Решетников Александр Сергеевич,
учитель истории, зам.директора по УВР
Негосударственное общеобразовательное частное учреждение
"Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»
Важным направлением в работе с молодёжью является формирование духовной нравственности, православных ценностей, любви к Богу. Духовное состояние общества и особенно молодого поколения вызывает особую тревогу и заботу Церкви.
Православная молодежь - будущее Церкви и общества, и если работе с молодежью уделять недостаточно внимания, то есть риск остаться без будущего. Принципиальным моментом «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» является тезис о привлечении детей и молодежи к самостоятельной духовной жизни в ответственном молитвенном предстоянии перед Богом. При чем речь идет о всех типах молодёжных групп: от воцерковлённой молодёжи и неофитах до представителей иных конфессий, и молодёжи, негативно настроенной к Православной Церкви.
Неоспоримым является тот факт, что воспитательная работа в молодежной среде сегодня должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы. В современном быстро меняющемся мире Церковь подчас не успевает находить те подходы, тот язык и те методы, благодаря которым Благая Весть, исходящая из уст церковных людей, будет услышана.
Опыт предшествующих поколений должен быть переосмыслен с учетом современной ситуации. Из этого опыта необходимо взять все лучшее и разработать современные способы и методы воспитания.
Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью богословско-нравственного осмысления проблем нравственности современной молодежи и анализа педагогического опыта с целью расширения представления о причинах, приводящих к духовно-нравственному кризису молодежи и определения способов его преодоления в соответствии с требованием времени.
Цельработы – обозначить духовно-нравственные проблемы современной молодежи и указать на возможные пути их преодоления.
Достижение поставленной цели, предлагается осуществить посредством реализации следующих задач:
1. проанализировать и выявить нравственные проблемы современной молодежи;
2. определить основные принципы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье на сегодняшний день;
Одна из ключевых проблем современной действительности – это пропаганда безнравственного образа жизни. Навязанные данной модели поведения разрушающе действует на характер подростка. Это способствует появлению в нем вредных привычек и ослаблению волевых и умственных качеств. Архиепископ Амвросий Харьковский отмечает: «Удовольствия, действуя на чувство и воображение, как на такие силы, которые больше принимают впечатления со стороны, чем действуют самостоятельно, больше возбуждаются и волнуются, чем собираются и правильно устанавливаются, - тем самым ослабляют деятельность нашего ума и воли»[1]. В особенности это касается чувств и воображения детей в подростковом возрасте.
Отцы Церкви утверждают, что когда у молодого человека появляется привязанность к чему-то, он, в отличие от взрослого, отдается ей полностью. Вследствие постоянного повторения греха появляется страсть , а затем эта страсть становится вовсе образом жизни ребенка. Пагубность привычки в дальнейшем сказывается на характере ребенка. Все последствия недолжного воспитания начинают проявляться в нем так, что предотвратить их становится фактически невозможно. Подросток перестает слушать своих родителей и начинает искать себе поддержку вне дома, т.е. на улице, порой даже убегает из дома.
Среди друзей попадаются разные люди, каждый со своими недостатками и наклонностями. Вступая в общение с безнравственными детьми, он попадает под влияние их страстей и наклонностей. В такой компании, ребенок быстро начинает изменяться в худшую сторону. Усугубляется конфликт с родителями, падает успеваемость в школе, появляются вредные привычки. Такие подростки не редко становятся членами не формальных молодежных движений, представителями молодежной субкультуры, где они находят единомышленников, имеют возможность самовыразиться.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенной молодежной группы, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
В среде современных субкультур асоциального характера (диггеры, фрикки, байкеры, бэггеры, гопники, готы, кроссеры, лимоновцы, любера, новые левые, панки, растаманы, рэйверы, эмма, яппи, и др.) наблюдается отчужденность от всеобщих ценностей, единый поведенческий стереотип, замкнутость интересов, культурная отчужденность, отрицание всех авторитетов и их советов, которые находятся за пределами интересов группы. В некоторых субкультурах пропагандируется, оппозиция существующим в обществе нормам. Попав в такую группу, ребенок начинает, подобно своему окружению, вести безнравственный образ жизни.
Одной из ключевых проблем в нравственном становлении современной молодежи является отсутствие послушания и уважения к своим родителям. Чаще всего причина этого кроется в отсутствии взаимопонимания между родителями и детьми как основы в формировании подлинно нравственных ориентиров. Отсутствие взаимопонимания приводит к деформациям в семейных отношениях, отношениях между взрослыми и детьми. С одной стороны, это может приводить к бессилию родителей в деле воспитания детей, когда они, теряя рычаги влияния, пускают дело воспитания на самотек, развращают детей вседозволенностью, наслаждениями, не заслуженными похвалами. С другой стороны, отсутствие взаимопонимания, контакта может вызывать со стороны родителя, воспитателя агрессию и насилие в отношении детей.
Другим крайним проявлением является чрезмерная забота родителей о своих детях, ограждение их от забот, проблем, обязанностей, стремление сделать их жизнь максимально комфортной. Дело в том, что постоянное угождение прихотям ребенка, развивает в нем самомнение. За самомнением следует самолюбие, а за самолюбием – самоугодие. Опасность этих состояний состоит в том, что удовольствия становятся для ребенка главной целью жизни и причиной асоциальных поступков. Такой ребенок, попадая в школу, оказывается неготовым к встрече с трудностями, что, в свою очередь, может стать источником безнравственного поведения.
Приход в школу для ребенка есть новый и сложный этап его жизни. Не случайно психологи один из возрастных кризисов связывают именно с этим этапом. Новый коллектив (большой, сложный), новые требования, новый порядок, новый режим, новые отношения. Все это оказывает сильное влияние на психику ребенка, провоцирует у него защитные реакции. Избалованный ребенок, не готовый к новым условиям может не адекватно реагировать на новые ситуации. Он начинает сталкиваться с критикой, его интересы пересекаются с интересами других людей. Критичные замечания очень влияют на эмоциональное представление малыша о самом себе. Здесь кроется опасность, так как не каждый ребенок способен справиться со своим самолюбием, которое было взращено родителями. Ребенок, не воспитанный родителями должным образом, начинает противиться другим детям, защищая свою самость, или подпадает под влияние своих одноклассников, которые, тоже, были недолжным образом воспитаны своими родителями.
Еще одной огромной проблемой современной молодежи является вредные привычки, и как следствие их асоциальное поведение подрастающего поколения.
Психология утверждает, что вредные привычки – это не проблема отдельно взятого человека, сегодня это болезнь общества. Многие привычки и увлечения (курение, сквернословие, пивной алкоголизм и т.д.) настолько укоренились в сознании наших современников, что незаметно стали нормой. Сегодня многие недооценивают разрушительных последствий этой проблемы как для индивида, его близких, так и для общества в целом. Болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому очень важна работа по предупреждению, профилактики вредных привычек именно среди подрастающего поколения. В данном параграфе мы рассмотрим негативное воздействие вредных привычек на физическое и нравственное здоровье современной молодёжи.
Одной из самых распространенных пагубных привычек сегодня является сквернословие. Большинство людей не осознают, что имеют такой порок. Бранные слова становятся естеством человека, его образом мысли, самовыражением, проникая через ум, они поражают душу. Распространенность данной привычки говорит о том, с какой легкостью она овладевает человеком. Пожалуй, это одна из первых вредных привычек, которой может заразиться даже младенец.
В Священном Писании говорится: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере» (Еф. 4; 29). Нецензурная брань отрицательно воздействует на духовные качества ребенка и может стать причиной появления агрессии в детях. По мнению Святых Отцов, сквернословие, воздействуя на душу ребенка, постепенно меняет его восприятие и в большинстве случаев становится причиной нравственных проблем в подростковом возрасте[2]. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «…как прившедшее слово имело силу прав первородства, сообщенных рождением; так прившедшее злословие может произвести то же, что и убийство»[3]. Привычка нецензурно выражаться в последствие может усугубиться более страшными привычками: курение, алкоголизм, наркомания.
Следующая группа пагубных привычек современной молодежи связана с увлечением компьютером, гаджетами и Интернетом.
Злоупотребление данным увлечением как медицинская и социальная проблема ввело в оборот сегодня целый ряд новых терминов, связанных с многочисленными расстройствами поведения и психики: сетеголизм (зависимость от интернет-сетей), кибераддикция (зависимость от компьютерных игр), виртуальная (компьютерная) зависимость, интернет-привязанность, интернет-аддикция, вебоголизм, PCU (патологическое использование компьютера), телефонамания и т.д. Многообразие перечисленных понятий говорит о широте рассматриваемой проблемы.
Еще большую опасность компьютер представляет для детской неокрепшей психики. В сравнении со взрослыми у детей и подростков стихийное и бесконтрольное использование компьютера намного быстрее и легче приводит к развитию зависимости, что приводит к нарушению социальной, эмоциональной и познавательной сферы. У зависимого подростка развиваются такие качества как: неуверенность в себе, истинная или «предохранительная» заниженная самооценка, фрустрация (чувство не успешности на фоне мощных, неосуществленных желаний), чувство покинутости, замкнутости, коммуникационные трудности, интеллектуализация. Компьютерные игры вызывают в человеке зависимость, отстраненность от внутрисемейных традиций[4] и агрессию к запретам и упрекам родителей и близких[5]. Наряду с этим, происходит полное разрушение тела, души и духа ребенка. Виртуальный мир разрушает его личностные качества и не дает им полностью раскрыться.
Другим опасным увлечением современной молодежи является посещение ночных клубов. Дискотека в ночное время оказывает пагубное влияния на физическое и нравственное здоровье: нарушаются естественные биоритмы человека, смещается время бодрствования и сна, в условиях бесконтрольности у подростка формируется страсть к вседозволенности, чувственным наслаждениям, потребительскому отношению к жизни. Клубная ритмичная музыка и присутствие лиц противоположного пола могут подтолкнуть ребенка к ранней половой жизни. Одобрение ровесников, разделяющих с ним эти удовольствия, способствует укоренению в подростке возникших устремлений.
Употребление новых «легких» наркотиков (соль, спайс) привели в недавнем времени к вспышке употребления наркотиков среди молодежи. Особенно сложная ситуация сложилась в Сургуте, Тобольске, Тюмени. Проблема осложняется тем, что определить, принимал ли ребенок наркотик, совсем не просто, к примеру, у «спайса» очень короткий период опьянения - родители могут ничего не заметить, если ребенок отсутствует дома всего пару часов. Наркозависимый представляет опасность не только для себя, но и для окружающих. Статистика показывает, что почти половина преступлений совершается под воздействием наркотических препаратов[6]. Подросток, употребляющий наркотики, нередко встает на путь воровства, разбоя, проституции и даже убийства[7].
Лаконичная оценка наркомании была дана протоиереем Михаилом (Денисовым): «…наркотики – это явление, которое является естественным в этой культуре, логический финал всех наслаждений, вершина пирамиды удовольствий и одновременно тупик, вечная смерть»[8].
Таким образом, вредные привычки - это действительно страшное орудие. Являясь порождением антисоциальной среды, они становятся угрожающим фактором, который способствует постепенному упадку нравственности в среде молодежи. Каждая страсть, так или иначе, уничтожает в человеке положительные личностные качества. Вместо себя страсти оставляют только пустоту и угрызение совести, которые могут впоследствии привести к длительной депрессии, отчаянию, гневу, неврозам, психическим заболеваниям[9] или, вовсе, к убийству или самоубийству[10].
В качестве причин, порождающие безнравственность и нравственные проблемы современной молодежи следует выделить следующие:
- грехопадение и его последствия как причина отпадения человека от Бога и движущий фактор стремления к греху;
- отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми как условия формирования нравственных ориентиров, что и становится причиной появления наклонностей к греху;
- отказ от воспитания как основной задачи образовательного учреждения;
- современная пропаганда оккультных и безнравственных учений как возбудитель греховных стремлений;
- распущенность нравов и одобрение греха в обществе как толчок в греховную жизнь;
- вредные привычки и пристрастия как движущий фактор асоциальных поступков.
Таким образом, к нравственным проблемам современной молодежи мы относим следующие: непослушание родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; формирование культа «удовольствия», нравственная и половая распущенность.
Таким образом, проблема нравственного воспитания молодежи есть одна из главных задач Русской Православной Церкви. Сегодня общество глубоко поражено плодами безбожия.
Развитию безнравственности у современной молодежи сегодня способствуют такие проблемы как: отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, развращенность части общества и пропаганда псевдоценностей, которые зачастую ориентированы на извращение всего доброго и истинного в человеке.
В числе основных нравственных проблем современной молодежи мы можем выделить: непослушание и неуважение к родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; стремление к удовольствиям и наслаждению; подражание ложным авторитетам; нравственная и половая распущенность.
Обширный пласт христианской педагогики предлагает нам сегодня проверенный временем опыт нравственного воспитания молодого поколения. Христианские педагоги настаивают на искоренении греховных наклонностей в ребенке через взращивание добродетелей: Страх Божий, совесть, послушание, целомудрие, любовь, честность, щедрость. Достигнуть этого возможно на нравственных основаниях и с помощью: собственного примера нравственной жизни родителей; правильного понимания Бога; приобщения к таинствам церкви, домашней молитве и делам милосердия; устранения от соблазнов и земных стремлений; проявления любви и сострадания, доверия и уважения; проведение бесед и нравоучений на духовную тему; распорядка и дисциплины.
Список литературы
[1]Амвросий Оптинский, преп. О христианской жизни в миру// Отечник. Воспитание детей. М., 1997. С. 70
[2] Нецензурная брань. Ее пагубная сущность. М., 2000. С. 15
[3] Ефрем Сирин, преп. О злоязычии и о страстях// Ефрем Сирин, преп. Творения, том 2. М., 1993. С. 306
[4] Берестов Анатолий, иером. Подсевший на игру. М., 2007. С. 13
[5] Абраменкова В. Ребенок в «зазеркалье» [Электронный ресурс] / URL: https://studfiles.net/preview/5576578/page:4/
[6] В Минске арестовали 17-летнего наркомана, убившего своего отца. [Электронный ресурс]. http://news.tut.by/society/397580.html
[7] Прищенко Роман. Азбука помощи наркозависимым, православный взгляд. М., 2017. С. 288
[8] Денисов Михаил, иерей. Воспитание подрастающего поколения и средства массовой информации: проблемы и перспективы[Электронный ресурс] / URL: //http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/04/03/vospitanie_podrastayuwego_pokoleniya_i_sredstva_massovoj_informacii_problemy_i_perspektivy/
[9] Ефрем Сирин, преп. О духовном состоянии// Ефрем Сирин, преп. Творения, том 2. М., 1993. С. 396; Галина Калинина. Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире… Указ.соч.С. 41
[10] Абраменкова В. Ребенок в «зазеркалье»… Указ.соч.