Степанова Инна Викторовна - учитель-логопед
Тукбаева Галина Леонидовна - заместитель заведующего
МБДОУ «Солнышко», г. Губкинский
"Воспитывать человека - значит определять судьбу нации"
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Детство – это период развития всех сил человека, как физических, так и душевных, период приобретения знаний об окружающем мире, период формирования благонравных навыков и привычек, накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни со становлением самосознания и самоопределением. Поэтому так важно в раннем возрасте заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты – те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения русских людей. Уже сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, любовь, покаяние и преданность Отечеству, для того чтобы завтра они дали плоды.
То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
Проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей в настоящее время в нашем обществе стоит особенно остро. Специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе, и дошкольного возраста в сфере нравственного и духовного здоровья. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняется содержанием виртуального мира, заблуждениями взрослых и мистикой.
Поэтому для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, их творческого и интеллектуального развития, обеспечения условий личностного роста необходимо установить партнерское взаимоотношение детского сада и семьи.
Именно партнерское взаимоотношение, так как только общение на равных, только совместные усилия детского сада и семьи, способствуют успеху и качеству семейного и дошкольного воспитания, а значит и гармоничному формированию и развитию ребенка.
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро.
Проблему духовно - нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
С 2018 года приоритетным направлением работы нашего учреждения является «Сотрудничество с родителями, как одно из условий качественного образования детей дошкольного возраста», что соответствует целям и задачам национального проекта «Образование». И одной из поставленных целей данного направления является духовно-нравственное воспитание дошкольников в традиционной российской семье через дошкольное учреждение.
Для работы в этом направлении решались следующие задачи:
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Приучать детей к этическим нормам поведения и к самодисциплине.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности…
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей через совместные участия в театрализованных представлениях.
В рамках работы по данному приоритетному направлению нами используются как традиционные, так и новые формы работы с родителями.
В ДОУ работала инновационная площадка «Развитие речи и творчества дошкольников на основе концепции «Театр+» направлена на развитие речи и творчества дошкольников через создание образовательного пространства, способствующего всестороннему и полноценному развитию детей.
Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Наш опыт работы с дошкольниками в этом направлении представлен организацией проведения православных праздников, тематических бесед, творческих мастерских, выставок детских рисунков и поделок, конкурсов, оформлением стенда, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия в партнерстве «педагог–ребёнок–семья».
В детском саду уже стало традицией проводить совместные праздники, где родители являются активными участниками как в подготовке к праздникам, так и в проведении. Особенность данных праздников в том, что родители всех детей без исключения участвуют на празднике вместе с детьми, и ребенок чувствует поддержку родителей не из зрительного зала, а рядом с собой. Что ㅤтакже укрепляет детско-родительские ㅤ отношения, чувство защищенности, любви, нравственного и духовного здоровья.
В основу тематических мероприятий, развлечений положены краткие сведения о происхождении праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения. События празднования включают в себя увлекательные игры, беседы, театрализованные представления, просмотр детьми видеороликов, мультимедийных презентаций, связанных с тематикой того или иного события, часто содержат вопросы, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации. Завершается мероприятие угощением детей традиционными праздничными блюдами: на Пасху - куличом и крашеными яйцами, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры, праздника, веселья, угощение воспринимаются детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребёнок принимает активное участие вместе со своими родителями и педагогами.
Организовывая все праздничные мероприятия, и также связанные с православными традициями русского народа, мы всегда стремимся, чтобы родители стали нашими единомышленниками и друзьями. По словам И. Ильина, «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз. Он призван строиться на любви, на вере и на свободе, где нужно научиться первым совместным движениям сердца и подняться к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» [1, с.80]. Родителям необходимо помочь осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Святой Иоанн Златоуст, живший в 4 веке, говорил: «Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний».
Работа по духовно-нравственному воспитанию не заканчивается проведением праздничного мероприятия, ведь потом ребята рассказывают бабушкам и дедушкам, своим друзьям о том, что им понравилось, делятся впечатлением, поздравляют друзей и близких, рисуют свои воспоминания о празднике и показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках, готовят различные поделки. Хотелось бы, чтобы у наших воспитанников остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.
Немаловажным фактором является и пространство нашего детского сада, как открытая территория для свободного взаимодействия, игры и творчества родителей с детьми. Когда родители приводят или забирают ребенка, свободно могут посещать вместе с ребенком его любимые уголки в детском саду: комнату релаксации «В гостях у феи», комнату психологической разгрузки «На морском дне», живой уголок, «игровые коридоры», тематические выставки совместных работ родителей и детей.
Данные формы работы с родителями дают большой потенциал для развития ребенка, для налаживания отношений родителей и детей, эффективного взаимодействия родителей и педагогов, успешной адаптации к детскому саду и социализации ребенка.
Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были коммуникабельны, раскрепощены, легко общались со своими сверстниками и взрослыми, что очень важно, когда ребенок переходит в школу или оказывается в новой обстановке, знакомится с новыми людьми.
В этом учебном году в данное направление внедрили еще такой вид работы, как родительский марафон, который включал несколько мероприятий для родителей: «День самоуправления родителей » (когда родители являются не помощниками воспитателей, а сами попробуют проводить мероприятия с детьми), тренинги для родителей по установлению детско-родительских взаимоотношений, организационную деловую игру по проблемам возрастной периодизации, воспитания нравственности и духовности у дошкольников, акцию «Открытые мастерские» с мастер-классами родителей и педагогов.
Результатом установления партнерских взаимоотношений родителей и педагогов выступает инициатива, исходящая от родителей для участия в выставках совместных поделок детей и родителей: «Мастерская Деда Мороза», «Рождественский вернисаж», «Пасхальная капель» и т.д. По сравнению с 2018 годом в 2020 году на 30 % больше родителей с детьми участвуют в данных конкурсах. Результат их творчества: поделки, рисунки отправляются на различные конкурсы муниципального, регионального, всероссийского уровней. С участием родителей воспитанников в 2019 – 2020 учебном году в МБДОУ были проведены 34 совместных мероприятия, 2 акции на уровне города и России: благотворительная акция «И у кошки появилась семья ». В ходе акции была проведена беседа с детьми о деятельности приюта для животных, организована выставка рисунков, собраны средства, инвентарь, корма для животных приюта « Доброе сердце».
Так же родители вместе с детьми стали участниками первого городского конкурса семейных театров фестиваля «Губкинская театральная весна», муниципального конкурса анимационных работ «Наш двор» в рамках муниципальной программы «Комфортная городская среда», за участие, в котором творческая команда детей и родителей была награждена благодарственным письмом Главы города.
Таким образом, вся духовная жизнь детей проходит через родителей. Важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброты, смирения и правдивости. Хорошо, если родители вместе с ребёнком с детства будут читать такие сказки и рассказы, которые побуждают его к размышлениям, объясняют законы мироздания, учат добрым взаимоотношениям с людьми. Святой Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Как это понять? – «Если мы хотим воспитать кого-то, сначала мы должны воспитать в себе своё духовное начало». Присутствуя на наших мероприятиях, видя, какие чувства эмоции испытывают дети, родители начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней, начинают активно участвовать в создании игровой среды (изготавливают костюмы, атрибуты), помогают в подготовке праздников и развлечений.
Православная культура в детском саду имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решить очень непростую задачу – научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала. Главный результат, которого хотелось бы достичь, заключается в усвоении ребёнком вечных человеческих ценностей, а именно милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла. Мы уверены, что в каждом ребёнке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности, надо только ему помочь использовать потенциал своей души, создав для этого все условия.
Результатом организации работы с родителями является удовлетворенность родителей формой и качеством оказываемых услуг: если в 2018 году удовлетворенность родителей формой и качеством организации работы с родителями была 87 %, то в 2020 году 95%.
Если наши тренинги посещали от 12 (37%) до 15 (45 %) родителей, то на данный момент приходят от 22 (67 %) до 26 (78 %) родителей от группы.
Если на праздниках активными участниками были 2 - 4 (6% - 12 %) родителя, то сейчас все родители (100 %) являются активными участниками.
И как результатом использования новых форм работы с родителями является новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, который только начинает жить, лечь в основу его воспитания как патриота своей Родины. Известный русский философ И. А. Ильин подчёркивает, что душа ребёнка должна быть «направлена в духовный опыт родины, вовлечена в него, приучена пребывать и творчески расцветать в нём» [1, с. 84].
Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет.
О результатах духовно-нравственного воспитания пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, а продолжается всю жизнь. Но хочется надеяться, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания на основе нашей традиционной православной культуры нам удастся возродить былое величие России. ㅤ
Список использованной литературы
1. Духовно-нравственные основы отечественного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.
2. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. - М.: Перспектива, 2011. - 136 c. ㅤ
3. Малова В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2013. - 351 c. ㅤ
4. Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. Санкт-Петербург, Санин, 2004. ㅤ
5. Пугачева Н. В., Потапова Н. Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Педагогическое общество России. – М., 2007. ㅤ
6. Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. М. Айрис-пресс, 2003. ㅤ
7. Шевченко Л.Л, Добрый мир. Православная культура для малышей Методическое пособие М. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011. ㅤ