«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества»
Теодор Рузвельт
За две тысячи лет человечество в своем развитии прошло огромный путь от дикости и варварства к информационному обществу, к современным технологиям. Процессы урбанизации и глобализации стремительно ворвались в нашу жизнь, мы изменились, и изменился и наш духовный мир, и не всегда со знаком плюс. На смену любви пришла пропаганда «безопасного секса», доброта стала противопоставляться злобе и жестокости; дети подают на родителей в суд, дочь выгоняет старуху мать из дома и т.п. Мы констатируем, что в обществе деформировалась система духовного воспроизводства, особенно заметна она в подрастающем поколении, где недостаток нравственного воспитания привёл к нравственному разложению части молодёжи. Естественно, определяющую роль в воспитании нравственного начала ребёнка играет семья, но не менее важным является и работа педагога. На что же опереться педагогу в воспитании подрастающего поколения? Как воспитать в человеке человека, как добиться того, чтобы для подростка стало невозможным унизить или ударить человека, чтобы он понимал, что жизнь эта особая ценность, дарованная Богом для созидания. При планирование работы по духовно-нравственному воспитанию школьников пришли к выводу, что эффективность ее решения может быть обеспечена только совместными действиями при условии системного подхода в рамках целевой многоплановой программы.
Основная цель общешкольной программы «Созидание»: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни. Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с другими субъектами социализации — социальными партнерами школы. Большую помощь и активное участие в реализации данной программы школы оказывает то, что в Толькинском поселении выработана единая политика в области духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи и соответствующая этой политике адресная, систематическая поддержка, активное участие социума в решении задач и проблем. Наша программа не догма, она учитывает как достижения первоочередных задач системы духовно-нравственного воспитания, так и изменения , происходящие в экономической, политической, социальной и других сферах ЯНАО и Российской Федерации в целом. Фундаментом программы служит «Концепция и Примерная Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России », Закон «Об Образовании в РФ» Замечательно то, что в Законе «Об Образовании в РФ» подчёркивается, что основной задачей школы является ВОСПИТАНИЕ и образование подрастающего поколения. Программа «Созидание» дополнена специальными подпрограммами «Семья», «Мы вместе» в рамках направления «Противодействие распространению в сфере детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия».
Детский возраст является наиболее оптимальным для духовно-нравственного воспитания детей, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В рамках развития духовно-нравственного воспитания в школе проведены:
праздничные мероприятия, посвящённые 85-летию с. Толька; участие выставке
«В семье единой мы живём» , «Посвящение в первоклассники, пятиклассники»,
концертные программы, посвященные Дню Учителя, Дню матери, Дню
защитников Отечества, Особое место в формировании нравственных начал
ребёнка отведено занятиям по истории Отечества, русской литературе и
культуре, этике и мировой художественной культуры, на уроках проведены
беседы: «Игумен земли русской Преподобный Сергий Радонежский», «Житие
Преподобного Сергия Радонежского», цикл классных часов, посвящённых 70-
летию Великой Отечественной войны, выдающимся деятелям российской
культуры. В целях интегрирования духовно-нравственного содержания в систему
общего среднего образования в школе введены предметы
общеобразовательного гуманитарного цикла. Большой нравственный заряд дают
детям экскурсии в школьный краеведческий музей по духовно-нравственному
воспитанию и духовному краеведению. Ежегодно, воспитанники школы
принимают участие в конкурсах «Библейская история», «Рождество Христово",
«Рождественский ангел», "Пасхальная весна 2015", в мероприятиях Дней
славянской письменности и культуры, «Все краски Ямала».
Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является
воспитание толерантного поведения, оно особо важно для нашей школы , т.к. в
классах обучаются дети 16 национальностей. Тематические классные часы:
«В дружбе народов единство России», «Наш класс – моя семья» «Род, родные,
родина» « Край, в котором мы живём» «Легко любить все человечество.
Соседа полюбить сумей», «Как я могу повлиять на поступки других людей» «В
согласии с самим собой», «Твори добро», «Мы разные, но мы вместе» , «Мой
путь к доброте» ”Человеческие ценности»- «Мой толерантный мир», «О
милосердии».
Ярким событием в жизни школы стал конкурс «Мисс Северное сияние», были представлены национальности, представители которых проживают в нашем селе.
В рамках Всеобуча прочитаны лекции по укреплению духовных устоев семьи: «О родных и близких людях с любовью» «В согласии с самим собой».
Новое время требует от нас новых форм и методов работы по данному направлению. Так, в последние годы среди школьников набирают популярность дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственных ценностей современного общества и развития интеллектуального потенциала молодежи России. В старшем звене в повседневную практику введены единые оперативные тематические классные часы по текущим событиям: Олимпиада в Сочи, присоединение Крыма, 70 лет блокаде Ленинграда, выступление Путина В.В. на юбилейной сессии ООН, выступление Кобылкина Д.Н. и др. Учащиеся школы имеют возможность в течение трёх минут выступать на трибуне «Гайд-парка», т. е. на тему, которая больше всего их интересует. Замечательной находкой стали разработанные и проведённые общепоселковые мероприятие «Мистер Этно-Толька 2014», «Мисс Этно-Толька 2015», участие в котором принимают наши воспитанники вместе с родителями.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи приносит свои плоды. Мы отмечаем, что у наших воспитанников в настоящее время идёт рост осознания роли России на мировой арене, формируется чувство гордости за свою страну, за ЯНАО. В целом, по школе снизились неблагоприятные социальные показатели, повысилась социальная активность населения.
Литература
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
4.. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
5.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.
«Воспитание школьников», № 2 -2012.
6. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
7.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
8. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
9.Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011