В семье начинается воспитание, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится последующая жизнь человека, его общественная деятельность.
Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности ребёнка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.
Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.
Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.
Духовно - нравственное воспитание ребёнка в современной семье
Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство.
В Древней Руси подлинное образование неразрывно было связано с православием. «Сверхцелью» педагогического процесса, неразрывно связанного со всей жизнью общества, выступало приобщение человека к Богу, направление его на путь истинный, на путь спасения. Эта цель могла быть достигнута как путем познания, так и путем дел (образа жизни). В православной традиции приоритет отдавался второму пути, хотя первый не отвергался. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное - учение о долге душевном, или спасении души, строение мирское - наука о гражданском общежитии и строение домовое -наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси».
От того, какие «первые главные» слова слышит ребенок дома: «мама, тятя, Бог» или «деньги, нажива», зависит его будущее. По мнению русского философа И.А. Ильина, воспитание, а, следовательно, и образование детей есть не что иное, как пробуждение их «бессознательного чувствилища к национально-духовному опыту...». В своей работе «Национальное воспитание - путь духовного обновления» он писал: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки - скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного».
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Роль семьи в формировании и развитии личности
У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Одна из ведущих функций семьи - воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения.
Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Какими бы прекрасными ни были наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Их сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.
Труд над ребёнком, как основа воспитания, был заповедан ещё евреям в Писаниях Ветхого завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», - говорится в книге Премудрости Иисуса Сына Сирохова (30, 13) Дух семьи - это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребёнка. Отсюда существует теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душой детей». «Яблочко от яблони недалеко падает», так гласит народная мудрость». их личность.
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. . Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения.
Справедливость этой пословицы подтверждается вновь и вновь: ребёнок с младенчества во многом повторяет своих отца и мать. И благо, если родители живут благочестиво – это высокий залог того, что ребёнок день за днём наблюдая их жизнь, подражая им, также навыкает благочестию и живёт духовной жизнью. . Часто мы путаем, считая, что воспитывать – это влиять. А воспитывать - это питать и душу, и плоть, и дух.
Понятие семьи в современном обществе
Сейчас семья переживает тяжёлые времена, и не только в России, но и во всём мире. В условиях нашего времени семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей, проблемы семьи обострились до крайности. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей. Вопросы спасения семьи и духовно – нравственного воспитания детей уже не раз рассматривались на самом высоком церковном уровне. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял Социальную концепцию Церкви, где вопросы охраны семьи, материнства и детства были обозначены как первоочередные задачи церковного служения в миру.
В Священном Писании сказано, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Мы же видим, что муж перестал чтить Бога, жить по Его воле и стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный – ребёнок. Сейчас очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают , не уважают, не хотят слушать родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому надо понимать, что семейная жизнь - это прежде всего духовная жизнь. Только человек духовный может правильно строить отношения с другим человеком, воспитывать своих детей.
Православную семью называют «малой Церковью. В ней, по примеру Церкви, существует своя , домашняя иерархия: отец слушается Бога, мать – отца, дети – отца и мать. Таково живое семейное древо, правильно растущее, с крепкими корнями и зелёными ветвями. Во главу угла в семейных отношениях должен быть поставлен дух взаимопонимания и любви, который проповедует Церковь и выражением которого является внешняя церковная жизнь. В отношениях между родителями и детьми не должно быть места недоверию, обману, недоброжелательству. Но доверие и любовь совершенно не исключают принципа послушания и дисциплины – крепкого фундамента воспитания. В виде преамбулы можно сказать, что православная семья в современном мире – это товар штучный. Православных людей на свете не так много. Они ичисляются сотнями, а уж православных семей и того меньше.
В наши дни в светском семейном воспитании господствует другой принцип – демократический принцип равенства родителей и детей. Бытует мнение, пришедшее к нам из так называемых «свободных» стран, что ребёнок -это саморазвивающаяся личность, которая должна расти «раскрепощённой», не встречая в своём развитии никаких «преград». Ребёнку, которого воспитывают по этой системе, всё дозволено, любые его прихоти и желания тут же удовлетворяются. Так, некоторые родители проявляют свою любовь к детям, всё им разрешая: часами смотреть телевизор, гулять (а точнее болтаться) на улице сколько захотят. Вообще, - делать всё, что им заблагорассудиться.
Православная Церковь категорически не преемлет такой установки. Наша культурная традиция воспитания, складывавшаяся в течении веков способствует раскрытию личности ребёнка не путём вседозволенности и непомерного развития его «я», а вопреки им – путём обучения воздержанию.
Главное, если вкратце определить суть национальной православной системы воспитания, - это стремление ввести ребёнка во взрослую жизнь узкими вратами послушания и воздержания, которые впоследствии дадут ему возможность самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя. Только такое воспитание научит ребёнка правильно ориентироваться в мире, правильно строить отношения с людьми, а быть может, защитит его и от психических срывов и заболеваний.
Модная ныне вседозволенность и так называемое « свободное воспитание» приводит прежде всего к тому, что нарушаются правильные иерархаические отношения в семье, ребёнок совершенно перестаёт уважать родителей, начинает говорить с ними пренебрежительно, позволяет себе оскорблять их достоинство, а в подростковом возрасте просто отворачивается от них.
Почему подросток отторгается от домашнего очага? Опять же в силу того, что развращённый вседозволенностью, он стремиться всё к новым наслаждениям, к новым, не испытанным ещё ощущениям. В подростковом возрасте в нём всё сильнее действуют страсти, с которыми он не привык бороться.
Воспитывая ребёнка, родители вольно или невольно – словом, делом, своим примером – формируют в нём некую систему идеалов и авторитетов. Поэтому основное внимание родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на воспитание самого себя. Кто себя не сумел воспитать, как сумеет воспитать другую душу? Воспитание в церковной семье приводит его к высшему идеалу – ко Христу, и если ребёнок усваивает этот идеал, то любые другие «системы ценностей» отступают перед ним в детской душе, потому что не идут с ним ни в какое сравнение. А главным авторитетом для ребёнка должны быть его родители, отец и мать, - иначе их место неизбежно займут другие люди. Родителям надо учитывать, что враг беспрестанно сеет плевелы в душе неокрепшей, неразумной, податливой. Поэтому надо засевать самим душу, интересоваться всем, чем интересуются дети и помогать им разбираться, что на пользу душе, а что во вред. Поэтому главное контакт с детьми и добрая совесть перед Богом.
3. Задачи и основы семейного воспитания
Когда же должен начинаться труд над душой ребёнка? С того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет Так, например, профессор А.Г. Харчев представляет семью как систему взаимоотношений супругов, родителей и детей, как малую социальную группу, в которой подросток приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся. Взрослыми создаётся определённая атмосфера взаимодействия, где с первых дней жизни ребёнка происходит становление его личности.
В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности ребенка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребенок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.
На втором году жизни воспитание ребенка строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.
Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.
Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.
В ответ на вопрос: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста? о. Александр Ельчанинов пишет так: « В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию. Сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви, это напитает их на всю жизнь».
Литература.
1.Игумен Георгий (Шестун) Православная семья. – Москва: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений,2005. – 272с.
2.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. Издательство «Христианская жизнь» Клин 2076.
3.Подвиг семейного воспитания. – М.; Храм Трёх Святителей на Кулишках, 2000. – 288с.- (Уроки воспитания)
4.Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М.; «Центр БЛАГО», 1997. – 144с
5.Священномученик Владимир митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания. Издательство ООО «Аксиос», 2002г. Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
6.Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996
7.Щеголева Е.В. Как воспитать ребёнка православным. 300 мудрых советов родителям. – М.; Издательский Совет Русской Православной Церкви. Издательство «Даръ», 2006. – 288с.