В вопросах воспитания много вопросов, ответить на которые трудно. В то же время, не ответив на них, невозможно воспитывать вовсе.
Как нужно воспитывать детей? Что нужно воспитывать в первую очередь? Казалось бы, на них есть очевидные ответы. Воспитывать нужно своим примером, и начинать воспитывать как можно раньше. Нужно развивать в них доброе начало, учить приносить пользу, быть вежливыми, послушными.… Продолжать список добродетелей можно, практически, бесконечно.
Почему же воспитывать детей становится всё труднее, а проблем в обществе всё больше? Семьи разрушаются, матери отказываются от своих детей, молодёжь умирает от наркотиков, находя всё новые и более доступные способы одурманить себя. При этом важно понимать, что наркотики, алкоголь и никотин зачастую приходят в жизнь детей из-за пустоты, которую они пытаются заполнить.
Наличие этих проблем не может оставлять равнодушными тех, кто озабочен будущим страны, будущим общества. Трудно не понимать, что именно от того, насколько правильно воспитаны дети, зависит то, какое общество будет иметь государство в будущем.
Много внимания в последнее время уделяется физическому воспитанию детей. Нормы ГТО, соревнования, олимпиады, чемпионаты, увеличенное количество уроков физкультуры в школах…. Всё для того, чтобы дети росли здоровыми и сильными.
Не менее сильным является желание, чтобы вокруг нас жили люди, здоровые не только физически, но и морально, и нравственно.
Последовательное формирование необходимых качеств у детей – это и есть воспитание. Мы говорим о разных видах воспитания, а именно: патриотическое, физическое, культурное и т.д. При этом мы отчётливо понимаем, с чем мы имеем дело, у нас есть понятийный аппарат, методы и средства. Когда речь заходит о духовно-нравственном воспитании, мы зачастую оказываемся в некотором замешательстве. Почему?
Духовно-нравственное воспитание давно и прочно основалось во всех педагогических, государственных программах, приказах, распоряжениях. И если с нравственным воспитанием всё более или менее понятно, то в духовном воспитании трудно определить даже само понимание духовности.
Когда я задавала ученикам школы вопрос «Что такое нравственность?», отвечать дети начинали бодро и с большим энтузиазмом. Но дав несколько ответов: «это умение хорошо себя вести», «быть послушным», замолкали, понимая, что больше не могут рассуждать. Когда я спрашивала их «Что такое духовность?», они не могли ответить вовсе. Только 30% опрошенных учеников сумели связать понятие духовности с душой человека и 10% напрямую с религией. При этом дети признавались, что практически никогда не задумывались об этом, хотя слышали эти слова часто.
Эти вопросы вызывают затруднение не только у детей.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова[2], то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
В учебнике «Обществознание» [1] для 7 класса даётся следующее определение нравственности (морали) – это представление о добре и зле, регулирующее поведение людей в обществе. Понятие духовности трактуется как: «внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим». Если же судить об этих понятиях с точки зрения религии, то духовность – это стремление к истине, к которой можно прийти, будучи нравственным.
В любом случае, мы имеем соединение понятий в поведенческом аспекте. То есть нравственность и духовность определяются поступками человека, умением быть справедливым, добрым. И они являются основными характеристиками человека.
Духовно-нравственное воспитание не может пониматься как грубое вмешательство в формирование человека. Его следует понимать как содействие становлению личности. Если составить полную картину этого процесса, то она будет состоять из следующих фрагментов: формирование чувств, облика, позиции, поведения.
Необходимо понимать, что поведением человека руководит его совесть. По словам архимандрита Платона [5], совесть является врождённым даром видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм. То есть, нет людей бессовестных, есть люди, не способные или не желающие услышать голос своей совести. Кто и что может заставить ребёнка захотеть это сделать?
Воспитатели и воспитание… Воспитание в православной традиции понимается как спасение. Только в такой постановке воспитание обретает свой смысл как подготовка к жизни в вечности уже здесь, на земле [8].
С первых дней жизни человека должно начаться присвоение моральных и нравственных ценностей. Это присвоение должно базироваться на изучении опыта предшествующих поколений. Чем больше в жизни ребёнка примеров, которым можно подражать, тем легче ему присвоить эти ценности. Обращение его взгляда в прошлое, в историю своего народа, жизнь великих служителей Отечества – вот простой и действенный способ показать образцы поведения. Не всегда это должны быть примеры великих людей, возможно, для ребёнка ближе и понятней будет образ и жизнь ближайшего родственника. Деда, погибшего на войне за Отечество, бабушка, оставшаяся вдовой и посвятившая жизнь воспитанию детей. Мать и отец, честно трудящиеся и уважающие людей, живущих рядом.
Особая ответственность, особенно в первые годы жизни ребёнка, ложится на родителей. Это не только общее мнение. Так думают и сами дети. Вот результаты опроса учеников 8-9 классов нашей школы.
На вопрос «Должны ли вас целенаправленно формировать нравственные качества?», все ответили положительно. А вот ответы на вопрос «Кто это должен делать?»
В чём же заключается роль родителей? Вызвать доверие к себе, тесно общаясь с ребёнком, общаясь душевно и духовно, прибегая к помощи молитвы. Развивать чувства ребёнка, делая акцент на светлых и возвышенных. Стараться ограждать от отрицательных раздражителей и факторов, соблазнов. Тщательно следить за проявлением собственных чувств и помыслов. Как можно раньше и чаще приобщать к таинствам Церкви.
Что же мы имеем на самом деле? В современном обществе с раннего возраста дети принадлежат сами себе и своим желаниям. Неограниченный доступ к источникам информации – разной и не всегда моральной, делает их беззащитными перед негативными проявлениями взрослой жизни. Редкие семьи используют молитву как способ становления ребёнка на тот самый путь к истине. Взрослые и сами не стремятся к духовности, и детей не могут наставить на этот путь.
Духовному миру противопоставляется материальный мир. Мне как учителю, часто приходится сталкиваться с проявлениями материальности и полного отсутствия духовности не столько со стороны детей, сколько со стороны родителей. Обязанность воспитать ребёнка заменяется обязанностью обеспечить его материально: хорошим телефоном, хорошим компьютером, машиной, квартирой. При этом ни один из них не сознается в том, что он безнравственен, даже если поведение далеко от общечеловеческих идеалов. Просто каждый сам определяет меру нравственности, некий свод правил и морали.
Поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с родителей.
Для того, чтобы понять, почему среди маленьких детей много поведенческих проблем, следует посмотреть, кто сейчас становится родителями маленьких детей, то окажется, что в основном это представители так называемого «потерянного поколения», тех самых детей перестройки, которых лишили всех нравственных ориентиров, ничего не предложив взамен. Соблазн обеспечить ребёнка своего тем, чего они были лишены сами, толкает их в абсолютно материализованный мир, где иногда просто нет времени посвятить ребёнку драгоценное внимание. Им присуща агрессивность, возникшая на чувстве обиды за тяжёлые детские годы. Такие родители, в большинстве своём, не только не воспитывают сами, но и очень негативно относятся к попыткам учителей и воспитателей формировать личностные качества их детей.
В результате такого воспитания выросли дети, лишённые ограничений и рамок, удерживающих их от безнравственного поведения.
Теперь уже взрослых людей, нужно учить основам морали, чтобы они могли передать их своим детям. Маленькие дети охотнее и легче воспринимают поучения взрослых, так как обладают большей доверчивостью. И голос совести ещё не заглушен совсем. В действующую в селе Воскресную школу ходят дети до 12 лет, и их немного. На службах в Храме родителей и того меньше, в основном, приходят пенсионеры. А как же духовность отцов и матерей? Какой пример они показывают детям? Если бы они придерживались религиозных традиций (любой религии, не только православия), вопросы добра и зла решались бы проще.
Ещё сложнее духовно-нравственное воспитание вести среди подростков. У юношей и девушек начинает ярко проявляться телесная жизнь, жажда увлечений и развлечений.
В этом возрасте, особенно если с детства не привито послушание, смирение, способность оценивать свои поступки и отвечать за них, обостряется желание утвердиться, выразить себя. На подростка обрушивается масса информации, которую он не всегда способен адекватно оценить.
Сеть интернет захватывает подростков своими возможностями легко завоевать успех – выложив на всеобщее обозрение захватывающие ролики из своей жизни, не всегда нравственные и отвечающие требованиям морали. Участвуя в игре, в которой легко стать победителем.
Попытки воспитателей противопоставить этому увлекательному миру нравственные истории подобны той ситуации, когда ребёнку, имеющему кремовый торт, предлагают пряник. Именно в этот период важно доверие между взрослыми и детьми, терпение наставников. В этот момент жизни Церковь и религия могут помочь молодым людям избежать греховного и безнравственного поведения.
Надо понимать, что до тех пор, пока духовностью и нравственностью детей и подростков озабочены отдельные участники воспитательного процесса, результатов не будет. Ведь нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов[1]. О какой нравственности общества мы можем говорить, если ежедневно и дети, и подростки, и взрослые узнают о том, что высокопоставленные чиновники занимаются воровством. На фоне этого мелкое воровство вообще не кажется моральным проступком.
Что можно противопоставить этим фактам.
Слаженную и организованную систему передачи нравственных и духовных ценностей, которую нужно создать в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, которые должны перехватить эстафету у родителей, начавших процесс духовно-нравственное воспитание. Основой этой системы – религия. Опрошенные мною дети, в основном (примерно 72%), согласны с тем, чтобы в их жизни присутствовала религия. И достаточно понятно и чётко называют те качества, которые она могла бы в них сформировать. Они называют добро, веру, надежду, культуру. 98% считают, что все эти качества в них должны формировать. То есть, дети не возражают, чтобы мы их воспитывали. Значит, в школе необходимо объединить усилия родителей, учителей и общественных структур.
Другая сторона проблемы духовно-нравственного воспитания при сложившихся условиях – могут ли этим заниматься люди, не знакомые близко с религией? Многие родители и педагоги формально соблюдают церковные обряды, не имеют привычки молиться, имеют отдалённое представление о таинствах Церкви.
Конечно могут и должны делать все, ведь для того чтобы рассказать о нравственности, о духовных подвигах, достаточно прочитать нужные книги, получить нужную информацию. Только важно, чтобы дети при этом не чувствовали фальшь и неискренность, поверхностности. Поэтому, на мой взгляд, в саму школу и внутренний мир воспитателей и учителей постепенно нужно вводить религию, вместе с которой придёт и глубокая нравственность, а со временем и духовность.
В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на то, как мне помогают в процессе воспитания Православные истины. Как понятно и просто изложены в них правила поведения, которые и определяют нравственность. Не приходится формулировать мысли, достаточно найти нужные слова и правильно их передать. К примеру, 10 заповедей, которые знают практически все.
И одна из них, которую даёт Господь в Нагорной проповеди, она отражает все нравственные основы жизни человека: ««Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними, ибо в этом закон и пророки»[6].
Нет людей без совести, и нет людей, которые хотели бы, чтобы с ними поступали плохо. Нужно только донести эти истины до каждого детского сердца.
Список использованной литературы и электронных источников:
1. Боголюбов Л.Н. «Обществознание. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций», «Просвещение», Москва 2015 г.
2. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» «Оникс. Мир и образование», Москва 2007 г.
4. naukovedenie.ru
7. http://www.synergia.itn.ru
8. fondiv.ru