Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовное наследие сибирского с...

Духовное наследие сибирского святителя Филофея Лещинского


Мурзаева Юлия Владимировна
МБОУ «Ямальская школа-интернат им. Василия Давыдова»

 

Сибирский святитель Филофей Лещинский был и остаётся одним из самых почитаемых иерархов Тобольской епархии. Знаменит он не только своей подвижнической деятельностью, но и миссионерской.

Еще  при Петре I уделялось особое внимание крещению народов Сибири. Он считал, что все подданные Российского государства должны принять православие, которое способствовало бы укреплению государства. В начале своего царствования он обращался к митрополиту Киевскому о том, чтобы он подобрал человека, который мог бы «приводить в познание истинного Бога». В 1702 году митрополитом Сибирским был назначен Филофей Лещинский, в переводе сгреческого его имя означает Боголюб.

Филофей Лещинский закончил Киевскую духовную академию, был приходским священником. После смерти жены принял монашеский постриг с именем Филофей. Служил в должности эконома в Киево-Печерской лавре. В 1702 году он прибыл в Тобольск, а вслед за ним и несколько монахов. Приехав сюда,  он увидел совсем не идеальную картину: с одной стороны мусульмане, с другой стороны языческая тайга. Митрополит понимал, что необходимо уделять внимание просвещению и укреплению авторитета духовенства. Ведь даже многие православные, которые жили там, пользовались услугами шаманов, не читали молитвы, не ходили в церковь.

 Святитель Филофей  выбрал основные направления своей деятельности:

1)   просвещение и строительство школ

2)    по устроению церквей и улучшению быта сибирского духовенства;

3)   миссионерская деятельность.

            Митрополит обращается к царю с просьбой об открытии за счет казны церковных школ. В школах могли учиться не только дети русских, но и «ясачных иноземцев». Первая такая школа была создана в Тобольске.

             Когда митрополит Филофей прибыл в управление Тобольской епархии, там было 160 церквей, разбросанных на территории всей Сибири.Благодаря его усилиям  было построено 448 церквей и 37 монастырей. Он пополнял недостаток духовенства путем принятия в духовное звание казаков и крестьян. Священнослужителям стали выдавать жалование, церквям были отведены пахотные и сенокосные земли.

В 1705 году в Тобольской епархии по благословению Филофея открылся Духовный театр, в котором ставились спектакли для духовного просвещения народа. Там играли пьесы по мотивам библейских книг, которые писались духовными лицами, в том числе и святителем Филофеем.

В 1711 году в связи с болезнью он уволился и удалился в Тюменский Троицкий монастырь, где принял имя Феодора.Особое внимание митрополит уделял миссионерской деятельности. Он объездил всю Западную Сибирь, побывал и в Восточной Сибири, обратил в православную веру около 40 тысяч коренных жителей. Он совершил несколько путешествий, где читал проповеди, объяснял основные постулаты христианства. Многие местные жители выступали против православной религией.  В 1713 году он со совей миссией столкнулся с сильным сопротивлением и тогда он проповедовал в течении трех дней, а в конце предложил утопить его , если во время крещения что-нибудь произойдет плохое. В него стреляли из лука, пищали, но он оставался невредим. Были и чудеса исцеления женщины и мальчика. Некоторые шаманы просили крест для обороны от «нечистых духов», кто-то просил поставить своего идола среди икон. Святителя Филофеяне зря называют "сибирским апостолом», потому что за время своей миссионерской деятельности, рискуя своим здоровьем, он нес людям любовь к вере. Своими словами он убеждал людей и они, обычно поспорив, принимали веру. К первой четверти 17века Филофей со своими  сподвижниками крестил большую часть Западной Сибири. Митрополит Филофей заботился о новокрещённых. Запрещал спаивать их, выманивать меха и шкуры, строил за свой счёт церкви, следил за их обучением. Им также представлялись льготы в уплате налогов.

Церковные историки говорят о том, что память о Филофее Лещинском хранилась очень долго. Жители Севера Сибири говорили исследователям: "Бачка (батюшка - А.Н.) Филофей нас шипко-шипко любил"[1].

Святитеть Филофей сделал очень много для распространения христианства в Сибири. Используя опыт великого  миссионера, вооружённые его молитвами и опытом, воодушевленные его примером, двинулись в тайгу и тундру, а потом и дальше - за океан - новые подвижники православной церкви.

Блаженная кончина митрополита Филофея последовала 31 мая 1727 года в Троицком Тюменском монастыре. Согласно завещанию святителя тело его было похоронено в том же монастыре возле западных дверей, против самого входа, "дабы мимоходящии попирали прах его ногами".

В Летописи Черепанова о святителе Филофее записано: "Нравом был тих, весьма снисходителен ко всем и тщеславия весьма не имел.Он был благодетелем бедствующих, утешителем страждущих и истинным отцом и архипастырем всех своих пасомых. За то ещё при жизни Господь прославил его даром прозорливости, а по смерти его притекающие к нему с верою о Господе и усердием сподобляются исцеления в болезнях, облегчения в скорбях, утешения и помощи в бедствиях и избавления от грехопадений"[2]

            На уроках светской этики и истории в рамках изучения просветительской деятельности русской православной церкви я использую материалы о жизни митрополита Филофеея Лещинского с целью ознакомления детей с миссионерской деятельностью митрополита. Она была направлена на приобщение народов Севера и Сибири к моральным идеалам православия, к русской культуре и языку.

 

 
  Описание: C:UsersTEMP.YASHI.002AppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.Word20161005_130308.jpg

Описание: C:UsersTEMPYA~1.002AppDataLocalTempWPDNSE{0176012E-0172-0177-2201-310152013801}DSC_0010.JPG

 

 

 

 

 

 

Учащимися были подготовлены сообщения о просветительской деятельности Филофея Лещинского, рисунки.

Через изучение его деятельности на уроках воспитывается у учащихся любовь к родине, формируются нравственные качества личности, сострадание, толерантность, любовь к ближнему.

Использованная литература

1.    Чупин В.А. Священный уголок Сибири //Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. Тюмень, 1997. - С.62-69; Он же. «Жизнь-дорога, жизнь-молитва» (о сибирских митрополитах Филофее Лещинском и Иоанне Максимовиче) //Там же. 1996. Тюмень, 1998. С.63-65

2.    http://providenie.narod.ru/0134.html#2

3.    http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-yurevna-pervuhina/beseda-s-obuchayuschimisja-zhizn-i-dejatelnost-filofeja-leschinskogo.html

4.    http://www.odigitria.by/2009/10/21/21-oktyabrya-tretya-godovshhina-obreteniya-moshhej-svyatitelya-filofeya-leshhinskogo/

5.    Лар Л.А, Вануйто В.Ю. Религиозные традиции ненцев в XVII- начале XXвв.,»Экспресс», Тюмень-Салехард, 2011г.

 

     

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт