Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 6. Духовно – нравственное и па...

6. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание в спорте (на примерах спортсменов – фронтовиков). Представление опыта работы МАДОУ «Малыш».


Прокофьева Наталия Владимировна (инструктор по физической культуре);

Малицкая Анжелика Алексеевна (заместитель заведующего);

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Малыш» муниципального образования г. Ноябрьск, г. Ноябрьск

В тяжёлые минуты я всегда вспоминал занятия физической культурой, спортом. Физкультура, закалив меня, позволила легче переносить все невзгоды и лишения партизанской жизни. Она помогла мне стать хорошим бойцом».

Николай Королёв, советский боксер, девятикратный чемпион СССР, партизан, награжден Орденом Красного знамени, Орденом Трудового Красного Знамени, Медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

Невозможно назвать всех, кто своими рекордами и достижениями славил советский спорт, был примером для молодежи в мирное время, и кто отдал свою жизнь за отчизну, когда над нею нависла смертельная опасность.

«Каждый спортсмен стоит в бою нескольких рядовых бойцов, а взвод спортсменов — надежнее батальона, если предстоит сложная боевая операция» — эти слова произнес Герой Советского Союза генерал армии И. Е. Петров, оценивая вклад воинов - спортсменов в победу в Великой Отечественной войне.

В этом году наша страна отмечает 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эта тема не может быть забыта или искажена. Наша задача, как педагогов, так и родителей, доносить правду о той Великой Победе нашим детям, внукам и правнукам.

В настоящее время существуют проблемы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения:

Постоянное воздействие различных потоков информации на душу ребенка;

Разрушительная антидуховная пропаганда в СМИ (культ насилия, жестокости, праздности).

Низкий уровень духовно – нравственной культуры родителей.

Некомпетентность в вопросах становления и воспитания детей.

Я, как инструктор по физическому воспитанию, как руководитель духовно – нравственной группы «Мои Истоки», считаю необходимым проводить работу с воспитанниками нашего дошкольного учреждения в спортивно – патриотическом направлении. Мы знакомим наших ребят с подвигом спортсменов – героев фронтовиков.

С первых дней войны весь советский народ поднялся на борьбу с фашизмом. Не могли остаться в стороне и спортсмены. Уже 27 июня 1941 года из спортсменов - добровольцев были сформированы первые отряды отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Спортсмены учились минировать шоссейные и железные дороги, стрелять без промаха, бесшумно снимать часовых. Всего за линию фронта, в 1941-1945 гг. было отправлено свыше 200 оперативных групп, в которые входило более 7000 человек. В тылу противника они пустили под откос 1500 воинских эшелонов с вооружением и гитлеровскими захватчиками, разрушили сотни мостов и переправ, уничтожили 50 самолетов и 145 танков. Вспоминая героев – спортсменов, мы с ребятами знакомимся с такими выдающимися личностями, как:

Леонид Мешков (тринадцатикратный рекордсмен мира, фронтовой разведчик на ленинградском фронте, после ранения комиссован, вернулся в большой спорт и с 1947 года установил еще 5 мировых рекордов);

лыжница Люба Кулакова, чемпионка Советского Союза, которая в годы войны обучала партизан ходить на лыжах, отважно сражалась и погибла в бою. В Москве на стадионе «Сталинец» Любе Кулаковой поставлен памятник;

Григорий Малинко, чемпион Украины по борьбе. Начал войну артиллеристом, защищая подступы к селу, остался в живых один с орудием. Отличаясь необыкновенной силой, он перетаскивал вручную полуторатонное орудие и снаряды с одного места на другое и вел беглый огонь по врагу. Немцы и подумать не могли, что стреляет одно орудие и один боец!

Виктор Иванович Чукарин, выдающийся советский гимнаст, Чемпион Олимпийских игр, имеет 11 Олимпийских наград мира и СССР.  Воевал в артиллерийской части, возле Полтавы попал в плен, прошел 17 концентрационных лагерей. После войны работал во Львовском институте физической культуры , создал собственную школу гимнастики.

