Плыл фимиам, томились свечи,
И свешник золотом сиял,
Клонилось солнце, на вечерню
Церковный колокол сзывал.
Со звонницы, благовещая,
Малиновый плыл перезвон,
Лишь на мгновенье умирая,
Вновь воскресал для жизни он.
И шли к святому храму люди,
Дела оставив, суету,
Чтобы поведать тайны судеб
Животворящему кресту.
В притворе свечи покупали,
Несли, крестясь, под образа,
С молитвой Божьей зажигали,
Блестела на щеке слеза.
Там, благовония вдыхая,
Просили только об одном:
«Живи в веках, о Русь святая,
Крепи в нас веру, сей добро!»[1].
Распространение православия в Сибири
Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство с населением более 146 миллионов человек [2].
Укрепления христианства на Руси идёт от момента крещения до татаро-монгольского нашествия. В этот период Русь окончательно уходит от поклонения идолам, возникает святое таинство миропомазания.
Говоря о распространении православия в Сибири, стоит отметить, что именно православная церковь сыграла огромную роль в становлении Сибири как части российского государства. Активно велась миссионерская деятельность как на северных, так и на восточных и южных окраинах Сибири, которая привела к окончательному распространению и закреплению православия в крае.
Одним из ярких представителей миссионерской деятельности в Сибири являетсяФилофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский, просветитель сибирских инородцев.
Богослов и миссионер
Родился Рафаил Богуславович Лещинский в Малороссии в 1650 году, образование получил в Киевской духовной академии и по окончании курса наук был несколько лет приходским священником; затем поступил в Киево-Печорскую лавру, где постригся в монахи с именем Филофея. Через несколько лет был избран в экономы лавры, в 1701 году был назначен наместником Успенского монастыря Орловской епархии.
Петр Великий, занятый мыслью о крещении сибирских инородцев, выбрал для этого дела Филофея. Во исполнение указа царя Петра I от 18 июня 1700 года, 4 января 1702 года был посвящён в Великом Новгороде в митрополита Тобольского и Сибирского и направлен в Тобольск [3].
Сибирские инородцы были крещены не силой политики, а силой веры русских миссионеров. Но чтобы сибирские народы влились в Российскую империю, понадобился человек таких выдающихся способностей, как Филофей (Лещинский).
О своём впечатлении от состояния приходов в епархии митрополит Филофей в грамоте архимандриту Троицкого монастыря Мисаилу писал:
«Извещаем же братолюбию вашему и сие, что грядущим нам из царствующих града Москвы во град наш напрестольный видехом во церквах безличие великое, еже и писанию передати не хощем» [4].
Храмов в епархии было недостаточно, не хватало и священнослужителей. В некоторых церквях из-за скудности средств и отсутствия необходимой утвари не совершались церковные богослужения. Усиливалось магомедство, подавляющее большинство коренного населения Сибири оставались язычниками. Раскольники, расселившиеся в Сибири, вносили смуту в Церковь, предавались самосожжению.
Митрополит Филофей глубоко скорбел о них. Особую тревогу митрополита вызывало и отсутствие школ в Сибири.
По прибытии в свой кафедральный город он послал в Киев своего помощника пригласить в Тобольск архимандритов, учителей, певчих и студентов.
В 1703 году посланный возвратился с пятью учеными монахами. Из Печерского монастыря он привез 206 книг, среди них Псалтири, Служебники, Часословы, акафисты, русские грамматики [5].
Священников в Сибири в те времена очень сильно не хватало, поэтому принимали в священный сан крестьян и казаков – людей простых и по большей части неграмотных. В исправление этого недостатка была создана Митрополитом Филофеем первая в Тобольске славяно-латинская школа для детей духовного звания.
6 декабря 1702 года митрополит Филофей созвал в Тобольске церковный Собор, явившийся одним из самых замечательных событий в истории сибирского Православия. На Соборе были составлены «соборные статьи», касающиеся богослужения, треб исправлений, жизни и быта духовенства и мирян [6].
Апостол Сибири
Святитель Филофей в течение всей своей двадцатипятилетней деятельности в Сибири неутомимо трудился на ниве духовного просвещения. При архиерейском доме он основал школу по образу Киевской и Черниговской духовных школ, было разрешено пригласить учителей, киевских и черниговских монахов и не разрешалось принимать в эту школу лиц не духовного сословия. Тобольская архиерейская школа было второй провинциальной школой России для подготовки священнослужителей. В Тобольской духовной школе обучались дети новокрещённых остяков (ханты), вогулов (манси) и тунгусов (эвенки) [4].
В 1715 году митрополит Филофей предписал учить детей хантов и манси настоятелю Верхотурского Никольского монастыря. На протяжении всего восемнадцатого века духовные школы Сибири играли большую роль в обеспечении грамотными кадрами гражданских учреждений и учебных заведений.
Митрополиту Филофею Сибирь также обязана устройством в 1704 году первого церковного хора из сосланных казаков. С его именем связано начало театра в Сибири. Преподаватели и воспитанники Тобольской архиерейской школы ставили в нем духовно-назидательные пьесы [4].
Много заботился митрополит Филофей об умножении храмов, особенно каменных, и об украшении их.
В 1704 году в знак горячей своей привязанности к Киево-Печорской обители он построил к Тобольскому Софийскому собору тёплый придел во имя преподобных Антония и Феодосия. Особым попечением митрополита Филофея пользовался Тюменский Троицкий монастырь, основанный в 1616 году как Спасо-Преображенский. Часто проезжая через Тюмень, святитель Филофей полюбил красивое местопребывание Спасо-Преображенской обители и, заметив, что она от неопытных и неискусных настоятелей приходит в совершенный упадок и опустение, по благочестивой своей ревности принял твёрдое и неотложное намерение возобновить весь монастырь. В этот монастырь впоследствии митрополит Филофей дважды удалялся на покой и в нём окончил свою земную жизнь.[4,]
Особенно много потрудился святитель как миссионер и проповедник слова Божия.
1712 году Филофей возглавил миссионерскую экспедицию вниз по Иртышу, Оби и Сосьве, не радостно прошла та первая экспедиция, скрылся в лесах таёжный люд. На следующее лето вновь пошли по прежнему маршруту. И инородцы уже подготовленные первыми проповедями и встречами со святителем, добровольно принимали христианство. Сами, не таясь, выходили навстречу из лесов на берег реки, где останавливалась экспедиция. В том году было крещено 3тысячи 500 человек [7].
Ревность по Богу, стремление служить Христу влекли святителя в самые дебри сибирской тайги. В 1714 году святитель отправился к буренским остякам.
(Остяки — устаревшее название народов, проживающих в Сибири:
хантов, кетов, югов, селькупов)[8].
Незадолго до прибытия русских миссионеров у них уже побывали татарские абызы (мусульманские духовные лица) [9] и обратили их в ислам. По научению абыза остяки напали на миссионеров и ранили одного в голову, другого – в плечо, третьему пробили насквозь руки.
Неутомимый архипастырь не прекращал свою миссионерскую деятельность. Он продолжал попытку объехать свою епархию – Березово, Сургут, Надым, Томск, Иркутск, Туруханск, Красноярск. По льду перешёл озеро Байкал, добрался до Селенгинска и везде проповедовал слово Божие. Его трогательные и назидательные слова проповедей доходили до самых глубин души инородцев. Они платили ему взаимной любовью: «Добрый был старик, народ в обиду не давал, говорили о нём остяки,– комиссары и воеводы боялись его. Остяков шибко, шибко, говорят, любил» [8].
В последние годы жизни в келье у митрополита жили дети из семей новокрещённых. Он искренне привязался к суровому краю и полюбил сибиряков. С редким состраданием, сердечно и справедливо он принимал участие в судьбе своих северных крестников.
За двадцать пять лет пребывания в Сибири Филофей крестил более сорока тысяч человек, построил для них в Сибири 288 церквей, тридцать восемь монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников [6].
Почти всё время своей архипастырской деятельности провёл в беспрестанных поездках по дикой окраине, по степям и болотам, тайге и тундре, просвещая самоедов, вогулов, остяков. Совершил свое полное миссионерское путешествие в Берёзовский край, а за год до кончины, будучи уже тяжело больным посетил Низовскими край, и доехал до отдалённого Обдорска. Он выстроил новый архиерейский дом Тобольске, увеличил его доходы и привёл в лучшее состояние его вотчины, умножил количество духовенства как в церквях, так и в монастырях. Учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в их обучении.
Можно без преувеличения сказать, что Россия «приросла» Сибирью в результате деятельности Преподобного Филофея (Лещинского).
Использованные источники:
1. Мантуло Т.В. Плыл фимиам, томились свечи [электронный ресурс]http://www.stihi.ru/2010/07/13/790
2. Википедия свободная энциклопедия[электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/ НаселениеРоссии
3. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/Филофей(Лещинский)
4. Большая биографическая энциклопедия[электронный ресурс]http://enc-dic.com/enc_biography/Filofe-leschinski-27701.html
5. Святитель Филофей митрополит Тобольский и Сибирский [электронный ресурс] http://www.ihtus.ru/062015/st16.shtml
6. Филофей (Лещинский) [электронный ресурс]http://drevo-info.ru/articles/17826.html
7. Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность русской православной церкви в западной Сибири [электронный ресурс]http://textarchive.ru/c-2649974-p6.html
8. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/Остяки
9. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/Абыз
10.Сибирская Православная газета №10 2009 Г. [электронный ресурс] http://www.ihtus.ru/102009/st08.shtml