Нравственная сила, как и мысль, безгранична.
О. Бальзак
Воспитание духовно-нравственных качеств должно осуществляться спервых шагов ребёнка в школе. Именно поэтому особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений. Ученикам начальных классов нравственность пока еще не свойственна, они смотрят на жизнь с точки зрения «нравится-не нравится», и, к сожалению, далеко не все, взрослея, становятся нравственно воспитанными людьми. Они стремятся поступать в соответствии с требованиями принятых норм, о которых узнают от взрослых. У младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляются чувства сопереживания, товарищества, ответственности за класс. Школа вынуждена найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие убедительно показать детям непреходящий характер «вечных ценностей» и идеалов человека.
Духовно-нравственное воспитание школьника является важнейшими частями социализации личности в условиях стремительно развивающегося общества, постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения уделяет внимание личностным результатам ученика:
- формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности; формированию ценностей многонационального российского общества; становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».
Для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание родного языка.
Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы.
Как же мы можем формировать духовно-нравственные качества младших школьников на уроках русского языка?
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, изучаемых на уроках русского языка и литературного чтения. Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) сегодня ставит перед учителем, осуществляющим преподавание курса родного языка в начальной школе, важный вопрос: «Как добиться, чтобы младший школьник воспринимал уроки родного языка как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»?
Духовное начало человека коренится в «даре слова», языковой способности как «силе, делающей человека человеком» (В.Гумбольдт). Слово воздействует не только на сознание но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, познакомиться с нормами поведения.
Роль русского языка в осуществлении обществом воспитательной функции раскрывается нами через характеристику общения как способа внесения коррективов в образ мира собеседника, в связи с чем рассматриваются основные языковые функции. В реализации коммуникативной функции язык способствует преемственности поколений в социально-культурном опыте, саморегуляции общества. Являясь «системой ориентиров» (А.А.Леонтьев) в диалоге человека с миром, язык несет в себе не только знание о мире, но и отношение к нему, выполняя наряду с познавательной аксиологическую функцию. На основе национально-культурной функции языка в ценностно-окрашенном образе мира отражаются особенности духовного опыта народа, что обусловливает вместе с тем этноконсолидирующую функцию языка. Поэтическая функция, реализуемая языком художественной литературы, позволяет управлять появлением в читательском восприятии представлений и переживаний (Н.И. Жинкин).
Воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета основывается на реализации последним предусмотренных в содержании образования видов деятельности. Этому должна способствовать теоретико-методическая система по обеспечению воспитательной функции русского языка как учебного предмета:
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Большое значение в языковом развитии учащихся имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. Пословицы – краткая мудрость народа. Они помогают оценить детям свои поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде, трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика. Изучая былину «Ильины три поездочки » в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого. При изучении данной темы учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя (Например, Даниила, Анастасия и т д). Дети с удовольствием выполняли такие задания. Много интересного о прошлом учащиеся узнают от бабушек и дедушек, учатся у них многому полезному в жизни, именно они помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Средством решения указанных задач выступает возвращение в начальный курс литературного чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как «Бог правду любит», «Кто добро творит, того Бог благословит»), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, «слов»), несущих, по выражению Д. С. Лихачева, «этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный», и отечественной духовной поэзии, произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф. И. Тютчев).
В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. Пословицы – блистательно проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.
Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы.
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это советы и пожелания, нравоучения и философские обобщения, суждения и просто советы. В них до сих пор живет память об исторических событиях давно минувших дней – «Незваный гость хуже татарина», «Пропал, как швед под Полтавой», и сравнительно недавних, во время Великой Отечественной войны облетел все фронты афоризм политрука-панфиловца Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»
Пословицы – это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся. Они приходят в нашу речь и из литературных источников. Достаточно вспомнить афоризмы И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина («Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «Служить бы рад – прислуживаться тошно», «Не пропадет ваш скорбный труд» и др.), которые прочно вошли в разговорный обиход.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каково семя, таково и племя», «Живет в хлеву, а кашляет по – горничному», «Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело как она его ела», «У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках» и многие другие, которые можно успешно использовать в курсе, посвященном нравственному воспитанию путем приобщения к Православной культуре.
Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:
- приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
- помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;
- способствует их укоренению в детском уме и сердце;
- вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
- даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
- способствует восприятию интереса к отечественной истории;
- воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
- вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
- способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;
- создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Отбирая материал к различным урокам можно использовать наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, метод наглядно-практического воздействия – пример, а также подбор тематических текстов, которые несли бы в себе воспитательную направленность. Очень ценным материалом в деле воспитания сильных личностей, с высокими моральными ценностями является проект «Нравственное воспитание», в котором содержится 24 видеосюжета (автор: Д. Тарасов). Благодаря данному проекту дети научатся быть самостоятельными и организованными, прилежными и старательными. Ребята познакомятся с такими понятиями как «добро» и «зло», «дружба», «настроение». Видеосюжеты в шуточной форме объяснят, почему обманывать – это не красиво, спорить – это глупо, а драться – плохо.
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, и влияет на их поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
2. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
3. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа.
4. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
5.Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию. При изучении произведении Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» перед чтением рассказа учитель рассказывает «Историю без конца» (Л.Прунцовой) о Маше и её маме, котором раскрывается важность уважительного и заботливого отношения к маме, вызывает чувства жалости к маме, желание проявить чуткость к родителям.
Таким образом, решается воспитательная задача и идёт эмоциональный настрой учащегося к восприятию художественного произведения.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования.
Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Учитель не должен упускать из виду ни один неправильный поступок ребёнка. Необходимо сразу разъяснить ошибку в поступке ученика, разъяснить ему, что так делать нельзя. Разъяснение может применяться в коллективной форме или индивидуальной, в зависимости от ситуации.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Метод внушения может использоваться на всех уроках. Главное, учитель должен сам верить в то, что внушает.
Например, разъяснение значения специально подобранного слова с сопутствующим внушением и примером из художественной литературы об отрицательном чувстве – зависти на уроке русского языка в 4классе при изучении спряжения глаголов. На доске слово «завидовать», нужно определить его спряжение. Но сначала учитель интересуется, что означает это слово. После ответов детей идёт разъяснение учителя:
«Слово «зависть» исторически родственно глаголу «видеть». «Завидовать» - «видеть за…», тут можно продолжить и сказать, например, так: «видеть за забором соседа», т.е. обращать внимание на скрытую жизнь другого человека. В обществе выработалось отрицательное отношение к зависти. Но мы боимся признаться себе в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь это значит согласиться, что другой человек лучше, интереснее и удачливее, чем ты. А разве ты не яркая индивидуальность, разве в тебе нет достоинств? Завистливый человек пытается свалит вину за все беды на кого-то другого. Не удивительно, что окружающим людям становится сложнее и сложнее общаться с завистниками, т.к. завистник становится злым, раздражительным. Как старуха из сказки Пушкина «о рыбаке и рыбке». До чего старуха завидовала, что осталась у разбитого корыта. Кроме зависти в жизни есть противоположное понятие (антоним) – восхищение – это радость за чужие победы и достижения. Искренне радоваться чужим успехам может не каждый. На это способны только лишь добрые и великодушные люди. Давайте определим спряжение глаголов: завидовать, восхищаться. Составьте предложение с понравившемся глаголом.»
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя предполагающий участие обеих сторон - учителя и учеников. Учитель выслушивает и учитывает забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения учителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, учащиеся слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту детей. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения –нравственности, объективности, справедливости, культуры общения.
Итак, нравственность – наивысшая мера человечности и наша обязанность – воспитать это в детях. Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Список литературы:
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание//Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 117-120.
2. Л. Н. Толстой, «Путь жизни»//Педагогика. – 1910. – С. 304.
3. Духовно-нравственное воспитание школьников/Игнатьева Е. Е. – /Воспитание школьника. – 2010.
4. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе/ Воспитание школьника, № 2 – 2012.
5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса – М., 1993.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М.: Просвещение, 2011.
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение 1995, с. 478.
8. К. Д. Ушинский, Человек как предмет воспитания. М.: Педагогика, 1973. – 350 с.