Боксер Николай Королев, провел на ринге 219 боев, в 206 одержал победу. Девятикратный чемпион СССР,  отказался от титула, решив, что его оппонента засудили. Написал письмо в одну из центральных газет, заявив, что настоящий победитель боя не он, а Навасардов, и отдал победу противнику. В годы войны был партизаном.  Однажды, спасая  раненого командира и отражая нападение врагов, вошел в немецкий дзот, накаутировал и уничтожил четырех немцев, гранатой подорвал дзот, сам был ранен. Вернувшись, вынес  командира в безопасное место. Николая наградили Орденом Красного знамени. А вот на фронт он так и не вернулся — его оставили в тылу для «организации военно-спортивной работы среди населения».

Перед занятиями кружка «Юные футболисты» я не раз рассказывала ребятам о подвигах спортсменов – футболистов.

Легендарные футбольные матчи: (на Сталинградской земле, 2 мая  1943 г., встретились команды «Спартака» и Сталинградского «Динамо», доказывая непобедимость советского духа. Перед игрой вратарю Василию Ермасову была вручена медаль «За отвагу»; и матч в городе Киеве, 9 августа 1942 года. «Матч смерти» сыгранный в оккупированном немцами городе между местной и немецкой командами. Через некоторое время после этой игры ряд футболистов-киевлян оказались в концентрационных лагерях, а некоторые были расстреляны.

Воспитывая молодое подрастающее поколение в духе патриотизма, невозможно обходиться без упоминания о подвиге героев фронтовиков. Примеры жизни спортсменов - фронтовиков учит ребят доброте, честности, дисциплинированности, ответственности, товариществе, долге, патриотизму.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.

Спортивно – патриотическое воспитание в нашем дошкольном учреждении имеет несколько направлений: историко – краеведческое, гражданско – патриотическое, военно – патриотическое, социально – патриотическое, духовно – нравственное, здоровый образ жизни.

Давайте рассмотрим их более подробно.

Историко – краеведческое направление включает в себя: работу со знакомством с детьми с историей своей страны, битвами, сражениями, героями, с традицией и бытом своей Малой Родины.

Гражданско – патриотическое воспитание включает в себя: встречи с интересными людьми. Так, с неподдельным интересом, прошли мастер – классы:

со знаменитыми чемпионами по фигурному катанию, хоккею и тхэквондо;

ребятам провели мастер – класс по сборке и разборке оружия, строевой подготовке  кадеты гимназии №1;

занимательно и познавательно прошла встреча с представителем казачества г. Ноябрьска, он продемонстрировал воспитанникам методы владения саблей и деревянными палками, рассказал о истории казачества;

работники городского детского музея познакомили ребят с музейными экспонатами  знамен советской эпохи, знаков отличия трудовых передовиков;

представители централизованной библиотечной системы показали познавательную видеоподборку о героях нашего времени;

трогательно прошла встреча с детьми военных лет, ребята показали свою спортивную сноровку, слушали рассказы и стихи бывших маленьких узников лагерей;

руководитель городской организации «Союз Десантников» города Ноябрьска с ребятами кадетского класса познакомил ребят с формой десантников, флагом десантных войск, показали приемы рукопашного боя.

Военно - патриотическое направление включает в себя: проведение праздников, развлечений, тематических занятий, экскурсий. Так в нашем детском саду, совместно с родителями, традиционно проводятся праздники, посвященные Дню защитника Отечества: «Аты – баты,  мы с папой – солдаты!», «Защитники Родины», «День Российского флага».

Ребята в интересной игровой форме познают разнообразие войск, форму солдат, их предназначение, знакомятся с символикой родной страны.

Спортивно – познавательные развлечения «Куликовская битва», «Не перевелись на Руси Богатыри русские!» не только переносят ребят в прошлое, но и знакомят с предметами старины (кольчуги, доспехи, копья, булавы), с былинными богатырями (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

В предварительной работе ребята с удивлением узнают, что Илья Муромец является не только богатырем и былинным героем, но и русским святым. А Родион Ослябя и Александр Пересвет – воинами монахами. Примеры святых отцов, которые становились на защиту своей Родины в тяжелую для нее минуту подают пример не только мужества и героизма, но и духовного смирения.

