Рылова Н.А.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением иностранных языков»,
г. Ноябрьск
Мал наш опыт,
Но подлый топот
Отличаем от честной скачки.
Взором свежим
Авось отрежем
Грязь от правды и ложь от сказки.
Юрий Ряшенцев
Слова из песни Юрия Ряшенцева говорят нам о том, что мы не можем навязать ребенку готовые нравственные постулаты, но можем, пока взор его свеж, помочь ему научиться видеть истинно прекрасное, отличить добро от зла. Особенно на уроках литературы.
Когда литература перестала быть идеологическим предметом и инструментом, она снова стала могучим средством духовного воспитания именно потому, что цель художника – не сообщать читателю какие-то истины, не пытаться поучать его, а завязывать с ним воображаемое общение. И тем самым приобщить его к своим идеалам.
Первый духовный диалог в среднем звене целесообразно начать с категории добра, а в последующих классах идет постижение разных типов добра: активного и пассивного. Это значит, что степень проявления добра у людей разная, поэтому принято отличать доброго человека от добродушного, милосердного от великодушного. Так идет работа с теми ценностными категориями, которые наполняют понятие «духовность».
Духовность соотносится, прежде всего, с миром социально-нравственных чувств. Разговор должен идти о культуре этих чувств, культуре общения, контакта, нравственного единения. Обращаясь на уроке литературы к проблемам духовным, необходимо учитывать диалектику противоречий: душии тела, разума и сердца, веры и сомнения, милосердия и эгоизма, надежды и безнадёжности, свободы и ответственности, гордыни и смирения. Сюда же входит вопрос о смысле человеческого существования. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.
Истина, надежда, доброта, человеколюбие, милосердие, вера в торжество справедливости – вот что питает нашу духовность.
Поскольку мы изучаем больше русскую литературу, то говорим о ценностях русской культуры, но через них выходим к пониманию общечеловеческих ценностей. Например, через постижение крестьянской картины мира и ключевой его ценности – земли.
Деревня является духовной колыбелью русской нации. Городскимобучающимся, у которых в силу объективных причин не сформировано чувство земли, а значит, неведома ностальгия по ней, трудно понять крестьянский закон притяжения земли, саму категорию земли как понятие мировоззренческое. Как следствие трудно понять большинство произведений русской литературы от былины о Микуле Селяниновиче до жизни Константина Левина в «Анне Карениной» и произведений «деревенской прозы». Взаимоотношениякрестьянина с землей – особые. Эти связи не могли не породить у него представления о ней как о главном, а главным в жизни может быть только живое. Отсюда идет одухотворение земли и неба, дающего ей живительную влагу. Один из очерков В. Белова книги «Лад» повествует о годовом круговороте крестьянской вселенной, о вечном общении пахаря с землей. Именно от него она получила ласковое имя – мать-кормилица. Выделяя такие величины, как «род» и «история», учителю следует подчеркнуть, что речь идет не только о родовых и исторических корнях, а о родовой и исторической памяти человека. Все это является убедительным доказательством того, что для русского пахаря земля никогда не была только источником питания, она была еще и способом его духовного и нравственного самоутверждения. Использую такой культурологический комментарий при изучении в 7 классе стихотворения «Русское поле» Инны Гофф. Обучающиеся отвечают на ключевой вопрос системы анализа текста, пытаются объяснить духовно-нравственный смысл рефрена – «здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок».
Благодатной почвой для работы над духовно-нравственными категориями являютсяпроизведения о животных, так как находят в детях очень сильный эмоциональный отклик. При анализе рассказа Леонида Андреева «Кусака» в 7 классе обращаю внимание на функцию пейзажа в тексте, и после этого мы разбираем цитату: «Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным». Необходимо ответить на вопрос: Чем больно солнце? Ребята выходят на ценностный общечеловеческий уровень и говорят о том, что это жестокость, предательство, эгоизм, черствость.
Размышление о смысле жизни тоже определяет степень духовности человека. Вспоминаем героев Толстого Пьера и князя Андрея, которые долгие годы ищут смысл жизни. Очень ценным в анализе романа «Война и мир» является наблюдение мастера-словесника Ильина о том, что семья Ростовых олицетворяет душевность, а семья Болконских – духовность. Со старшеклассниками необходимо поговорить о различии этих понятий.
О смысле жизни речь идет и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Обучающиеся отвечают на вопрос: в чем причина онегинской хандры? И приходят к выводу, что Онегин утратил смысл жизни, так как превратил свою жизнь в маскарад, примеряя наряды денди, бретера, ловеласа, светского льва. Пушкинскому герою не хватает, прежде всего, настоящей любви.
Именно литература как предмет человекоформирующий поможет детям выбрать верные ценностные категории.
Список литературы
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика-Пресс, 1998.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – № 3.
www.eidos-institute.ru; e-mail: info@eidos-institute.ru.
Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.
Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. – №6.
Крылова Л.А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе. – Петропавловск: Северо-Казахстанский университет, 1999.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М.: «Издательство политической литературы», 1991.
Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи: энцикл. / С. В. Истомин. – М.: АСТ: Хранитель, 2007.