Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовный и политический путь к...

Духовный и политический путь князя Владимира


Рылова Н. А.
учитель русского языка и литературы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»
г. Ноябрьск

Рылова Н. А.,

учитель русского языка и литературы.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением иностранных языков»

муниципального образования город Ноябрьск

 

Духовный и политический путь князя Владимира

       24 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх Алексий II в своём докладе отметил, что это день памяти равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, поправшего идолов. Патриарх обратил внимание верующих на то, что этот день необходимо отмечать как великий праздник.

       Это не случайно. Заслуги князя Владимира перед Отечеством огромны. Чтобы вывести страну на качественно иной уровень на политической арене и в духовной жизни, Владимиру пришлось самому пройти сложный путь духовного роста. Преодолеть гнев, который привел его на престол кровавыми путями, преодолеть собственные блудные помыслы и остановить собственные блудные деяния, преодолеть сомнение при выборе веры.

       Стержнем понятия духовности является социальный идеал, формирующий систему ценностей человека. Социальный идеал говорит о том, для человек живет, что для него "превыше всего". Что же было социальным идеалом князя Владимира? Несомненно, радение о благе Отечества и народа. Владимир продолжил дело княгини Ольги по собиранию русских земель, укреплял границы Руси. Был великим полководцем, но отказался от завоевания соседних независимых государств, заключив с ними мирный договор. По свидетельству летописей, старался превзойти щедростью самого Соломона. Помогал всем нуждающимся, заботился о дружине. В конце своего жизненного пути Владимир раскаялся, что грешил, будучи язычником, и возблагодарил Господа за то, что просветил его Крещением и помог обрести спасение. И, самое главное, - Владимир стал крестителем Руси.

       Принятие единой религии было необходимо для усиления государства, возвышения его роли на политической арене. Думаю, что с этой задачей могли справиться и магометанская вера, и иудаизм также. В выборе веры князь Владимир Красно Солнышко душевно совпал со всем русским народом, поэтому и получил самое ласковое прозвище, стал героем былинного эпоса. Почему? Размышляя над этим вопросом при изучении былинного эпоса, ученики говорят, что отличительной чертой русского национального характера является стремление к добру, справедливости, красоте. Именно по красоте обряда и выбирал Владимир веру. При изучении на уроках литературы романа Ивана Сергеевича Шмелева "Лето Господне" обращаем внимание детей на то, как автор произведения во всей полноте отразил красоту православных обрядов, передающую великолепие и благодать Божьего мира. Ученики отмечают, что маленький герой Шмелева воспринимает первые три дня страстной недели в темно-красных тонах. "Пурпурный, пунцовый и алый символизируют в его понимании смерть и великую печаль. Последующие дни окрашены в малиновые, розовые и золотистые тона, символизирующие жизнь, покой и теплоту". [1] "Праздник Троицы - это яркие оттенки зеленого цвета: изумрудного, малахитового, травяного". [1] В ходе анализа произведения учащиеся приходят к выводу, что герой романа "Лето Господне" ощущает полное единение с природой, с окружающими людьми, со всем миром - именно через православное миропонимание.

В нашем языке есть понятие "соборности" - это "внутреннее единение людей на основе общности духа".[1] Соборность заключена в самом русском менталитете, национальном характере. Говорят: "На миру и смерть красна". Всем миром русские защищают Родину, у Толстого в "Войне и мире" простой солдат говорит: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва". [2]  Константин Симонов в стихотворении "Ты помнишь, Алеша, дороги  Смоленщины" говорит о русском братстве и единении в самую тяжелую годину Великой Отечественной войны:

 

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

[3. курсив мой] 

На классных часах учащиеся, рассуждая о нравственных ценностях, приходят к выводу, что именно православная церковь всегда помогала людям противостоять жестокости, насилию, всегда стояла на стороне добра. Для моих учеников стало “открытием”, что неверующий "железный" руководитель страны Сталин согласился тайно обнести иконой Казанской Божьей матери Москву и Ленинград.

Сегодня у современного общества немало проблем. Оно погрязло в пороках. Оправдывая свои греховные поступки и помыслы, человек трубит о свободе выбора и личности, не понимая, что наоборот - попадает в страшную зависимость от греха. А между тем единственно верный выбор Русью был сделан давно с помощью князя Владимира.

На уроках литературы изучению жизни и политической деятельностью Владимира стараюсь уделять особое внимание, так как русская классическая литература несет православные ценности. При рассмотрении былинного наследия на уроках литературы в 7 классе дается культурологический комментарий о князе Владимире, чтобы учащимся было понятно, почему именно Владимир стал героем былин героического эпоса.  Почему в былинах Киевского цикла присутствует упоминание Киева или князя, хотя действие не связано с Киевом или поручением Владимира.

       Осмысливая духовный и политический путь князя Владимира, некоторые ученики задумываются и о том, что современным руководителям различных государств есть у кого и чему поучиться в своем нелегком деле и в жизни вообще. Только помня о духовном и патриотическом подвиге своих святых предшественников: Александра Невского, Николая второго, равноапостольного князя Владимира, нынешние руководители государства добьются успеха на пути народосбережения, сохранят Россию для потомков.

Список литературы.

1.    Крылова Л. А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе. – Петропавловск: Северо-Казахстанский университет, 1999.

2.    Толстой Л.Н. Война и мир. Роман. В 2 кн. Кн.2. Т. 3,4/Л.Н. Толстой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 20003. Стр. 190.

3.    К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»/ Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013. Стр. 54.

4.    Рыжов К.В. Энциклопедия Российской государственности. От язычества к империи/К.В. Рыжов. – М.: Вече, 2008.

5.    Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1 От былин и летописей до классики XIX века. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.

6.    Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 1995.

7.    Энциклопедия для детей. Т. 40. Россия: Православие. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт