Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовный потенциал русской опе...

Духовный потенциал русской оперы (на примере творчества Николая Андреевича Римского–Корсакова)


Самкова Майя Юрьевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБУ ДО «ДШИ им. С.В. Рахманинова»
г. Новый Уренгой

Самкова Майя Юрьевна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,
МБУ ДО «ДШИ им. С.В. Рахманинова»
город Новый Уренгой

Статья «Духовный потенциал русской оперы (на примере музыки Н.А. Римского – Корсакова)» посвящена проблемам духовного воспитания подрастающего поколения средствами искусства. Музыка рассматривается как одно из ведущих средств воздействия на процесс становления нравственных качеств обучающихся.

Особо акцентируется огромный воспитательный потенциал русской оперной музыки. На примере оперного творчества великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова рассматриваются духовные традиции этого жанра в отечественной музыкальной культуре.

Как лейтмотив оперного наследия композитора определяется тема всеединства, соборности. Она широко представлена в множестве произведений великого мастера. Приводятся конкретные примеры претворения этой темы в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже». Прослеживается эволюция взгляда композитора на проблему соборности и её различные трактовки в оперных творениях Римского – Корсакова.

В заключении утверждается мысль о необходимости знакомства и изучения шедевров русской оперной музыки в связи с её огромным духовным воспитательным потенциалом.

Современная социально-культурная ситуация ставит перед художественным образованием новые задачи. Довлеющая идея власти примитивного материального богатства разрушает духовную составляющую. Изменения в системе ценностей обусловлены экономическими кризисами. На психику детей влияют и неблагополучная экологическая ситуация, в том числе огромное количество вредных для здоровья шумов, и другие причины социального порядка. Тем более очевидной становится необходимость совершенствования и обновления практики духовно – нравственного воспитания средствами художественного образования.

Проблемы воспитания средствами искусства разработаны отечественными и зарубежными педагогами, психологами, искусствоведами. Основой теории и методики художественного воспитания детей являются фундаментальные научные труды Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,
А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Всех исследователей объединяет та точка зрения, что одной из главных задач художественного образования является духовное воспитание обучающихся средствами искусства, в том числе и музыкой, посредством воздействия на процесс становления нравственных качеств, нравственных идеалов.

«Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы» [14, 202-204].

Огромный воспитательный потенциал содержится в русской оперной музыке.  В контексте развития духовной культуры русская опера особым образом раскрывает особенности видения и «прочтения» мира и может служить своеобразным ориентиром в его освоении.

Патриотизм можно назвать главным фактором популярности русской оперы, её смысловой и культурной парадигмой. Восприняв национальное историко – культурное начало, «внесшее в оперу «вечные» проблемы и вопросы русской истории, философии и литературы, опера становится образной моделью культурной памяти русской нации» [21]. Знакомство с выдающимися образцами русской оперы влияет на формирование собственно нравственной сферы обучающихся. Не только эстетические, но и нравственные чувства – любовь к людям, совесть, благоговение перед святыней развиваются в процессе изучения опер. Как сильное средство эмоционального воздействия, оперная музыка способна усилить впечатление тех или иных событий, сделать более явным и глубоким осмысление нравственной стороны музыкального произведения. События, разворачивающиеся в оперном спектакле, способны пробудить в душах детей чувство сострадания, стремление свершить доброе дело, пожалеть, приласкать, помочь тому, кто в этом нуждается, а также учиться быть внимательным к окружающему миру и людям, занимать активную и действенную, ориентированную на служение, а не потребление жизненную позицию.

Приобщение к русской опере способно:

·            дать обучающимся знание истории и истоков культуры своей страны;

·            помочь обратиться к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине;

·            способствовать развитию чувства любви и сострадания к людям;

·            внимательному и бережному отношению к природе;

·            воспитывать чувство красоты, гармонии;

·            пополнить слуховое восприятие новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки;

·            помочь соприкоснутся с вечными нравственными истинами» [5;6].

Несмотря на светский характер, обусловленный спецификой жанра, русская опера содержит огромный духовный потенциал. Размышляя о соотношении и взаимосвязи светской и духовной музыки, профессор В.В. Медушевский утверждает, что светская музыка обретает силы, когда припадает к духовным истокам.

Духовные образы естественно входили в произведения русских композиторов. Несущие нравственную чистоту, внутренний покой и гармонию они нередко противопоставлялись суете и мятежности окружающего мира. Такие образы мы находим практически у всех выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, С. Танеева, Н. Мясковского,
Г. Свиридова и др.

Профессор В.В. Медушевский описывает такой случай: «Моя четырехлетняя внучка, услышав первые звуки «Майской ночи» Римского-Корсакова, воскликнула: Какая русская музыка! Я удивился: Откуда ты знаешь, что такое русская? Ты ведь никогда и русской песни не слышала. В ответ получил назидание: Взрослые этого могут не знать. Дети – они это чувствуют». На вопрос, заданный через полтора года о том, «в чём же это русское начало в музыке, которая ей так понравилась», девочка ответила: «Она добрая». «Вот ключ к тайне особого осветляющего действия русской музыки, которое заметили японские педагоги. Этот ключ – воспитанная православием неотъемлемость красоты от духовно-нравственного начала… В русском миноре чувствуется эта сострадательность русской души. Но разве мажорная русская музыка с меньшей мягкостью и добротой возводит душу к свету? Что можно сказать против «Рассвета на Москве-реке» Мусоргского?» [12, с.218].

Обращаясь к православной культуре, к историческим русским сюжетам, отечественные композиторы в опере показывали красоту и величие души человека.  Ярким образцом такой интерпретации оперных сюжетов служит творчество Николая Андреевича Римского – Корсакова, широко представленное как в школьных программах, так и на оперной сцене.  В оперном наследии Римского – Корсакова обнаруживается важный лейтмотив, который объединяет все произведения композитора в единое «сверхпроизведение».  Это стремление к самосовершенствованию, искание абсолютной божественной правды, соборности, всеобщего воскресения к новой жизни. «Творчество Римского – Корсакова от начала до конца проникнуто замечательным единством настроения - оперные либретто являлись лишь канвою, поводом для развития и освещения какой-нибудь стороны в этом основном мотиве творчества, который я назвал бы религиозным моментом. Таковым является известное аффектное отношение к миру, как целому», - писал И. И. Лапшин [6]. Это вселенское чувство, по наблюдениям И. И. Лапшина, проявилось в наивысшем переживании чувств природы и любви, художественного творчества и морального героизма как этапов развития человеческой души. Постигая языческие основания русской духовности в опере «Снегурочка», Римский – Корсаков погружается в изучение древних пантеистических обычаев, увлекается поэтической стороной языческого культа поклонения солнцу, ищет его отзвуки в мелодиях и текстах народных песен. Создавая цветистую картину жизни людей, живущих в гармоническом согласии с миром природы, композитор использует старинные народные песни.  «Космическое чувство слияния с природой проявляется во многих произведениях Н. А., но нигде оно не достигает такой цельности и полноты как в «Снегурочке», где вместе с нарастанием тепла оно нарастает непрерывно вплоть до самого патетического момента таяния Снегурочки, которое как бы символизирует … радостный порыв души к слиянию с космосом» [Там же]. Идея о чудесном преображении человека, о соборном духовно-творческом стремлении людей к гармоническому единству мира в концентрированном виде выражена в каватине царя Берендея «Полна чудес могучая природа». Тема метафизической смерти в «Снегурочке» связана с глубинными, и языческими, и христианскими смыслами русской культуры. Вкладывая в образы оперы глубокий символический смысл, композитор отражает важнейшие духовные идеалы и устремления своей эпохи. Они выливаются в центральную проблему русской музыкальной культуры: о соотношении мелоса и Логоса, точнее, о возвышении мелоса до Логоса. Олицетворением «вечного искусства музыки», пробуждающего человека к духовной работе, становится Лель. Мир искусства, преобразующий человека, символизирует Берендеево царство. Тождеством художественного творчества является образ Ярилы. Таким образом заключительный хор можно трактовать как гимн творческому началу духовного самосовершенствования человека, совершаемого во имя торжества всечеловеческого единства:

Все во мне, и я во всем:

И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь.

                                     А. Фет

Связующим звеном между природой и человеком и выразителем чувства вселенской гармонии у Римского – Корсакова является художник. Он выполняет главную роль в достижении идеала всечеловеческого единства. Таким образом трактуется и образ пастуха Леля, и образ музыканта – путешественника Садко.  «...глубокая связь художника, с одной стороны - с природою, с другой - с народом, составляет всю суть былины; для Садко творчество есть стихийная сила не индивидуальная, но сверхличная, связующая его с человечеством» [Там же].

Но всё же тема соборности наиболее полное воплощение нашла в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и святой деве Февронии». Тема соборности раскрывается в ней в связи с противопоставлением двух начал: с одной стороны – мир всеединства, Великий Китеж, дева Феврония, с другой стороны   -  духовная тьма, предательство Гришки Кутерьмы, нашествие татар. Нисходящее мелодическое движение в миноре становится темой татарского нашествия. Тембровый ряд призван акцентировать механистичность мелодии, обращает на себя внимание мифологическая символика верхнего и нижнего регистров. Контрастно сочетается устремлённая ввысь мелодия свадебного хора из 2 действия, оформленная в полнозвучной хоровой фактуре с нисходящим искажённым движением татарской темы в басовом регистре.

Образ Святой Руси, погружённой в онтологическую глубину, но продолжающей тайное житие во Христе Римский – Корсаков трактует через образ Невидимого Святого града – града Китежа. [4;252]. Так отображается одно из основных качеств русской нации – странничество как призвание к высшей жизни. «В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в плазменном искании правды, абсолютной божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука ее не знает утомления» [5;303].

Музыкально – драматургическое единство также способствует осуществлению идеи соборности в опере. Римский – Корсаков оперное либретто, сценические ситуации и художественную концепцию спектакля воспринимал как единое гармоническое целое. Согласно древнерусской певческой традиции мелос в данном случае подчиняется Логосу. Преображённый невидимый Китеж как символ соборности несёт мощную духовную символику. Это воплощается в доминировании распевного песенного начала, мажорности, колокольности, восходящей направленности мелодий, основанных на интонациях знаменного распева.

Сакральное значение имеет цитата темы духовного напева «Се жених грядет». Задача этого приёма -  раскрытие Божественной сущности грядущего светозарного града. Финальная сцена оперы построена на слиянии множества тематических единиц, символизирующих мир духовного света, в единое построение. Как разрозненное бытие воссоединяется в цельный духовный организм, так в музыкальной ткани оперы претворяется идея соборности.

Раскрывая идею соборности, Римский – Корсаков в своей опере центральным делает образ Февронии. Интонации героини связаны с народным мелосом и церковно – певческими мотивами. Музыкальный материал Февронии устойчив и почти не развивается. Так выражаются умиротворение, внутренний покой и безмятежность облика «кроткой идеально-непорочной девы, окруженной нимбом божественной святости» [5; 4].

С помощью Февронии разрозненное и раздробленное мировое бытие обретает целостность и единство. Песня Гусляра из второго действия оперы основана на духовном стихе, повествующем о Богоматери, которая оплакивает утративший духовное единство Китеж, обречённый на гибель. Символом всеединства, передаваемом в песне, становится образ «прекрасной пустыни» как одушевлённой природы.

Взаимопроникновение природы и человека видится как потенциальная возможность космического преображения. Феврония происходит родом из «прекрасной пустыни». Она не умирает на пути в Невидимый град, а живёт сразу в двух мирах. Этим она отличается от своего жениха, рассказывающего о своей смерит и воскресении. В тексте рассказа он получает имя Призрака.

Указывая на Китеж как вечную цель человечества, Феврония концентрирует в своем образе соборность. Сострадание, молитвенный подвиг, очищающая сила христианской любви открывают для Февронии путь в Преображенный град. Она учит Гришку Кутерьму прощению и состраданию. Но тот бежит, не понимая подвижнической самоотверженности Февронии. Жертвуя собой, героиня принимает грехи Кутерьмы и всех людей. «…с этого момента начинается таинство ее успения и преображения, когда она сама становится частью чудесного, весеннего цветения природы, становления наяву того самого всеединого целого» [5; 8 ].  Вместе с Призраком Княжича Феврония совершает восхождение в Невидимый град после того, как  райские птицы Алконост и Сирин возвещают о конце времени.

Как «маленькая оратория - литургия, как райский цветок, завершающий все пышное древо оперы», воспринимается симфонический антракт «Хождение в Невидимый град» [6].

Подводя итог, следует сказать, что Римский – Корсаков облекал идеи всеединства, характерные для русской религиозно – философской традиции, в формы музыкально – художественной культуры.

Красной нитью через всё творчество композитора проходит мотив духовного всеединства. Так все сочинения композитора образуют одно грандиозное «сверхпроизведение». И в каждом из сочинений Римского – Корсакова проявляется какая – либо сторона этого основного мотива: мир как целостное единство космоса, природы и человека.

В ранних произведениях мастера преобладает эстетический взгляд на проблему всеединства (опера «Снегурочка»»), в дальнейшем на первый план выступает этическая проблематика («Сказание о невидимом граде Китеже»).

«Там выступала на первый план идея слияния с природой, здесь - идея слияния с Великим Существом, Человечеством, при этом эстетический момент не упразднялся, но гармонически сочетался с первым» [6].

Художник – творец как посредник между Космосом, человеком и природой выполняет важнейшую роль в осуществлении идеи всеединства (опера «Садко»).

Обращение к православной и фольклорной традициям, интерес к историческим национальным сюжетам также транслируют соборное начало в творческом наследии композитора. В музыкальном языке соборность связана с использованием мажорных ладов, восходящей интенцией мелодии, интонационностью знаменного распева, колокольностью, зависимостью музыки от текста.

Применение этих выразительных приёмов экспонирует идею о том, что забвение Божественного начала, утрата святости, замена соборности коллективизмом, когда жажду искания правды и свободы подчиняют рабство, инертность, необразованность, стихийность ведет русский народ к гибели. И только глубокая духовная работа человека ведёт его к преображённому соборному идеалу.

На примере оперного творчества Римского – Корсакова становится очевидным огромнейший духовно – воспитательный потенциал русской оперной музыки. Используя оперу как средство воспитания, можно добиться формирования един­ства эмоциональной и интеллектуальной сфер, единства аффекта и интеллекта. Присваивая художественное содержание русской оперы обучающиеся приобретают возможность его многофункционального использования в различных видах деятельности.

При знакомстве и изучении шедевров русской оперной классики формируется новый уровень духовности, предполагающий бо­лее высокие нравственные цели и установки на основе творческого переосмысления достигнутого уровня. Обучающиеся стремятся к даль­нейшему совершенствованию духовной культуры, а духовная куль­тура – это наиболее весомый, исторически обусловленный и практи­чески необходимый фактор развития личности. Составной частью ду­ховного потенциала личности является гуманизм, это один из путей ее духовного совершенства.

Русская опера должна быть услышана, она требует особого внимания со стороны преподавателей – музыковедов.  Нравственное воспитание на уроке знакомства с русской оперой и её изучения состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и другим людям через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Многие поколения русских музыкантов бережно сохраняли вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни и воплощали их на оперной сцене. Значит, русская опера должна восприниматься как носитель ценности, объект познания, а преподаватель и обучающиеся – как коллективные субъекты, постигающие мир духовно – музыкальных ценностей.

 

Список литературы:

 1. Акафист святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским чудотворцам. – Муром, 2001. – 27 с.

 2. Арановский, М. К истории создания «Китежа». Эскизы, черновики сценария и либретто/ М. Арановский // Музыка России: от средних веков до современности. Сб. статей. Вып. 2. - М., 2004. - С.101-116.

3. Асафьев, Б. В. Симфонические этюды / Б.В. Асафьев. -  Л., 1970.

4. Бельский, В. Замечания к тексту. 1905 год / В. Бельский // Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. Партитура. Полное собрание сочинений. Т.14а. - М., 1962.

5. Бердяев, Н. Русская идея / Н. Бердяев. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА ХРАНИТЕЛЬ, 2007.  - 286 с.

6. Зимина, А. Н.  Основы музыкального воспитания и развития детей / А.Н. Зимина. – М., 2000.

7. Коннов, В. П. Музыкально-драматургическая концепция оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» как органическое целое [Электронный ресурс] // Официальный сайт факультета истории русской культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. URL: http://rculture.spb.ru/docs/drugie/organizm2.htm

6. Лапшин, И. И. Философские мотивы в творчестве Римского-Корсакова / И.И. Лапшин // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 3-7.

7.  Колесова, И.С. Тема соборности в оперном творчестве Н.А. Римского – Корсакова / И. С. Колесова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2011.

8. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры/ И. В. Кошмина // Кн.1. – М., 2001.

9. Кошмина И.В. Русская духовная музыка / И.В. Кошмина // Программы. Методические рекомендации. Кн.2. – М., 2001.

10. Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский // Кн.2. – М.,1990.

11. Медушевский, В.В. Внемлите ангельскому пению / В.В. Медушевский.  – Минск, 2000.

12. Медушевский, В.В. Художественная форма музыки / В.В. Медущевский // Спутник учителя музыки. – М., 1993.  

 13. Медушевский, В.В. Головокружительная история светской           культуры / В.В. Медушевский // Слово современнику. – Минск, 2002. С. 182-220.     

14.  Мусагитова А. В. Духовно-нравственное воспитание музыкой / А. В. Мусагитова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб: Реноме, 2012. — С. 202-204.

15. Парин А. Хождение в невидимый град. Парадигмы русской классической оперы / А. Парин. – М., 1999.

16. Рахманова, М. П. Н.А.Римский-Корсаков (1890-е и 1900-е годы) / М.П. Рахманова // История русской музыки. Т.9. М., 1994. С.42-147.

17. Римский-Корсаков, А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество / А.Н. Римский – Корсаков // Вып. V. М., 1946.

18. Серебрякова, Л. А. «Китеж»: откровение «Откровения» / Л.А. Серебрякова // Музыкальная академия. 1994, №2. С.90-106.

19. Стасов, В. В. Двадцать пять лет русского искусства / В.В. Стасов // Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX - начала XX века: хрестоматия. - М.: Искусство, 1997. 274 с.

20. Щербакова Т. А. Большая русская опера: истоки жанра и стиля. Очерки. Минск, 2003.

21. http://www.dissercat.com/content/fenomen-russkoi-opery-v-kontekste-dukhovnoi-kultury-kontsa-xix-nachala-xx-vekov#ixzz3nWqAfxaZ

 

Статья «Духовный потенциал русской оперы (на примере музыки Н.А. Римского – Корсакова)» посвящена проблемам духовного воспитания подрастающего поколения средствами искусства. Музыка рассматривается как одно из ведущих средств воздействия на процесс становления нравственных качеств обучающихся.

Особо акцентируется огромный воспитательный потенциал русской оперной музыки. На примере оперного творчества великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова рассматриваются духовные традиции этого жанра в отечественной музыкальной культуре.

Как лейтмотив оперного наследия композитора определяется тема всеединства, соборности. Она широко представлена в множестве произведений великого мастера. Приводятся конкретные примеры претворения этой темы в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже». Прослеживается эволюция взгляда композитора на проблему соборности и её различные трактовки в оперных творениях Римского – Корсакова.

В заключении утверждается мысль о необходимости знакомства и изучения шедевров русской оперной музыки в связи с её огромным духовным воспитательным потенциалом.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт