Котина Ирина Алексеевна,
руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов
работайте над закреплением их памяти.
П.А. Флоренский.
Слайд1.
Цель допризывной подготовки заключается в формировании у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
Казачество, со своими крепкими нравственными устоями, системой ценностей и особым укладом жизни, является мощным звеном в патриотическом воспитании и подготовке молодых людей к службе в армии.
Но сегодня я хотела бы поговорить об основополагающем аспекте подготовки молодого воина – духовном.
Слайд 2.
Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: «неверующее войско учить, всё равно, что ржавое железо точить». Значит задача Церкви и наставников - помочь молодым казакам обрести Бога.
Воспитать молодого казака, патриота и гражданина – значит сформировать в человеке казачий дух, развить и укрепить его духовно.
Патриотизм - любовь и служение Отечеству – это, прежде всего, духовное состояние человека. Из христианской любви рождается патриотическое служение.
Слайд 3.
Значит нужно настойчиво и серьезно воспитывать духовное начало в молодом человеке. «Человек духовный» мыслит категориями вечности, зная о бессмертии своей души, и имеет приоритеты в своих действиях, исходящие из высшего смысла бытия, действует из высших побуждений, совпадающих с голосом совести и согласованных с волей Божией, как законом внутри себя.
Слайд 4.
Как воспитать наших молодых людей нравственными и духовно сильными личностями?
Проверено веками: дети, впитавшие в себя традиции и устои своих дедов и прадедов, выбирают верные жизненные пути и ориентиры.
В казачьей культуре Православие тесно переплеталось с воинскими традициями: бой воспринимался как священнодействие, а сами казаки рассматривали себя как воины Христовы на страже Земли Русской. Казачья доблесть основана на высоких духовно-нравственных качествах казака, на его силе духа, которую он берет в православной вере. Потому и говорят казаки о себе: «Мать казака – православная вера, а шашка – сестра».
Слайд 5.
Главным направлением служения духовенства и казачьих наставников является укоренение молодых казаков в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним. Воспитание устремленности личности молодого казака к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе.
Слайд 6.
Через изучение курсов «Православные основы казачества», «Основы православной культуры» и других, беседы о православной вере, участие ребят в Богослужениях и Святых таинствах (ибо если ты крещеный человек, а тем паче казак, то без этого никак нельзя), несения послушаний в храмах, участие в олимпиадах и конкурсах православной направленности, организации экскурсионно-паломнических поездок, трудовых и социально-благотворительных акций.
В разных регионах накоплен огромный опыт такой работы.
Молодые казаки вместе с духовниками и наставниками участвуют в создании фильмов, выпуске газет, брошюр, календарей, проводят семинары и другие мероприятия, освещающие разнообразные аспекты духовного краеведения, рассказывающие о местных православных святынях.
Слайд 7.
Участвуют в организации и проведении мероприятий и праздничных акций православной духовно-нравственной направленности, православных чтений, Дней православной культуры, лекториев, в демонстрации и просмотре документальных, художественных, учебных фильмов православного содержания.
Слайд 8.
Получают опыт православной общественно значимой деятельности, православного социального служения посредством участия в общественно полезном труде в помощь городу, станице, родному краю, в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе.
Получают системные представления о духовно-нравственных взаимоотношениях в православной казачьей семье (в процессе проведения бесед о семье, ее христианских духовных основах, о родителях и прародителях, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями и т.д.).
Важной составляющей духовно-нравственного воспитания молодых казаков является участие в крупномасштабных мероприятиях, посвященных памяти казаков, погибших во благо Отечества в разные периоды истории, а также истребленных в годы репрессий. Составляющей таких событий являются поминальные Богослужения, совместная молитва о душах усопших, воспоминание об их подвигах.
Слайд 9.
Важно учить и воспитывать будущих воинов на самых возвышенных примерах героизма духа, веры и служения Родине. В истории казачества таких примеров много.
Слайд 10.
Русь не зря называли Святой. Воспитание на примере подвигов сонма святых, просиявших в земле Российской, является отдельным направлением в работе с молодыми казаками.
Однако надо помнить, что нельзя заниматься только внешними формами просвещения. Надо доходить до каждого и молится за каждого и за всех. Давать молодым людям посильные духовные наставления и поддерживать решимость в борьбе с грехами и искушениями. Учить и практиковать жизни в целомудрии, здоровом аскетизме и духовном трезвомыслии.
Слайд 11.
Укрепление в вере может и должно победить все мелкое, низменное и возвысить человека до Богоподобия. Способствует формированию у молодых людей духа казачества, казачьей доблести, которая соединяет в современной личности гражданственность, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, военное мастерство, волю к победе, трудолюбие, жертвенность с верой в Бога и Великую Россию.
Слайд 12. Благодарю за внимание