Социально – патриотическое направление включает в себя: участие в акциях, выставках,  экскурсиях.  С 2018 года МАДОУ «Малыш» является муниципальной инновационной площадкой в системе образования города Ноябрьска. Цель проекта: создание системы волонтерского движения в условиях ДОУ путем формирования активной гражданской жизненной позиции и инициативы по оказанию помощи и милосердия окружающим людям и природе во взаимодействии с социальными структурами города Ноябрьск.

Так ребятами, их родителями, совместно с различными структурами города были проведены акции:

«Поздравляем ветеранов» - сбор средств, продуктов питания для детей войны, аудио - поздравление от воспитанников МАДОУ «Малыш»;

«Подарок больному другу» - сбор канцелярских товаров, книг, раскрасок и карандашей для детей, находящихся в стационаре;

«Лавка добра» - сбор  продуктов и средств личной гигиены для пенсионеров, стоящих на учете в УСЗН и нуждающихся в поддержке;

«Посылка Ямальскому солдату» совместно с организанией «Высокий полет»;

«Твори добро» - сбор продуктов питания, предметов личной гигиены и хозяйственных нужд для пожилых прихожан Храма Архистратига Михаила;

Зарядка – челлендж «ЗДРАВствуй!», с участием других дошкольных учреждений города, а также клубом «Доверие» с целью пропаганды здорового образа жизни;

«Рождество приходит ко всем» - организована и проведена для воспитанников детского дома «Семья» с проведением праздничной программы, сбор подарков и др.

В игровой увлекательной форме прошла экскурсия в музей воинской славы центра духовного и патриотического воспитания «Кадет». Ребята увидели настоящую форму военных лет, медали и ордена фронтовиков, предметы быта русских солдат.

Также наши ребята принимали участие в конкурсе строя и песни, встречались с ветеранами, читали им стихи, танцевали.

Духовно – нравственное направление включает в себя: изучение государственной символики России, своего края, родного города, быта, традиций и культуры своего народа, достопримечательностей своего города (экскурсии, занятия, беседы, игры, викторины, просмотр фильмов и мультфильмов).

Также ребятам и родителям предлагается провести работу по изучению и сбору материалов своего генеалогического древа, выпустить газету «История моей семьи», «История моей фамилии» и др.

Вместе с педагогами они посещают Храм, слушают беседы работников храма. Готовят поделки для вручения прихожанам и гостям праздника.

Важное место в духовно – нравственном воспитании детей занимает сбор информации о героях войны. Заданная тематика в семейном кругу превращается в газету «Открытка ветерану», «Мой прадед – герой!», «История моей семьи». Каждый год, после праздничного концерта, посвященного Дню Победы, ребята возлагают цветы к памятному месту.

Здоровый образ жизни включает в себя: проведение спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, бабушки!» (сотрудничая с клубом дневного пребывания пожилых людей «Добродея»); праздников «Здравствуй, праздник Рождества!», «Зимние игры - забавы», развлечений, игр – эстафет, спортивных фото – выставок. Ко всем спортивным мероприятиям привлекаются родители, социальные структуры города, социум.

Ведь духовно – нравственное воспитание – это не что иное, как питание физическое (укрепление силы) и питание духовное (укрепление души). Это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Литература:

1. Королёв, Н. «На ринге», - М.: Молодая гвардия, 1952.

2. Сайт ДЮСШ №1 г. Тобольск «Великие спортсмены, которые служили на войне», электронный ресурс// сайт доступа https://sporttob.ru/velikie-sportsmeny-kotorye-sluzhili-na-vojne/

3. Фотографии из личного архива инструктора по физической культуре МАДОУ «Малыш» Прокофьевой Н.В.

4. Электронный ресурс// сайт доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Матч_смерти

 

 

 

 

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт