Петакова Рузиля Джалильевна, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Муравленко» город Муравленко
Духовный мир человека в литературе о Великой Отечественной войне.
«После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Однажды, среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие.
Я нашел для себя сокровище, такое утешение. Собрал все листочки вместе, и оставалось то Евангелие со мною все время».
Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой Лавры.
Этими воспоминаниями истинно верующего человека хочется начать разговор о силе и глубине литературного слова в годы Великой Отечественной войны. Почему? Ответ очевиден, хотя и удивителен по своей природе – именно на войне люди чаще всего приходят к вере в Бога, раскрывают свое истинное «я», формируют принципы и совершают поступки.
В те беспощадныевоенные годы, многие солдаты на полях сражений видели и осознавали, что все происходящее вокруг не просто страшно для человеческой души и тела, а именно противоестественно самому устройству мира. Есть что-то иное, что-то величественное и что-то более могущественное, что-то за гранью человеческого понимания…
К писателям, отражающим в литературе те невыносимые испытания особенное отношение. Им веришь, потому что всё, о чём они писали, было пройдено каждым воевавшим лично. Особенно пронзительными для восприятия становятся описанные в книгах чувства людей, переживших войну. Их души и эмоции оголены – это чувства людей, ежеминутно рискующих погибнуть. В такие минуты лгать невозможно.
Однажды, известный писатель и военный корреспондент Константин Симонов сказал: «Писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
Не согласиться с писателем трудно, поэтому, попробуем проследить за ростом и возвышающейся крепостью человеческой души на примерах известных произведений о Великой Отечественной войне.
Одним из таких примеров является повесть Василя Владимировича Быкова «Сотников». Сам Быков не только познал на собственном примере все тяготы войны, но и сумел в своем произведении передать всю гамму чувств, испытываемых обычными солдатами на войне– страх перед смертью, любовь к Родине и своим близким, отчаяние. Писатель, применяя принцип сопоставления, глубоко и ярко описывает главных героев – Сотникова и Рыбака. Гордо проходя через испытания судьбы Сотников принимал смерть, ниминуты, не колеблясь и не отрекаясь от своих убеждений. Рыбак же напротив, перед лицом смертиотрекается от всего, в том числе от Родины, и предавая её, спасает свою жизнь. Для него, Рыбака, сработал обычный принцип, так часто имеющий место и в нашей современной жизни: «От меня все равно ничего не зависит», «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит».
Как убеждает нас история – все имеет смысл, ведь страдания за свой народ, за его веру всегда имеют огромный смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Читая повесть Быкова современный молодой человек не только обогащает свои познания в историиВеликой Отечественной войны, он невольно, (и в этом уникальная сила литературы) спрашивает себя: «Кто я? Неужели Рыбак? Или все-таки Сотников?».
Примерами подобных внутренних диалогов самим с собой являются и уникальные поступки современных молодых людей в наши дни. Порой невозможно осознать великую силу духа российского военнослужащего Родионова Евгения Александровича. Парень был призван на службу в 1995 году, а в 1996 был направлен в Кавказский особый пограничный округ, где, прослужив месяц на Первой чеченской войне, попал в плен. После ста дней плена и жестоких пыток, Евгению было предложено снять нательный крест и отречься от своей веры, но парень отказался, после чего был обезглавлен. Таким образом, Евгений Родионов стал мучеником за крест, а для многих живущих современников еще и символом мужества, чести и верности.!
В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и по заказу храма Святителя Николая в Пыжах, была издана книга «Новый мученик за Христа воин Евгений».
И вот опять, спустя столько лет после окончания Великой Отечественной войны на свет появляется новая книга, новая история о беспредельном мужестве и силе человеческого духа. Это наша современная история. Это наша современная война. И это наши современники.
Советскими писателями война изображалась и как каждодневный упорный труд с полной отдачей всех сил. На войне необычное становится обычным, героизм – нормой, исключительное переводится самой жизнью в разряд обыкновенного.
В своей повести «Дни и ночи» (1943 – 1944 гг.) Константин Михайлович Симоновсоздает характер капитана Сабурова –сдержанного, молчаливого,порой сурового человека, который тем не менее, стал популярным в послевоенной литературе. Капитан ощущал войну, «как всеобщую кровавую страду», где человек работает без права на отдых, до изнеможения, не просто на пределе, а выше всякого предела своих сил, и это становится его главным занятием на войне. В этом его главный военный подвиг. В повести не раз упоминается, что Сабуров «привык к войне», к самому страшному в ней, «к тому, что люди здоровые, разговаривавшие, шутившие с ним только что, через десять минут переставали существовать». Война по-новому оценила в людях существенное и несущественное, главное и неглавное, истинное и показное: «…люди на войне стали проще, чище и умнее… Хорошее у них выплыло на поверхность оттого, что их перестали судить по многочисленным и неясным критериям… Люди перед лицом смерти перестали думать, как они выглядят и какими они кажутся, – на это у них не осталось ни времени, ни желания».
Нечеловеческие испытания, выпавшие на долю героев военных произведений, выявили и утвердили главное, подлинное в человеке. Каждый должен был что-то преодолеть в себе, от чего-то отказаться. Но эти потери не сломили их, а только наоборот, сохранили человечность и духовность, которые пронесли через всю войну.
Это подтверждает рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» (1956 г.). Перед нами столкновение человека с историей, его личная судьба. Рассказывая о своей жизни, искореженной войной, Соколов вовлекает нас в круговоротэмоциональных переживаний. После Гражданской войны у Андрея Соколова «родни хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души». В жизни он успел жениться, построить дом, у него появились дети. Но потом наступила новая война– Великая Отечественная, которая отняла у него все– дом, жену, детей. И опять никого нет. И опять боль, которая как будто сконцентрировала в себя всю боль народа: «…глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть». От боли одиночества героя спасает забота о еще более беззащитном существе– сироте Ванюшке. «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя!». У Соколова появилась отрада: «Ночью то погладишь его сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…».
Сегодня военная проза получила новое признание у современного читателя, она востребована, ею зачитываются, ее экранизируют, о ней говорят и спорят. Поступки и подвиги героев военных произведений находят служат основой и фундаментом для организации патриотической работы с детьми и подростками в образовательных и культурных учреждениях современной России.
С 2010 года библиотеки города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа принимают активное участие в Международной Акции «Читаем детям о войне», целью которой является воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Одновременно в самых разных уголках России и за её пределами проходит час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне. Юные читатели не только знакомятся с книгами, повествующими о защитниках Родины, но и узнают о бесстрашных солдатах, которые ценой своей жизни совершали героические поступки.
Еще одной инновационнойформой работы можно назвать «Читающий автобус»–цикл патриотических мероприятий ко Дню Победы, в которых жители города, проезжая в городском общественном транспорте могли услышать песни и стихи военной поры в исполнении юных чтецов и артистов.
Не раз сотрудниками Централизованной библиотечной системы была проведена акция «Прочти книгу о войне» в рамках программы «Книгоюношество». Цель мероприятия заключалась в том, что библиотекари предлагали читателям литературу или аудиокниги о Великой Отечественной войне. За месяц проведения акции жители города прочитали более 300 книг.
Самыми популярными произведениями среди взрослого населения города оказались «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева, «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич, «Июль 41 года» Григория Бакланова и «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева, а среди юных читателей - книга Андрея Жарикова «Белый голубь».
Сегодня эта литература востребована, эти книги обсуждают и задумываются, сравнивают себя с поступками главных героев.
В канун 75-летия Великой Победы хочется еще раз отметить: мы помним о наших героях, но никто не хочет войны.Каждый человек должен знать и верить, что его окружают люди, способные на поступок, верные своим идеалам и принципам, люди, достойные нашего героического поколения.
Библиографический список литературы: