Аннотация
В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.
The summary
In our hard time of losses of cultural wealth and reference points the morals problem has become complicated and staticized, causing alarm for destinies of our children. How to bring up them? Than to fill and strengthen their soul that already today it could distinguish good from harm, resist to immorality prospering in our society and the aggression threatening not only human culture, but also human life in general.
Конец формы
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
В школе происходит своеобразная закладка как положительных, так и негативных последствий самых первых отношений учителя с учениками. К наиболее специфическим особенностям школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личную тягу к учителю, готовность к действию, послушание, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, легкомыслие, наивность. Эти особенности сочетаются с такими особенностями данного возраста, как отсутствие стремления проникнуть в сущность явления, отсутствие претензий на самостоятельность. В мотивационной сфере сознания младших появляется ориентация на процесс, его главное значение в присвоении знаний и опыта поведения, начинается своеобразная закладка мотивов самосовершенствования и самоопределения. В этом возрасте обозначается еще слабо выраженное стремление к осознанию причин, смыслов, их поиск в учебном материале и в воспитательной деятельности учителя. И тогда возникает потребность в самооценке, как в основе формирования самопознания и внутренней позиции личности, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки. В сфере общения (в коммуникативной сфере), сохраняется потребность в общении с учителем, как с непререкаемым авторитетом, ориентация на игровую и творческую деятельность как основное средство общения. Воспитание в школе становится личностным, когда ученики пытаются вырабатывать собственные смыслы в предлагаемых им мероприятиях, когда они дополняют их содержание личными переживаниями и пониманиями, учатся подчиняться не только объективным законам, но и нравственным повелениям.
К наиболее сложной задаче духовно- нравственного воспитания относится выработка у учащихся понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной точки зрения, выработка умения соотносить свойственную детям мотивацию самоутверждения с определением жизненных перспектив, творческим самовоплощением, внутренней свободой (Г.Г. Лаптиева).
Конструирование воспитательной (личностно утверждающей) ситуации предполагает использование технологий задачного подхода, проектного метода, внутреннего диалога и имитационных творческо-ролевых игр, требующих включения личностных структур сознания учащихся. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребенка также обретает смысл и новую, более сильную мотивацию. Смысл имитационно-игровых ситуаций, творческих конкурсов, состоит в возможности применять свои знания, помощь группы поддержки в лице родителей и учащихся класса, решать предлагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.
Духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом. Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и на внеурочных мероприятиях.
Темами для проведения внеурочных мероприятий могут быть следующие: классные часы: «Мои интересы, мои увлечения», «Мой дом - моя семья», «Милосердие в наши дни», «Памятные даты моей семьи», «Будьте добрыми и человечными», «Уроки доброты», «Профессии милосердия и добра», «Герои Чеченской войны среди нас»; практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Мои добрые дела», «Можно, нельзя, нужно»; беседы: «Спешите делать добро», «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Еще раз о товариществе и дружбе», «Военная летопись моей семьи», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «Национальные традиции в моей семье», «В дружбе - сила», «Моя «малая родина», «Памятные даты моей страны», «Люди, на которых хотим быть похожими», «Профессии милосердия и добра»; акции: «Подарок городу», «Посылка солдату», «Дети Уренгоя - тундровикам», «Построим храм», «Ямальские странички»; выставки рисунков: «Я и моя семья», «Мой город», «Моя семья», «Мы - за безопасность на дорогах».
Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик, решающий нравственную проблему и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.
Литература:
1. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.
2. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.
3.Словарь синономов.
4. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3.
5. Харламов И.Ф., Педагогика: Уч. пособие: Высш. Шк., 1999.