Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовное наследие сибирского с...

Духовное наследие сибирского святителя Филофея Лещинского


Процей Е. В.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» муниципального образования г. Ноябрьск, Детская библиотека
г. Ноябрьск

Плыл фимиам, томились свечи,

И свешник  золотом сиял,
Клонилось  солнце, на вечерню
Церковный  колокол сзывал.
Со звонницы, благовещая,
Малиновый плыл перезвон,
Лишь на мгновенье умирая,
Вновь воскресал для жизни он.
И шли к святому храму люди,
Дела оставив, суету,
Чтобы поведать тайны судеб
Животворящему кресту.
В притворе свечи покупали,
Несли, крестясь, под образа,
С молитвой Божьей зажигали,
Блестела на щеке слеза.
Там, благовония вдыхая,
Просили  только об одном:
«Живи в веках, о Русь святая,
Крепи в нас веру, сей добро!»[1].

Тамара Мантуло

Распространение православия в Сибири

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство с населением более 146  миллионов человек [2].

Укрепления христианства на Руси идёт от момента крещения до татаро-монгольского нашествия. В этот период Русь окончательно уходит от поклонения идолам, возникает святое таинство миропомазания.

Говоря о распространении православия в Сибири, стоит отметить, что именно православная церковь сыграла огромную роль в становлении Сибири как части российского государства. Активно велась миссионерская деятельность как на северных, так и на восточных и южных окраинах Сибири, которая привела к окончательному распространению и закреплению православия в крае.

Одним из ярких представителей миссионерской деятельности в Сибири являетсяФилофей Лещинский, митрополит   Сибирский и Тобольский, просветитель сибирских инородцев.

Богослов и миссионер

Родился Рафаил Богуславович Лещинский в Малороссии в 1650 году, образование получил в Киевской  духовной академии и по окончании курса наук был несколько лет приходским священником; затем поступил в Киево-Печорскую лавру, где постригся в монахи с именем Филофея. Через несколько лет был избран в экономы лавры, в 1701 году  был назначен наместником  Успенского монастыря  Орловской епархии.

Петр Великий, занятый мыслью о крещении сибирских инородцев, выбрал для этого дела Филофея. Во исполнение указа царя Петра I от 18 июня 1700 года4 января 1702 года был посвящён в Великом Новгороде в митрополита Тобольского и Сибирского и направлен в Тобольск [3].

 

Сибирские инородцы были крещены не силой политики, а силой веры русских миссионеров. Но чтобы сибирские народы влились в Российскую империю, понадобился человек таких выдающихся способностей, как Филофей (Лещинский).

О своём впечатлении от состояния приходов в епархии митрополит  Филофей в грамоте  архимандриту Троицкого  монастыря Мисаилу писал:

«Извещаем же братолюбию вашему  и сие, что грядущим нам из царствующих града Москвы во град  наш напрестольный видехом во церквах безличие великое, еже и писанию передати не хощем» [4].

Храмов в епархии было недостаточно, не хватало и священнослужителей. В некоторых церквях из-за скудности средств и отсутствия необходимой утвари не совершались церковные богослужения. Усиливалось магомедство, подавляющее большинство коренного населения Сибири оставались язычниками. Раскольники, расселившиеся в Сибири, вносили смуту в Церковь, предавались самосожжению.

Митрополит Филофей  глубоко скорбел о них. Особую тревогу митрополита вызывало и отсутствие школ в Сибири.

По прибытии в свой кафедральный город он послал в Киев своего помощника пригласить в Тобольск архимандритов, учителей, певчих и студентов.

В 1703 году посланный  возвратился с пятью учеными монахами. Из Печерского монастыря он привез 206 книг, среди них Псалтири, Служебники, Часословы, акафисты, русские грамматики [5].

Священников в Сибири в те времена очень сильно не хватало, поэтому принимали  в священный сан крестьян и  казаков – людей простых и по большей части неграмотных. В исправление этого недостатка была создана Митрополитом  Филофеем первая в Тобольске славяно-латинская школа для детей духовного звания.

6 декабря 1702 года митрополит Филофей созвал в Тобольске церковный Собор, явившийся одним из самых замечательных событий в истории сибирского Православия. На Соборе были составлены «соборные статьи», касающиеся богослужения, треб исправлений, жизни и быта духовенства и мирян [6].

Апостол Сибири

Святитель Филофей в течение всей своей двадцатипятилетней деятельности в Сибири неутомимо трудился на ниве духовного просвещения. При архиерейском доме он основал школу по образу Киевской и Черниговской духовных школ, было разрешено пригласить учителей, киевских и черниговских монахов и не разрешалось принимать в эту школу лиц не духовного сословия. Тобольская архиерейская школа было второй провинциальной школой России для подготовки священнослужителей.  В Тобольской духовной школе обучались дети новокрещённых остяков (ханты), вогулов (манси) и тунгусов (эвенки) [4].

В 1715 году митрополит Филофей  предписал учить детей хантов и манси настоятелю  Верхотурского Никольского монастыря. На протяжении всего восемнадцатого века духовные школы Сибири играли большую роль в обеспечении грамотными кадрами гражданских учреждений и учебных заведений.

 Митрополиту Филофею Сибирь также обязана устройством в 1704 году первого церковного хора из сосланных казаков.  С его именем связано начало театра в Сибири. Преподаватели и воспитанники Тобольской архиерейской школы ставили в нем духовно-назидательные пьесы [4].

Много заботился митрополит Филофей об умножении храмов, особенно каменных, и об украшении их.

В 1704 году в знак горячей своей привязанности к Киево-Печорской обители он построил к Тобольскому Софийскому собору тёплый придел во имя преподобных Антония и Феодосия. Особым попечением митрополита Филофея пользовался Тюменский Троицкий монастырь, основанный в 1616 году как Спасо-Преображенский. Часто проезжая через Тюмень, святитель  Филофей полюбил красивое  местопребывание Спасо-Преображенской обители и, заметив, что она от неопытных и неискусных настоятелей приходит в совершенный упадок и опустение, по благочестивой   своей ревности принял твёрдое и неотложное намерение возобновить весь монастырь.  В этот монастырь впоследствии митрополит Филофей дважды удалялся  на покой и в нём окончил свою земную жизнь.[4,]

Особенно много потрудился святитель как миссионер и проповедник слова Божия.

1712 году Филофей возглавил миссионерскую экспедицию вниз по Иртышу, Оби и Сосьве, не радостно прошла та первая экспедиция, скрылся в лесах таёжный люд. На следующее лето вновь  пошли по прежнему маршруту. И инородцы уже подготовленные первыми проповедями и встречами со святителем, добровольно принимали христианство. Сами, не таясь, выходили навстречу из лесов на берег реки, где останавливалась экспедиция. В том году было крещено 3тысячи 500 человек [7].

Ревность по Богу, стремление служить Христу влекли святителя в самые дебри сибирской тайги. В 1714 году святитель отправился к буренским остякам.

(Остяки — устаревшее название народов, проживающих в Сибири:

хантов, кетов, югов, селькупов)[8].

Незадолго до прибытия русских миссионеров у них уже побывали татарские абызы (мусульманские духовные лица) [9] и обратили их в ислам.  По научению абыза остяки напали на   миссионеров и ранили одного в голову, другого – в плечо, третьему пробили насквозь руки.

Неутомимый архипастырь не прекращал свою миссионерскую деятельность. Он продолжал попытку объехать свою епархию – Березово, Сургут, Надым, Томск, Иркутск, Туруханск, Красноярск. По льду перешёл  озеро Байкал, добрался до Селенгинска и везде проповедовал слово Божие. Его трогательные и назидательные слова проповедей доходили до самых глубин души инородцев. Они  платили ему взаимной любовью: «Добрый был старик, народ в обиду не давал, говорили о нём остяки,–  комиссары и воеводы боялись его. Остяков шибко, шибко, говорят,  любил» [8].

В последние годы жизни в келье у митрополита жили дети из семей новокрещённых. Он искренне привязался к суровому краю и полюбил сибиряков. С редким состраданием, сердечно и справедливо он принимал участие в судьбе своих северных крестников.

За двадцать пять лет пребывания в Сибири Филофей крестил более  сорока тысяч человек, построил для них в Сибири  288 церквей, тридцать восемь монастырей, основал  много приходов и тем самым заложил основу для распространения  христианства среди язычников [6].

Почти всё время своей архипастырской деятельности провёл в беспрестанных поездках по дикой окраине, по степям и болотам, тайге и тундре, просвещая самоедов, вогулов, остяков. Совершил свое полное миссионерское путешествие в Берёзовский край, а за год  до кончины, будучи уже тяжело больным  посетил Низовскими край, и доехал до отдалённого Обдорска. Он выстроил новый архиерейский дом Тобольске, увеличил его доходы и привёл в лучшее состояние его вотчины, умножил количество духовенства как в церквях, так и в монастырях. Учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в их обучении.

 Можно без преувеличения сказать, что Россия «приросла» Сибирью в результате деятельности Преподобного Филофея (Лещинского).

Использованные источники:

1.    Мантуло Т.В.  Плыл фимиам, томились свечи [электронный ресурс]http://www.stihi.ru/2010/07/13/790

2.    Википедия свободная энциклопедия[электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/ НаселениеРоссии

3.    Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/Филофей(Лещинский)

4.    Большая биографическая энциклопедия[электронный ресурс]http://enc-dic.com/enc_biography/Filofe-leschinski-27701.html

5.    Святитель Филофей митрополит Тобольский и Сибирский [электронный ресурс] http://www.ihtus.ru/062015/st16.shtml

6.    Филофей (Лещинский) [электронный ресурс]http://drevo-info.ru/articles/17826.html

7.    Софронов В.Ю.  Миссионерская деятельность русской православной церкви в западной Сибири [электронный ресурс]http://textarchive.ru/c-2649974-p6.html

8.    Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/Остяки

9.    Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/Абыз

10.Сибирская Православная газета  №10 2009 Г. [электронный ресурс] http://www.ihtus.ru/102009/st08.shtml


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт