Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей


Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей

Удалова Татьяна Александровна,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,

г. Лабытнанги

 

 Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах,

           тот больше отстает, чем успевает!

Я. А. Коменский

Я живу в самой замечательной стране мира, в России. В российской школе работаю 22 года. За время работы в школе на своем педагогическом опыте пришла к выводу, что российская школа как никогда нуждается в духовно-нравственном воспитании российских школьников на основе традиционных христианских ценностей. В современном мире, мире жестокости и насилия, телеразвлечений, угрозы терроризма, духовного обнищания, именно нравственное воспитание на основе христианских ценностей становится особенно значимым для современных поисков достижения духовной целостности каждого российского человека. В связи с этим необходима последовательная и серьезная работа.

Мы, педагоги, знаем, что социальный заказ общества – духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Оно предполагает развитие таких качеств, как патриотизм, толерантность, терпимость, милосердие, сострадание, любовь к Родине, умение жить в обществе, коллективе, серьезно и ответственно относиться к своим обязанностям и здоровью. И задача здесь состоит в том, чтобы социально необходимые требования стали внутренними стимулами личности каждого ребенка.

Все это верно, но я считаю, что духовно-нравственное воспитание российских школьников невозможно без знания православной культуры и традиционных христианских ценностей. Замечу, что в российской школе много детей разных национальностей. Они чтут свою культуру, знают и соблюдают свои нравственные традиции и законы. А наши российские школьники, к сожалению, не знают русских христианских традиций, не соблюдают законы православия. Здесь, конечно, главное «не навредить».

Я против введения в школьную программу религиоведения, ведь российскую школу посещают дети разных национальных культур, атеисты. Но я за то, чтобы российское духовно-нравственное воспитание строилось на основе христианских ценностей. Российские школьники должны с первого класса знать историю русской культуры, ее традиции, законы. Дети должны учиться руководствоваться совестью и христианскими нравственными ценностями. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в школе должны преподаваться предметы, которые будут приобщать ребенка к христианским ценностям и православной культуре.

В настоящее время в школах работают кружки внеурочной деятельности, ОРКСЭ, где дети могут знакомиться с православной культурой, христианскими ценностями, учиться жить в добре и справедливости. Но я считаю, что этого недостаточно. Необходимо ввести в школьную программу обязательный предмет, обучающий детей жить в мире и согласии со всем, что его окружает; предмет, который будет обучать ребенка быть счастливым, проявлять свои лучшие качества, помогать близким, любить своих родных и Родину. В школе дети должны не только получать знания по отдельным предметам, дети должны познавать законы жизни, учиться быть счастливыми. А без христианских ценностей православные люди не могут стать счастливыми.

И все же, что входит в понятие «христианские ценности»? Из беседы с отцом Андреем Калугиным узнаю, что христианские ценности, в первую очередь, это любовь к ближнему, уважительное отношение к старшим и ко всем окружающим, милосердие, сострадание, долготерпение и, конечно, заповеди Божьи. Детям с первой ступени обучения необходимо рассказывать о том, как важно соблюдать заповеди Божьи, строить свою жизнь на основе соблюдения христианских ценностей. Именно это приведет человека к душевному спокойствию и равновесию, свободе и счастливой полноценной жизни. Может быть, предмет, на котором будет происходить ознакомление обучающихся с христианскими ценностями будет называться «Секреты жизни» или «Как стать счастливым». В принципе неважно, но в школе обязательно должен появиться предмет, обучающий детей стать счастливыми и успешными в жизни. Конечно, прежде чем начать вводить такой предмет в образовательную программу, необходима качественная подготовка педагогов, встречи со священнослужителями. Но это жизненно необходимо школе, обществу, стране для возрождения духовно-нравственных ценностей россиян.

В условиях введения и реализации ФГОС появились часы внеурочной деятельности. Я сразу для себя решила, что это будут «Уроки нравственности», где мы сможем с ребятами говорить о значении добрых поступков в жизни каждого человека, милосердии, равном и добром отношении к детям и людям с ОВЗ. Результатом наших бесед стали конкретные добрые дела и участие в различных акциях: ребята собирали посылки для пожилых одиноких людей, игрушки и денежные средства для деток с ОВЗ, писали добрые письма со словами благодарности ветеранам Великой Отечественной войны, мастерили своими руками кормушки для птиц. Участвовали в акциях «Помоги бездомным животным!», «Озелени школьный участок», «Собери портфель» и во многих других добрых делах. Наблюдаю за своими воспитанниками и отмечаю, они стали внимательнее и заботливее по отношению друг к другу. А большим достижением и результатом работы кружка внеурочной деятельности «Уроки нравственности» стали предложения, поступающие от самих ребят, принять участие в добрых делах.

И напоследок, если мы научим детей проявлять доброту, милосердие, сострадание к ближнему, то с таким обществом можно будет многого добиться!!!

 

Список литературы

1. Козлов Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. – Изд-во Ростовского университета, 1983.

2. Косолапов Ю. А. Нравственное воспитание учащихся в процессе перспективной деятельности коллектива // Нравственное воспитание школьников. – 1975. – № 12.

3. Лагодина Е. Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт