На сегодняшний день одним из приоритетных направлений общества является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Родители – это первоначальное звено, которое должно донести до ребенка в раннем детстве знания о том, что он родился в России, что он русский человек, а русские чтут православие. В основе духовно-нравственного воспитания традиционно лежит православная культура в различных формах проявления: религиозная, идеологическая, научная, художественная, бытовая.
Семья – главный стержень духовно-нравственного воспитания детей.
В современном мире родителями очень мало уделяется внимания на воспитание детей, воспитание уважения людей одной национальности к людям другой национальности, другим вероисповеданием.
Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с собеседником, признание и уважение его права на отличие. Под словом «толерантность» мы понимаем качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом, иное (внешность, манеру речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.).
Проведение с детьми и молодежью различных мероприятий, проектов, акций направленных на профилактику межкультурных, межэтнических конфликтов, привитие толерантности, а также православной культуры, дает положительный результат. Отношение между детьми улучшаются, сглаживается негативное восприятие личности другой культуры и национальности. Дети становятся добрее.
Современное общество переживает духовно-нравственный кризис, из которого вытекает то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом разрушительна, и дистабилизирующая с точки зрения развития личности, семьи и государства. В какой - то степени в обществе стали исчезать представления о высших ценностях и идеалах, а эгоизм и нравственный хаос вознесли себя на пьедестал. Духовно-нравственный кризис порождает негативные явления не только в политике, социальной сфере, но и в семьях, а также в среде среди молодежи и подростков [1].
Недостаточное обращение внимания на нравственное воспитание подрастающего поколения составляет одно из прогрессирующих моментов нашего времени, и может привести к тому, что человечество дойдет до неуважения друг к другу и нравственного разложения. Если в раннем возрасте, до становления себя как личности, не осуществляется нравственное и духовное воспитание, то став взрослым человеком становится сложнее изменить его внутренний мир.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений общества является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Но воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Родители тоже не так много уделяют времени своим детям. Подрастающее поколение иногда находится в социуме, где такие слова, как: духовность, вера, совесть, толерантность и другие воспринимаются совсем не так, как нам хотелось бы.
А если поразмыслить, то можно сделать некоторые умозаключения. В 70-х годах, в период перестройки, начали происходить изменения, и стал открываться, так называемый, доступ к демократии. И, конечно же, каждый стремился внести в мир свое. Многие люди воспитывали своих детей с чувством долга перед родителями, прививали веру в Бога, веру во что – то светлое, учили быть совестливыми, добрыми и другим нормам поведения. Часть этих детей смогли донести это до своих детей уже нынешнего поколения.
Наши бабушки, воспитанные еще до военного времени, почитали веру в Бога, ходили в церковь, всегда говорили, что каждому человеку есть место на этой земле, и неважно к какой он национальности относится и какой вере служит, будь то православие или ислам, буддизм. Многие привили это своим детям, те в свою очередь – своим.
Родители – это первоначальное звено, которое должно донести до ребенка в раннем детстве знания о том, что он родился в России, что он русский человек, а русские чтут православие.
Но заставлять, принуждать верить, учить, думать так, нельзя! Рано или поздно человек все равно придет к чему - нибудь, надо только правильно, без напора, подсказать путь.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов сферы молодежной политики, а также различных структур духовенства решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, а также формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения [2].
В основе духовно-нравственного воспитания традиционно лежит православная культура в различных формах проявления: религиозная, идеологическая, научная, художественная, бытовая. Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких формах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа) и др.
Школа, дополнительное образование, молодежные центры не всегда в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, очень важно укрепление института семьи. Семья – главный стержень духовно-нравственного воспитания детей.
Воспитание любови к природе, братьям нашим меньшим, формирование дружелюбности к другим людям, соседям, уважения к старшему поколению – это и есть духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Если родители в начале становления ребенка как личности, не привьют эти качества, то потом очень сложно будет что-то требовать с подростка. В современном мире родителями очень мало уделяется внимания на воспитание детей, воспитание уважения людей одной национальности к людям другой национальности, другим вероисповеданием.
Недуги современного общества нужно не только лечить, но и заниматься своевременной и эффективной профилактической работой, влияя не только на семью, но и организуя досуг молодежи, объединяя подростков и детей для совершения добрых дел, адекватных поступков, укрепления толерантности.
Под словом «толерантность» мы понимаем качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом, иное (внешность, манеру речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с собеседником, признание и уважение его права на отличие.
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако, его основы закладываются в процессе первичной социализации. Толерантными не рождаются, толерантные качества развиваются и формируются.
Рассматривая Приуральский район, можно отметить, что он многонационален.
В последнее время население пополнилось такими национальностями, как: калмыки, дагестанцы, украинцы, марийцы, азербайджанцы и др. У всех народов своя культура, своя вера.
Нередко слышатся колкие высказывания русских детей и подростков в адрес детей других национальностей. В школе ведется работа по формированию толерантного поведения у подростков: проводятся классные часы, лекции.
Так, в 2013 году на базе МОУ школа п.Харп была организована первая диалоговая площадка по профилактике межкультурных конфликтов и экстремизма и привитие толерантности. Для участия в мероприятии приглашались школьники 7-11 классов, люди различных национальностей, а также представители православной и исламской культуры.
Мероприятие проводилось в формате диалоговой площадки. В 2015 году планируется проведение тренинга среди подростков и ролевой игры «Толерантная школа: Мосты в будущее» и проведение диалоговой площадки по профилактике межкультурных конфликтов и экстремизма и привитие толерантности.
Волонтеры неоднократно проводили акции, направленные на оказание помощи священнослужителям православной церкви «Пресвятая Богородица» (п.Харп).
Такие акции помогают не напрямую приводить подростков и молодежь к православию, дают возможность почувствовать значимость своего «Я» как человека - личности.
За молодежью - будущее всего человечества. Проблемы молодежи при этом необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
При целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе семьи, церкви, образовательной системы, работы молодежных центров и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.
К числу эффективных методов формирования духовно- нравственного воспитания, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у подрастающего поколения в ходе обучения важных качеств - любви к родной земле, народам других национальностей, близким, а также воспитание доброты, миролюбия, отзывчивости.
Одним из основных принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество подростков. Этот принцип реализуется деятельностью волонтеров. Систематический анализ проделанной воспитательной работы позволяет выявлять и определять педагогические позиции по проблеме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и использовать новые технологии, формы и методы работы.
Использованная литература.
1. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий «Родная Ладога» Издательский дом.
2. Кондаков А.М. «Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования». – Педагогика.- 2008. - № 9 с.