Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие совестливость, доброту.
Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.
Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.
В. Шукшин
В России настали времена, когда воспитание духовно-нравственных ценностей и патриотизма стало насущной необходимостью. Я не разделяю понятия: духовно-нравственные ценности и патриотизм, считаю, что православие многое может сделать для их воспитания. Нужно только развернуть лицом к этим понятиям нашу молодежь и показать, что они очень важны в жизни человека.
К сожалению, выросло поколение людей, для которых эти слова практически ничего не значат. Для них материальные ценности и бытовые удобства стоят на первом месте. Выросло огромное количество людей, воспитывавшихся на общепринятом мнении, что служба в армии - это проблема, которую желательно по возможности избежать и для многих родителей и молодых людей это было первоочередной задачей. Дети воспитывались в пустом времяпрепровождении. Бесконечные игры, лишь бы не отвлекали родителей; бесконечные просмотры зарубежных мультфильмов, фильмов, которые воспитывали только осознание того, что я – личность! Ко мне надо относиться уважительно, бережно, с пониманием, а над тем, что у этой личности воспитывается потребительское отношение ко всему и вся, долгое время никто не задумывался.
Нивелировался авторитет родителей, воспитателей, учителей, отсутствовали высокие духовные ценности, не говоря уже о чувстве патриотизма. Преклонение перед западными ценностями завело воспитание в некий тупик, выход из коего есть только в возрождении русской духовной культуры, православия и патриотизма!
Можно уважать и ценить другие религии, культуры, чужой суверенитет, но любовь и уважение к своей стране должны быть в приоритете! Радует то, что, наконец-то, мы перестаем осуждать и порицать ошибки в истории нашей страны! Это история, пусть она остается во времени. Мы обязаны быть объективными. Наша задача понять все, что произошло. Возродить и сохранить то, что было на пользу и во славу России. Запомнить горечь стыда и несправедливости. Воздать память всем: и достойным, и недостойным, дабы не повторять ошибок прошлого. Мы не можем себе позволить быть "Иванами, не помнящими родства". Наша сила в нашей памяти!
Поторопились западные друзья с переворотами на нашей земле! Не ушло еще поколение, для которого любовь к родине, верность и преданность, чувство глубокого патриотизма - непустой звук. Люди, сохранившие духовно-нравственные ценности, а они, я верю, заложены глубоко в душе русского человека, смогли передать их молодому поколению. Стало понятно, что не истребить это, настолько прочны корни. Радует, что наше государство осознало роль воспитания в становлении гражданской позиции. Об этом говорят и принятый новый закон «Об образовании», и встречи президента В.В.Путина в Краснодаре, где на совещании с представителями общественности президент РФ отметил: «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Чувство гордости и ответственности перед родиной должно воспитываться с детства. Православие-это не просто вера, это внутренний мир человека, его образ жизни. Развитию и воспитанию этого необходимо уделять много внимания. И неплохо было бы, чтобы наряду со сказками для детей, давались бы детям и законы, заповеди православных христиан, даже через компьютерные игры и детские программы, коль не принято у нас повсеместно хождение в храм, в воскресные школы. Значит, эту функцию, помимо детских садов и школ, неплохо было бы взять на себя разработчикам компьютерных игр и средствам массовой информации, художникам, сценаристам, мультипликаторам. Нужно на высоком уровне заниматься, очень серьезно заниматься просветительско-пропагандистской деятельностью.
Иначе никакие знания и технический прогресс не пойдет на пользу человечеству, не принесет созидания, а будет толкать на путь разрушения и уничтожения человека как личности, человечества как сообщества на земле. События в Украине, в Сирии наглядно показали нам, что происходит, когда попирают духовные ценности, когда забыты нравственные категории, когда вершатся поступки не по божеским законам.
Говоря о данной проблеме, ее причинах и путях решения можно сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе семьи, политической системы, церкви, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.
Обычно, начиная с семьи, на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным, но жизненный опыт показывает, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого благодатная основа. Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение.
Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа.