доме, так как он подразумевает индивидуальный подход к воспитаннику как личности с пониманием её как системы, определяющей все другие психические явления.
Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Он полагал, что центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. А также Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственность можно вырабатывать в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Он считал, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.
Следует отметить, что понимание «нравственность» можно рассматривать как «благонравие, согласие с абсолютными законами правды, достоинство человека, долг, честь, чистая совесть гражданина» (В.И. Даль). Пути и методы формирования нравственно ориентированной личности воспитанника многообразны, они обусловлены социально-педагогическими условиями, закономерностями, принципами.
Воспитание духовно-нравственных установок ребенка сироты через личностно-ориентированную технологию воспитания – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребёнка.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы детского дома в воспитании духовно – нравственной личности являются: добро, доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив, воздержание, сила души, взаимопомощь, милосердие, послушание, честность, порядочность, родная природа, родная школа, семья. Необходимо, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в семье (группе), детском доме, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка.
Картины на православную тематику, вышитые руками детей, неоднократно занимали призовые места в конкурсах различных уровней.
Так, воспитанники детского дома вместе с педагогами принимают участие в городском конкурсе-выставке детского художественно-прикладного творчества «Дорога к Храму», который проводится в нашем городе много лет подряд и помогает возродить у подрастающего поколения интерес к историческому и духовному наследию России, а также приобщить молодежь к нравственным идеям христианства.
Участвуя в окружном конкурсе творческих работ «Красота божьего мира», приуроченного к 1000-летию представления святого равноапостольного Князя Владимира, в номинации декоративно-прикладное творчество две наши воспитанницы с работами «Красота божьего мира» и «Матерь Божья» заняли первое и второе места.
Жители города Ноябрьска смогли познакомиться с творчеством наших воспитанников, работы которых были выставлены в храме Преподобного Серафима Саровского и радовали людей в течение всей Пасхальной недели.
Воспитанники детского дома не живут изолировано от социального окружения, поэтому вся работа организуется в тесном контакте с различными городскими структурами. В плане духовно-нравственного воспитания детей поддерживается тесная связь с Православной гимназией.
Встречи и беседы со священнослужителями храма Архистратига Божия Михаила, с воспитанниками Православной гимназии позволяют нам воспитывать у ребят лучшие нравственные качества: гуманизм, гражданственность, милосердие, благородство. Знакомство воспитанников с культурой Православия позволяет формировать у детей систему нравственных норм и заповедей. Этому способствует посещение детьми храма, принятие крещения, празднование православных праздников, разучивание молитв и песнопений, участие в православных городских и детдомовских мероприятиях.
«Праздник постного стола», приуроченный к Дню Памяти Пресвятого Николая Чудотворца стал одним из значимых событий для воспитанников детского дома. Ребята узнают о Великом посте, о его продолжительности и главном предназначении для верующих: подготовке к встрече великого праздника – Светлого Христова Воскресенья. Во время Великого поста огромное внимание каждый верующий человек должен уделить своему душевному очищению и духовному развитию.
Стали традиционными и поздравления детей детского дома с Рождеством Христовым воспитанниками Православной гимназии. Гимназисты приходят в гости с новыми рождественскими песнями, разыгрывают сценки, посвященные празднику. Не остаются в стороне и наши воспитанники. Ребята вместе с воспитателями украшают семьи к Рождеству, разучивают колядные песни, праздничные игры и гадания.
В детском доме стало хорошей традицией 19 января в день Крещения Господня посещать озеро «Ханто» и погружаться в купель, совершать омовение. На Руси издревле считалось, что купание на Крещение способствует исцелению от различных недугов. Старшие воспитанники, выпускники, педагоги детского дома активно принимают участие в купании и, получая массу эмоций и удовольствия, приобщаются к традициям Православия. В крещенские праздники проходит традиционная встреча с воспитанниками Православной гимназии, где под руководством педагогов Православной гимназии ребята знакомятся с истоками возникновения празднования Крещения Господня, смотрят и обсуждают фрагменты фильмов, посвященных празднику.
В этом году по приглашению руководителя Православной гимназии воспитанники детского дома посетили городские народные гуляния «Масленица» на территории Центра духовно-нравственного воспитания, приняли активное участие в проводах зимы.
Одним из самых знаменательных событий является ежегодное посещение Храма Архистратига Божия Михаила в праздник Светлого Христового Воскресения. Выстроившись стройными рядами, дети и взрослые ждут освящения пасхальных символов. Читая молитву, священнослужитель окропляет всех святой водой и напоминает, что принеся в Храм продукты для освящения, ребята, как и все православные люди, должны просить Божьей помощи в трудах своих, в учении и послушании. Что в этот день нужно радоваться и радовать других, нельзя сквернословить, ругаться, ссориться, драться.
Нужно простить все обиды и не совершать недостойных поступков. Продолжением празднования Светлого Христового Воскресения является ежегодный конкурс детского дома на лучшую Пасхальную выставку. Готовясь к Пасхе, ребята и взрослые красят и расписывают яйца, готовят творожные пасхи, пекут куличи, оригинальное песочное печенье в виде зайчиков, барашек и жаворонков. В семьях(группах) украшают помещения рисунками, оригинальными икебанами, аппликациями, вышивками из бисера и мулине. Через совместное творчество воспитанников и педагогов идет приобщение к духовному наследию православных традиций.
Украшением такого большого мероприятия в этом году традиционно явилось участие воспитанников Православной гимназии в празднике. Ребята подготовили для воспитанников детского дома спектакль «Мудрый царь». Зрители с интересом и любопытством следили за развитием событий. Милосердие, добропорядочность, сострадание, терпение, любовь – вот те качества, которыми должен обладать верующий человек. Именно эти добродетели красной нитью прослеживались на протяжении всего спектакля.
В Праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялась очередная встреча воспитанников детского дома с воспитанниками Православной гимназии. Священнослужитель отслужил молебен в честь начала учебного года, а гимназисты рассказали воспитанникам о Празднике Рождества Пресвятой Богородицы, показали мультипликационный фильм о том далёком времени.
Проведение таких встреч необходимо, потому что они закладывают у детей - сирот основы человеколюбия, доброты, сострадания.
В ходе знакомства с православной культурой, обычаями, традициями у старших воспитанников меняется взгляд на человеческие ценности, уходят такие отрицательные проявления как иждивенчество, недоверие к людям, появляется желание и самим отдать частицу душевной теплоты нуждающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию людям.
Воспитанники начинают активнее участвовать в различных благотворительных акциях, формирующих умение проявлять заботу о других людях, сострадать, понимать.
В тепличных условиях детского дома, где о детях заботится целый коллектив профессиональных педагогов, обувают, одевают, кормят, оказывают медицинскую помощь, готовят вместе с ними уроки, стирают, убирают, легко сформировать потребительство, иждивенчество, равнодушие у детей, воспитанием которых до детского дома никто не занимался.
Поэтому необходимо всю работу выстроить так, чтобы у воспитанников была возможность проявить сострадание, оказать хоть маленькую помощь, поддержать людей, попавших в беду.
В такие моменты у ребят формируется чувство духовной близости с людьми, приходит понимание того, что не только тебе кто-то должен помогать, но и ты можешь проявить заботу и сострадание.
Покидая стены родного детского дома, многие выпускники организуют свою самостоятельную жизнь в лучших традициях православия: создают семьи, закрепляя узы официального брака венчанием в храме, проводят обряд крещения новорожденных детей, становятся прихожанами церкви, отмечают православные праздники.
Из стен детского дома в самостоятельную жизнь вышли 91 выпускник, создали свои семьи 58 человек, у них родилось 72 ребенка, своих детей наши воспитанники воспитывают сами, нет повторного сиротства.
Успешность устройства в самостоятельной жизни наших детей составляет 94 %.
В заключение можно сказать, что реально изменить поведение воспитанника детского дома в позитивную сторону невозможно лишь путем сообщения ему информации об одобряемых нормах поведения.
Совершенно ясно, к формированию духовно - нравственных качеств личности воспитанника нужно подходить с любовью и с пониманием. Умный и добрый педагог может организовать с ребенком тесные доверительные отношения, обеспечивающие глубокое удовлетворение социальных потребностей ребенка и его гармоничное развитие. Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, что работа по формированию духовно-нравственной сферы воспитанников детского дома должна быть правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий.
Библиография
1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания [Текст] – М.: Просвещение, 1990.
2. Селевко Г. Воспитательная технология [Текст] – М.: Народное образование, № 1, 2000.
3. Щуркова Н.Е., доктор педагогических наук. Практикум по педагогической технологии [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.
4. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание [Текст] – М., 1995.
5. Соколова А. Журнал Воспитание школьников. № 8, 2004.
[1] Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.